logo
Анализ населения республики Карелия: проблемы и пути их преодоления

4. Занятость населения республики Карелия

Сложившаяся структура экономики Республики Карелия имеет четко выраженную индустриальную направленность и характеризуется преобладанием добывающих отраслей промышленности. В промышленности значительный удельный вес занимает лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли (41,2%), черная металлургