География теневой экономики в Российской Федерации

дипломная работа

4. Показать использование материалов дипломной работы в пропаганде предотвращения правонарушений и преступности.

Методы исследования определены в соответствии с целью и задачами дипломной работы. В ходе исследования применялись методы: статистические, картографические, анализ географической и экономической литературы, периодических изданий, материалов Интернет.

Теоретическая значимость работы обусловлена ее новизной и заключается в изучении и обобщении важной для науки и практики проблемы географических особенностей развития теневого сектора в Российской Федерации.

Практическая значимость работы состоит в проведении исследований по проблемам теневого сектора в федеральных округах Российской Федерации.

В первой главе рассматриваются географические особенности теневой экономики Российской Федерации и опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики. Во второй главе показываются территориальные различия преступности в теневом секторе экономики по регионам России. Третья глава посвящена использованию материалов дипломной работы в пропаганде предотвращения правонарушений и преступности.

Глава 1 Географические особенности теневой экономики

1.1 Классификация теневого сектора российской экономики

В экономике страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую.

В различных странах используются следующие термины: «неофициальная», «подпольная», «скрытая» экономика (выделяется англоязычными авторами); «неформальная» (во французских изданиях); «тайная», «подводная» (в работах итальянских специалистов); «теневая» (в немецких источниках). Таким образом, можно сделать вывод, что в литературе нет единого термина, определяющего данный феномен.

Проведя анализ различных источников, и ознакомившись с мнением разных авторов, можно привести следующие виды разделения теневой экономики в России, которые объединены в виде схемы (рис. 1) [12, С. 10].

Рис. 1 Классификация понятий теневой экономики

1. Неофициальная или скрытая экономика. Она включает в себя все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не фиксируемые официальной статистикой производство товаров и услуг.

2. Неформальная экономика обычно связана с производством продукции в домашнем или подсобном хозяйствах, использованием профессиональных знаний и личного имущества для выполнения работ и оказания услуг. Причем результаты такой деятельности служат извлечению доходов от продажи товаров или оказания услуг на рынке товаров и услуг.

3. Фиктивная экономика. Она состоит из экономики приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошеннических действий, связанных с получением и передачей денег.

4. Подпольная, криминальная или нелегальная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности. Например, осуществление с нарушением требований законодательства деятельности по производству и продаже наркотиков, оружия и другой подобной деятельности. Это экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона (Уголовного и Гражданского кодексов) и посягательством на легальные права собственности.

Помимо описанных определений в науке выделяется характеристика неформальной экономики по степени легальности хозяйственных операций. Она делит теневой сектор экономики на следующие разновидности:

1. Легальная (неофициальная) экономика - экономическая деятельность, не нарушающая ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов, которая при этом не фиксируется в отчетности и контрактах. Хорошим примером служит натуральное производство домашних хозяйств.

2. Внеправовая экономика - экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся, таким образом, во внеправовых зонах. Хрестоматийным примером стала деятельность "финансовых пирамид" в середине 90-х годов, от которой пострадали миллионы людей, но в процессе которой просто использовались "дыры" в законодательстве.

3. Полуправовая экономика - экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы (разные способы уклонения от налогов, бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления).

4. Нелегальная, криминальная экономика - экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Примеры: наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы [33, С. 24-26].

В работах некоторых ученых можно найти ещё одну классификацию теневой экономики - по характеру и степени регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика (и вся неформальная экономика в целом) делится на следующие сегменты:

1. Деление по мотивам действий хозяйствующих агентов в отношении отчетности:

а) скрытая экономика - деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов;

б) потерянная экономика - деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.

2. Деление по охвату деятельности статистическим учетом:

а) учтенная экономика - деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дорасчетов;

б) неучтенная экономика - деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.

Таким образом, под теневой экономикой понимаются все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, но которые противоречат утвержденному законодательству, так как представляют собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, являющихся уголовными преступлениями различной степени тяжести [10, С. 102-103].

В криминологических целях целесообразно остановиться на двух признаках теневой экономики: деструктивности и противоправности.

Деструктивность теневой экономики - сущностный экономический признак. Однако не всякая деструктивность является противоправной и тем более криминальной. Более того, некоторые сектора теневой экономики могут быть и относительно конструктивными (например, теневики-цеховики» в бывшей советской экономике). Противоправность - признак формальный, и, часто, субъективный, особенно в российских условиях, когда многие законоположения лоббируются теневым капиталом и принимаются коррумпированными законодателями (например, закон о банкротстве, с помощью которого и участия судов, а также судебных приставов осуществлялся и продолжает еще осуществляться криминальный передел собственности) [15, С. 76-77].

Теневая экономика на территории Российской Федерации представлена теневым сектором, по которому можно составить несколько классификаций, которые бы описывали участников правонарушений, а также отрасли хозяйственной деятельности, в которой они происходят. Разделяются классификации в зависимости от:

- участников теневой экономики;

- контроля организованной преступностью объектов хозяйственной деятельности;

- степени проникновения теневой экономики в различные сферы деятельности.

Описать данные классификации можно следующим образом.

Всех участников теневой экономики, условно можно разделить на три группы, которые можно отразить в виде пирамиды (рис. 2) [24, С. 28-29].

Рис. 2 Пирамида движущих сил теневого сектора экономики

Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

В середине - теневики-хозяйственники. К ним относят предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков».

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки [31, С. 37-41].

С переходом России к рыночным отношениям, акционированию и приватизации государственной и общественной собственности криминальные возможности организованной преступности в сфере экономики многократно умножились. Ее представители активно действуют в самых различных отраслях экономики, внедрились в легальные сферы и общественную жизнь.

При этом участники организованной преступности могут быть либо в форме организованной группы, либо группы объединенной по предварительному сговору.

Под предварительным сговором понимается сговор до начала выполнения действий, составляющих объективную сторону преступления.

Организованная группа - более опасная разновидность соучастия с предварительным соглашением. Организованной группе свойственны профессионализм и устойчивость, объединенность членов, заблаговременность объединения, цель объединения - совершение одного или нескольких преступлений [11, С. 34-35].

По результатам проведенного анкетирования экспертов МВД России 10% опрошенных считают, что организованная преступность полностью контролирует деятельность субъектов экономики; 65% ответили, что она является одним из важных факторов (наряду с другими), оказывающим негативное влияние на криминальную ситуацию в сфере экономики; 23% - играет второстепенную роль, хотя и оказывает негативное влияние на криминальную ситуацию в сфере экономики; 1% - не оказывает сколь-нибудь значимого влияния на криминальную ситуацию в сфере экономики; остальные воздержались от ответа [21].

Организованная преступность стремится установить контроль над высокодоходными предприятиями, отраслями и сферами хозяйственной деятельности. Чаще всего находятся под контролем организованной преступности следующие объекты экономики (табл. 1, рис. 3) [21].

Таблица 1

Распределение объектов отраслей экономики, находящихся под контролем организованной преступности в 2007 г.

Предприятия, находящиеся под контролем организованной преступности

Мнение опрошенных сотрудников МВД России по вопросу, какие объекты чаще всего находятся под контролем

(в %)

Мнение опрошенных работников хозяйствующих субъектов о том, какие объекты чаще всего находятся под контролем

(в %)

Внешнеэкономическая деятельность

23

24

Топливно-энергетический комплекс

53

46

Агропромышленный комплекс

12

17

Потребительский рынок

47

47

Кредитно-финансовая сфера

33

53

Бюджетная сфера

15

15

Рис. 3 Распределение объектов отраслей экономики, находящихся под контролем организованной преступности, по мнению опрошенных, в %

Из приведенных таблицы и диаграммы видно, что мнение опрошенных групп респондентов совпадает по большинству объектов отраслей и сфер хозяйственной деятельности, находящихся под контролем организованной преступности, в первую очередь к ним относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, затем следуют предприятия и организации потребительского рынка, а также сфера внешнеэкономической деятельности.

Определенные различия во мнениях наблюдаются в отношении организаций кредитно-финансовой сферы. По всей видимости, работники хозяйствующих субъектов поставили эту сферу на первое место в связи со значительным распространением ранее фактов хищений денежных средств путем предоставления фальшивых авизо, хищений кредитных ресурсов, незаконного сбора денежных средств от населения под большие проценты с последующим их присвоением [30, С. 35].

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Наиболее активно организованные преступные формирования действуют в топливно-энергетическом комплексе, далее следует производство и незаконный оборот этилового спирта, алкогольной, табачной и иной продукции. На третьем месте по степени активности организованных преступных групп находятся такие отрасли и сферы, как предприятия и организации потребительского рынка; внешнеэкономическая деятельность; добыча, производство и использование драгоценных металлов и драгоценных камней; бюджетная и внебюджетная сфера. Четвертое место занимают сфера интеллектуального пиратства; банковская сфера; банкротство предприятий различных отраслей и сфер экономики [5, С. 44].

Таким образом, можно сделать вывод, что теневая экономика в России в настоящее время в той или иной форме проникла во все сферы хозяйственной деятельности экономических субъектов.

В качестве доказательства можно предложить схему увеличения степени распространения теневой экономики в зависимости от сферы деятельности (рис.4) [13, С. 40-41].

Рис. 4 Степень проникновения теневой экономики по сферам деятельности

Данная схема позволяет увидеть, что степень проникновения теневой экономики по видам деятельности, достаточно высокая она в сфере предоставления услуг населению и во внешнеэкономической деятельности. Оба эти вида экономической деятельности достаточно сильно подвержены влиянию теневой экономики.

В сфере услуг имеет место практика оказания услуг без официального оформления. Кроме того, большой спектр услуг оказывается физическими лицами, незарегистрированными в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не подающими сведения о доходах в налоговые органы.

Во внешнеэкономической деятельности на протяжении всего периода экономических преобразований наблюдается рост экономических преступлений, из них самые популярные в настоящее время - незаконное возмещение НДС по экспорту, невозвращение экспортной выручки, неуплата таможенных платежей, коррупция, ввоз и вывоз товаров по нелегальным каналам.

Предприятия распределяются по секторам экономики на государственные, частные и смешанного типа. Частный сектор гораздо менее контролируем государством и, следовательно, гораздо более подвержен влиянию теневой экономики.

Структурирование рынков по типу конкуренции включает монопольный рынок, олигопольный рынок и рынок свободной конкуренции. Конкурентный рынок с большим количеством независимых участников контролировать гораздо тяжелее, а значит, и возможностей для распространения теневой экономики здесь намного больше.

Рынки также можно разделить на рынок рабочей силы, рынок товарных потоков и рынок финансовых потоков. На рынке рабочей силы - это теневая занятость и скрытая оплата труда, на рынке товарных потоков - неофициальное производство и неучтенный сбыт товаров, на рынке финансовых потоков - неучтенный оборот наличных денежных средств.

Особого внимания заслуживает сектор «наукоёмкость продукции». Наименьшую распространенность теневая экономика получила в сфере высокотехнологичных наукоемких товаров, в силу, вероятно, дороговизны их производства, ограниченности спроса и невозможности скрыть от государственного контроля факт совершения сделки продажи и получения дохода. [24, С. 53-54].

Таким образом, приведённые классификации говорят о том, что теневой сектор экономики может различаться в зависимости от его участников и сферы деятельности.

Предоставив классификацию теневого сектора и пирамиду движущих сил, схему увеличения степени распространения теневой экономики переходим к следующему разделу этой главы «Виды преступлений экономической направленности по регионам».

1.2 Виды преступлений экономической направленности по регионам Российской Федерации

Одной из ведущих причин криминализации экономических отношений в России, по утверждению специалистов, является неподготовленность механизма хозяйствования к новым экономическим условиям, именно поэтому переход на рельсы экономического развития рыночного типа оказался достаточно болезненным, повлекшим, наряду с другими негативными последствиями, бурный всплеск экономической преступности [29, С. 144].

На территории Российской Федерации основные виды преступлений экономической направленности выделяются на основании Уголовного кодекса, согласно которому преступления в сфере экономической нарушают порядок осуществления экономической деятельности, установленный различными отраслями права в соответствующих законах, регулирующих экономическую деятельность [16, С. 48-49].

Сегодня, очевидно, что теневая экономика и связанная с ней преступность в сфере экономической деятельности, являются неизбежными спутниками любого государства. Но указанное явление имеет разный масштаб распространенности и свои специфические особенности на каждой определенной территории.

Исходя из сказанного, необходимо изучить и тщательно проанализировать информацию о том, какие виды преступлений экономической направленности фиксируются на разных территориях Российской Федерации, в разных её регионах.

Проводя данное исследование, была выявлена проблема отсутствия такой информации в литературных и периодических источниках. Поэтому сравнение проводилось по данным, которые удалось найти в сети Интернет.

На основе описанных далее данных в отношении развития различных видов преступлений экономической направленности по федеральным округам Российской Федерации, можно составить сводную таблицу, отражающую конкретные сведения по федеральным округам и тому, какие статьи Уголовного кодекса фигурируют в преступлениях наиболее часто (табл. 2)

Таблица 2

Основные виды экономической преступности в федеральных округах Российской Федерации

Федеральный округ

Наименование статьи Уголовного кодекса Российской Федерации

Преступления против

собственности

Преступления в сфере экономической деятельности

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Хищение, кража, грабеж

Мошенничество

Вымогательство

Незаконное предпринима-тельство

Незаконная банковская деятельность

Лжепредпринима-тельство

Легализация или отмывание денежных средств

Изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг и т.д.

Контрабанда

Уклонение

от

уплаты налогов

Коммерческий подкуп

Ц

Ф

О

+

+

+

+

+

+

+

П

Ф

О

+

+

+

+

+

+

+

У

Ф

О

+

+

+

+

+

+

ЮФ

О

+

+

+

+

+

С-

З

Ф

О

+

+

+

+

+

С

Ф

О

+

+

+

+

+

Д

Ф

О

+

+

+

+

+

+

Далее следует более подробно описать представленные в таблице данные.

Данные последних лет, которые представлены в интерактивных источниках, свидетельствуют о следующих видах экономических преступлений на территории Российской Федерации.

По данным сайтов интерактивных новостей - Информационного агентства «Росбалт» (www.rosbalt.ru), агентства экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС» (www.prime-tass.ru), а также экономических сайтов, в частности Комитета по борьбе с коррупцией (www.com-cor.ru), сайта «Бизнес в Центральном федеральном округе» (www.cfo.allbusiness.ru).

По Центральному федеральному округу можно представить следующие данные (рис. 5).

Хищение, кража, грабеж

Изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг и т.д.

Мошенничество

Контрабанда

Незаконное предпринимательство

Коммерческий подкуп

Незаконная банковская деятельность

Рис. 5 Виды правонарушений в Центральном федеральном округе

В округе постоянно большим является количество мошенничества, незаконного предпринимательства, взяточничества. Анализ данных свидетельствует, что участники организованных преступных формирований в преобладающем большинстве контролируют предприятия малого и среднего бизнеса, лиц, занимающихся частнопредпринимательской деятельностью. В основном это муниципальные рынки, в дирекцию которых входят лидеры организованных преступных группировок или их ставленники. Руководители отдельных акционерных обществ используют криминальных лидеров в целях своей безопасности. Существует и тенденция криминализации руководства крупных промышленных предприятий региона, как правило, в условиях коррумпированной поддержки со стороны чиновников властных и исполнительных органов.

Широкое распространение получили хищение денежных средств с использованием подложных платёжных документов, безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов, ссуд, дотаций, должностные злоупотребления руководителей и служащих банков.

На территории данного региона выявляются случаи контрабанды, изготовления и сбыта платежных банковских карт или документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков, фиксируются преступления в банковской сфере, в том числе связанные с преднамеренным банкротством, особое внимание уделялось раскрытию фактов хищения и незаконного расходования бюджетных средств.

По Северо-Западному федеральному округу были изучены следующие электронные Интернет-издания - сайт информационного агентства «СеверИнформ» (www.severinform.ru), сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу (www.fsfmsz.ru), электронное издание «Деловая пресса» (www.businesspress.ru). Они позволили сделать следующие выводы по региону.

В Северо-Западном федеральном округе существует следующая ситуация в отношении преступлений экономической направленности (рис. 6).

Мошенничество

Незаконное предпринимательство

Легализация или отмывание денежных средств

Уклонение от уплаты налогов

Коммерческий подкуп

Рис. 6 Виды правонарушений в Северо-Западном федеральном округе

Постоянно ведется борьба с коррупцией, фиксируются незаконное завладение государственной собственностью, допускаются многочисленные корыстные злоупотребления при ее управлении, процветает уклонение под различными предлогами от налогообложения.

Правоохранительными органами Северо-Западного федерального округа постоянно проводится работа по выявлению и пресечению фактов легализации денежных средств, полученных преступным путем. Также проводится работа правоохранительных органов по выявлению в сфере незаконного предпринимательства в особо крупном размере.

Особая роль в данном регионе отводится профилактике и расследованиям особо значимых преступлений экономической направленности, таких как финансовые мошенничества, хищение бюджетных средств, преступления коррупционной направленности, а также дел, связанных с финансированием террористической и экстремистской деятельности.

Охарактеризовать виды преступлений экономической направленности в Приволжском федеральном округе можно исходя из данных предоставленных следующими источниками - Регионального информационного агентства Правительства Нижегородской области «Время Н» (www.vremyan.ru), информационного агентства Удмуртии «День» (www.dayudm.ru), порталов «Малый и средний бизнес Самарской области» (www.sme.samregion.ru) и Министерства внутренних дел Российской Федерации (www.mvd.ru).

Анализируя эти источники были получены следующие сведения (рис.7).

Хищение, кража, грабеж

Легализация или отмывание денежных

средств

Мошенничество

Изготовление или сбыт поддельных денег,

ценных бумаг и т.д.

Незаконное предпринимательство

Уклонение от уплаты налогов

Незаконная банковская деятельность

Рис. 7 Виды правонарушений в Приволжском федеральном округе

На территории Приволжского федерального округа также отмечается рост преступных посягательств в сфере экономической деятельности. Преступные интересы преступных группировок распространяются на потребительский и сырьевой рынки, кредитно-финансовую систему, внешнеэкономическую деятельность.

Наибольший ущерб экономической, хозяйственной и финансовой системе наносит деятельность организованных преступных формирований с межрегиональными и международными связями. Обширные связи таких формирований за пределами Поволжья и России используются для легализации (отмывания) грязных денег.

Растет трансграничная преступность. Количественный рост операций со странами СНГ связан не только с изменением конъюнктуры рынка, но и с различием систем уголовного правосудия России и Казахстана.

В регионе постоянно выявляются факты квалифицированного мошенничества, присвоений или растрат. Сотрудниками подразделений по налоговым преступлениям фиксируются факты уклонения от уплаты налогов физических лиц и организаций. Устанавливаются случаи незаконного предпринимательства. Возбуждаются уголовные дела, связанные с неправомерными действиями при банкротстве, преднамеренным и фиктивным банкротством. Замечаются коррупционные проявления, преступления в сфере изготовления или сбыта поддельных денежных купюр.

Характеристика экономической преступности Уральского региона, была найдена в таких источниках - информационном агентстве «Новости Федерации» (www.regions.ru), порталах Главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу (www.mvd-urfo.ru) и Управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе (www.genprok-urfo.ru), инновационном портале Уральского федерального округа «Инвур» (www.invur.ru).

В Уральском федеральном округе встречаются следующие виды преступлений экономической направленности, которые опираются на те или иные условия развития региона (рис. 8).

Мошенничество

Контрабанда

Легализация или отмывание денежных средств

Уклонение от уплаты налогов

Изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг и т.д.

Коммерческий подкуп

Рис. 8 Виды правонарушений в Уральском федеральном округе

К факторам, осложняющим обстановку в Уральском федеральном округе, прежде всего относятся крупнейшие транспортные узлы, граница с Казахстаном, проблемы, связанные с перераспределением собственности, конверсией военно-промышленных предприятий.

Наличие крупной сырьевой базы, в первую очередь топливно-энергетической, большое количество предприятий военно-промышленного комплекса, переход крупных предприятий и целых отраслей производства из государственной формы собственности в коллективную и частную, отсутствие централизованного контроля за их деятельностью обусловливают функционирование источников хищения и каналов контрабандного вывоза стратегического и иного важного сырья, подпольных цехов по изготовлению огнестрельного оружия.

Для данного региона характерны следующие виды экономических преступлений - совершение коммерческого подкупа, совершение мошеннического хищения денежных средств, фиксируются факты легализации доходов, полученных преступным путем, число налоговых преступлений, возбуждаются уголовные дела, связанные с изготовлением поддельных денег и ценных бумаг.

Описание основных видов преступлений экономической направленности Южного федерального округа было взято из таких информационных сайтов, как - Информационное агентство «REGNUM» (www.regnum.ru), Российское агентство международной информации «Южный округ» (www.ug.rian.ru), электронное издание собрания трудов «Южнороссийское обозрение» (www.ippk.edu.mhost.ru).

Данному округу можно дать следующую характеристику (рис. 9).

Хищение, кража, грабеж

Изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг и т.д.

Мошенничество

Коммерческий подкуп

Вымогательство

Рис. 9 Виды правонарушений в Южном федеральном округе

На территории округа действуют организованные преступные формирования как общеуголовной, так и экономической направленности. Основную долю экономических преступлений составляют хищения, фальшивомонетничество, мошеннические операции с использованием фиктивных документов, подставных лиц и коммерческих структур в наиболее значимых отраслях экономики - зерновой рынок, нефтебизнес, кредитно-финансовая система, алкогольный бизнес, потребительский рынок.

Помимо этого для региона характерны случаи подделки денег и ценных бумаг (кредитных карт и иных платежных средств), постоянно выявляются преступления по фактам взяточничества, также нередки преступления связанные с вымогательством.

По Сибирскому федеральному округу проанализированы источники - Информационных агентств «ФедералПресс, Сибирь» (www.uralpolit.ru) и «Сибирь» (www.ria-sibir.ru), сайт Национальной безопасности (www.nacbez.ru), портал федеральных органов власти Сибирского федерального округа (www.sibfo.ru).

В Сибирском федеральном округе наблюдается следующая ситуация (рис. 10).

Мошенничество

Изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг и т.д.

Незаконная банковская деятельность

Коммерческий подкуп

Легализация или отмывание денежных средств

Рис. 10 Виды правонарушений в Сибирском федеральном округе

В Сибирском федеральном округе постоянно фиксируются факты налоговых преступлений связанных с нарушением налогового законодательства, легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Для территории округа характерны преступления в сфере фальшивомонетчества.

Округ постоянно ведет борьбу с мошенничеством (постоянно наблюдается увеличение числа мошеннических действий в отношении банковских структур), с коррупцией и взяточничеством.

Данные по Дальневосточному округу были заимствованы со следующих интерактивных сайтов - Интернет-газет «Охрана.RU» (www.oxpaha.ru) и «ZRPRESS.ru» (www.zrpress.ru), портала Министерства внутренних дел Российской Федерации (www.mvd.ru).

В этом округе сложилась следующая ситуация (рис. 11).

Хищение, кража, грабеж

Лжепредпринимательство

Мошенничество

Контрабанда

Вымогательство

Уклонение от уплаты налогов

Рис. 11 Виды правонарушений в Дальневосточном федеральном округе

Дальневосточный федеральный округ развивается за счет оборонных объектов (авиа- и судостроительные заводы, военно-морские базы), в экономике преобладали отрасли энергетики и промышленности, связанные с разработкой природных ресурсов.

Анализ складывающейся в округе обстановки свидетельствует о тенденции к увеличению числа хищений денежных средств в кредитно-банковской сфере, незаконному вывозу за рубеж капиталов, стратегического сырья, продукции рыбодобывающей и лесной промышленности.

Продолжается процесс сращивания организованных групп общеуголовной ориентации с группировками, действующими в сфере экономики. Значительная часть сконцентрированных в криминальной сфере теневых капиталов способствует усилению потенциала организованной преступности в регионе. Увеличивается её интеграция в экономическую сферу с целью получения сверхвысоких незаконных доходов.

Криминальная ситуация становится более напряженной в районах с высокой степенью предпринимательской активности, благоприятными возможностями быстрого оборота финансового капитала, в том числе нелегального, для извлечения высокой прибыли (Приморский край, Сахалинская, Камчатская области).

В центре криминальных интересов преступных сообществ находятся приграничные территории, места добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов, морепродуктов, транспортные магистрали. Для обеспечения безопасности своей преступной деятельности сообщества устанавливают связи с представителями органов государственной власти и управления на региональном и федеральном уровнях.

Основными видами противоправной деятельности организованных формирований остаются: вымогательство части прибыли у различных коммерческих структур; незаконный вывоз сырья, материалов, морепродуктов за границу; создание лжекоммерческих структур и использование фиктивных документов с целью совершения хищений; совершение мошенничества при заключении сделок на поставки продукции или сырья; организация игорного бизнеса; проституция; сокрытие различных видов доходов от налогообложения.

Общую ситуацию по федеральным округам можно проанализировать нанеся на карту страны всю информацию о встречающихся в регионах основных преступлений экономической направленности (рис. 12).

Хищение, кража, грабеж

Незаконная банковская деятельность

Контрабанда

Мошенничество

Лжепредпринимательство

Уклонение от уплаты налогов

Вымогательство

Легализация или отмывание денежных средств

Коммерческий подкуп

Незаконное предпринимательство

Изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг и т.д.

Рис. 12 Виды преступлений экономической направленности по федеральным округам

Правовое регулирование нарушений в сфере экономической деятельности, на всей территории России осуществляется, как сказано выше, исходя из Уголовного кодекса, но на основании тех преступлений экономической направленности, которые фиксируются в отдельных регионах, субъекты Федерации принимают в дополнение к Уголовному кодексу свои законодательные акты, устанавливающие ответственность за те или иные правонарушения. Это объясняется тем, что с учетом уже имеющегося опыта нормотворчества самих регионов и обширной правоприменительной практики законодательных органов различных субъектов Российской Федерации, а главное исходя из тех видов преступлений экономической направленности, которые характерны для каждого округа, регионы вводят такие дополнения.

Следует привести примеры некоторых из них.

Алтайский край, Республика Мордовия, Ленинградская, Орловская, Тверская области вводят раздел «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности». В Республике Тыва, Оренбургской, Ростовской, Тульской, Кировской и Мурманской областях действуют законы предусматривающие отдельную главу под условно общим для всех наименованием «Правонарушения в сфере торговли».

Также стоит отметить, что в субъектах Российской Федерации (Ставропольский край, г. Москва, Пензенская, Саратовская и Липецкая области и др.) действуют законы, предусматривающие административную ответственность за отдельные административные деликты, которые можно разделить на две группы: 1) законы, устанавливающие ответственность за административные правонарушения в сфере торговли на рынках и оказании услуг (Ставропольский край, г. Москва); 2) законы, устанавливающие ответственность за административные правонарушения, связанные с оборотом спиртосодержащей продукции домашней выработки (Пензенская, Саратовская, Липецкая, Псковская, Челябинская, Ивановская, Архангельская области, Алтайский край).

Помимо перечисленных установлена ответственность за следующие правонарушения: 1. Нормы, предусматривающие ответственность за реализацию табачных изделий с нарушением установленного порядка (например, статья «Розничная продажа табачных изделий» Кодекса Кабардино-Балкарской Республики). 2. Нормы, предусматривающие ответственность за организацию и проведение азартных игр (статья «Организация и проведение азартных игр на деньги, вещи и иные ценности в общественных местах» Кодекса Коми-Пермяцкого автономного округа). 3. Нормы, предусматривающие ответственность за обман потребителей (статья «Обман потребителей гражданами» Закона Алтайского края).

Нормы, предусматривающие ответственность за распространение и демонстрацию эротической продукции (статья «Нарушение правил, относящихся к специальным отметкам и упаковке эротической продукции» Закона Читинской области) [34, С. 167-171].

Представленные данные можно отразить картографически, для более наглядного видения, как некоторые регионы России дополняют Уголовный кодекс РФ своими законами, в зависимости от правонарушений на их территории (рис. 13).

«Правонарушения в области предпринимательства»

«Розничная продажа табачных изделий»

«Правонарушения в сфере торговли»

«Организация и проведение азартных игр на деньги, вещи и иные ценности в общественных местах»

«Правонарушения в сфере торговли на рынках и оказании услуг»

«Нарушение правил, относящихся к специальным отметкам и упаковке эротической продукции»

«Правонарушения, связанные со спиртосодержащей продукцией домашней выработки»

«Обман потребителей гражданами»

Рис. 13 Законы субъектов России в сфере незаконной экономики

Рассмотрев теневой сектор экономики России, рассмотрим опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики.

1.3 Опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики

В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный Комитет по разработке международной конвенции против коррупции и «отмывания» незаконных денежных средств. В борьбе с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, активно участвуют такие организации, как Интерпол, Мировой банк, Европейский совет, Оффшорная группа банковских инспекторов, Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью и другие международные организации, действует также международная программа ООН по борьбе с наркоманией.

Во многих странах приняты законодательные акты, предусматривающие жесткие меры борьбы с отмыванием незаконно добытых денег.

В законодательстве большинства развитых государств предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц банков за несоблюдение этих мер и за содействие в проведении сомнительных и подозрительных банковских операций. Практический интерес для нашей страны имеет, в частности, опыт Китая по контролю за движением теневого капитала и предотвращению незаконных экономических операций.

В развитых рыночных странах государство борется с теневым сектором, уделяя приоритетное внимание прежде всего усилению ответственности за налоговые преступления.

Так, важнейшим законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые преступления и проступки, в Германии является Положение о налоговых правонарушениях.

Во Франции основным законодательным актом, регламентирующим ответственность за совершение налоговых преступлений, является Общий кодекс о налогах. Здесь к правонарушениям относятся и действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем обмана.

В Великобритании ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных законодательных актах. При этом виды правонарушений подразделяются на несколько групп: проступки, связанные с нарушением сбора налогов; преступления, связанные с мошенничеством и подделкой в сфере налогообложения; таможенные правонарушения.

В США все налоговые преступления квалифицируются по степени их тяжести на тяжкие и менее тяжкие. Налоговое законодательство этой страны предусматривает уголовную ответственность не только лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, но и должностных лиц и работников налоговой службы. Нормы, регулирующие порядок взыскания налогов, контроль за неуплатой и правонарушениями, в отдельных штатах США являются более дробными.

Особо интересен опыт борьбы с теневой экономикой Восточных государств. К примеру, в ОАЭ отсутствует налогообложение как таковое, что изначально заставляет государство изыскивать иные способы поддержание государственной казны. Кроме того, возможность получения полной прибыли без вычета налогов позволяет снизить себестоимость продукции и максимально использовать прибыль для развития производства. При этом государство экономит огромные денежные средства ввиду отсутствия необходимости содержания налогового аппарата. Отсутствие подоходного налога в этой стране делает ее привлекательной для вложения в нее инвестиций как физических, так и юридических лиц, а также способствует высокой конкуренции на рынке рабочей силы.

Следует заметить, что многие приемы борьбы с теневой экономикой не имеют должного эффекта, а лишь затрудняют деятельность субъектов экономических отношений (так, например, запрет для юридических лиц использовать жилые помещения в качестве юридического адреса с целью борьбы с компаниями-однодневками привел к усложнению процедуры регистрации для многих учредителей).

Но, несмотря на сказанное, представляется что вышеизложенный опыт законодательного закрепления воздействия на теневую экономику, накопленный разными странами, вполне может быть адаптирован к современным российским реалиям.

Помимо перечисленных мер в борьбе с экономической преступностью необходимо международное сотрудничество [28, С. 23-24].

Для этого необходимо присоединиться к принятым международным конвенциям, в частности таким, как проект Конвенции Совета Европы, предусматривающей конфискацию выручки от преступления; разработать проект конвенции о принципах сотрудничества России со странами СНГ в борьбе с организованной преступностью; подготовить предложения о присоединении к конвенциям Совета Европы по вопросам борьбы с преступностью, в частности: Европейской конвенции о взаимной правовой помощи (1959 г.), Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Протоколу о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.), Европейскому соглашению о передаче заявлений о правовой помощи (1977 г.), международно-правовым документам о противодействии «отмыванию» средств, полученных противоправным путем [10, С. 101-110].

1.4 Мероприятия направленные на выявление теневой деятельности в субъектах Российской Федерации

Борьба с теневой деятельностью в экономике и её последствиями постоянно проводится на территории Российской Федерации. Проблема минимизации экономической преступности требует на сегодняшний день комплексного решения.

Для того чтобы, достигнуть наибольших результатов по этому направлению необходимо проведение постоянного мониторинга экономической безопасности регионов и территорий. Для этого необходимо применять целый комплекс методов выявления теневой деятельности субъектов экономических отношений, чтобы в дальнейшем, исходя из полученных результатов, применять необходимые методы борьбы с экономической преступностью [12, С. 35].

Для выявления используются различные методы, которые делятся на 3 группы: учетно-статистические, методы открытой проверки и экономико-правовые.

1. Учетно-статистические методы используются для установления статистических закономерностей, обеспечивают наиболее полную регистрацию теневой деятельности. Различают:

А) Метод специфических индикаторов, который связан с использованием одного показателя, отражающего уровень экономической деятельности.

Б) Метод мягкого моделирования, который предполагает выделение факторов, определяющих теневую экономику, в их совокупности, используется для расчета её относительных объемов.

В) Структурный метод, основанный на использовании информации о размерах теневой деятельности в различных отраслях производства.

Г) Экспертный метод, включающий в себя использование экспертных оценок.

Д) Смешанные методы, когда строится модель, учитывающая большое количество детерминант и индикаторов теневой деятельности.

2. Методы открытой проверки, как правило, используют различные контролирующие органы, они выявляют теневую деятельность в той мере, в которой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов.

3. Экономико-правовые методы чаще всего применяются органами внутренних дел, прокуратуры при раскрытии и расследовании преступлений, а также в процессе доказывания в гражданском или уголовном судопроизводстве.

Методы экономико-правового анализа включают в себя:

А) Метод бухгалтерского анализа - системное исследование элементов бухгалтерского учета (баланса, счетов, проводится инвентаризация и т.п.); отклонений от обычного порядка отражения экономической деятельности в одном из элементов метода бухгалтерского учета (между аналитическим и синтетическим учетами, между первичным и сводными документами и т.п.); нарушений технологического процесса учетной работы (мнимое исправление учетных записей, нарушение правил учета, проведения инвентаризации).

Б) Метод документального анализа - изучение документов с целью выявления несоответствий, которые могут быть в виде:

- противоречий в содержании отдельного документа;

- противоречий в содержании учетных документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции;

- противоречий в содержании учетных документов, отражающих однородные операции.

В) Метод экономического анализа - изучение различных взаимосвязанных и взаимоопределяемых экономических показателей (показателей, характеризующих те или иные стороны экономической деятельности, специальных расчетных показателей, найденных на основе отчетных данных и т.д.) [2, С. 307-310].

Таким образом, методы, описанные выше, необходимы для своевременного выявления теневой деятельности субъектов Российской Федерации и дальнейшей борьбы с ними.

На территории Российской Федерации постоянно ведется борьба с экономической преступностью.

В нашей стране выделяется две взаимосвязанные стратегии борьбы с экономической преступностью. Первая стратегия - это путь ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, вторая стратегия, напротив, предполагает поощрение желательных общественно полезных экономически эффективных форм поведения [36, С. 236-237].

Первая стратегия - путь ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, означает, прежде всего, создание невыносимых условий для криминального предпринимательства [3, С. 269].

Создание таких условий выражается в следующей совокупности мероприятий.

Во-первых, в ограничении оборота предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих (оружия, наркотических средств и т.д.) и в ужесточении контроля за таким оборотом.

Во-вторых, в усилении контроля государства за кредитно-финансовой сферой. Наилучшей профилактикой отмывания денет через кредитно-финансовую сферу, является прозрачность финансовых сделок для уполномоченных органов.

В-третьих, необходимо, ограничить необоснованную либерализацию внешнеэкономической деятельности, способствующую незаконному вывозу из России сырьевых ресурсов, проникновению в нашу страну транснациональных преступных группировок, их сращиванию с российской организованной преступностью.

В-четвертых, необходимо провести ревизию произведенной в стране грабительской приватизации, способствующей крупномасштабной легализации капитала.

В-пятых, в связи с ограниченным введением земли в гражданский оборот, реформой жилищно-коммунального хозяйства необходимо законодательно предусмотреть обязательное декларирование источника средств, за счет которого приобретается имущество.

Помимо создания невыносимых условий для криминального предпринимательства данная стратегия борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности предполагает вытеснение из этой сферы криминальных методов регулирования экономических отношений. Особенно актуальным в этом плане представляется вытеснение криминальных структур из сферы отношений по возвращению кредиторам долгов.

Таким образом, вытеснение криминальных структур из сферы экономических отношений предполагает, прежде всего, возвращение государства в сферу этих отношений, восстановление его регулятивных функций, силы и авторитета [32, С. 72-78].

Вторая стратегия борьбы с экономической преступностью, предполагающая поощрение желательных общественно полезных экономически эффективных форм поведения, заключается в следующем.

Во-первых, создание благоприятных условий для законной предпринимательской деятельности. Такая деятельность должна быть направлена на отдание приоритета в экономической политике и вкладыванию капитала в производственную сферу, а не в торгово-финансовую, которая в большей степени подвержена криминализации.

Создание благоприятных условий для законной предпринимательской деятельности предполагает также стимулирование предпринимательства, непосредственно направленного на удовлетворение интересов законопослушных потребителей, на поощрение государством добросовестного труда, создающего материальные блага, активизацию государством защиты всех форм собственности, имеющих законное происхождение [20, С. 3].

Во-вторых, государство должно стимулировать деятельность законопослушных предпринимателей по созданию и усилению ими системы криминологической безопасности своих объектов собственности, а также вносить свой вклад в такую деятельность.

Криминологическая безопасность представляет собой комплекс организационно-управленческих, правовых, специальных, социально-психологических, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на защиту объекта [31, С. 43].

Криминологическая безопасность включает защиту объекта от внешних и внутренних угроз. Внешняя безопасность предполагает защиту объекта от конкурирующей фирмы, деятельности враждебного государства, партнера по экономической деятельности, преступных группировок. Система внутренней безопасности предусматривает защиту объекта экономики главным образом от преступных действий сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с предприятием [15, С. 245].

Делись добром ;)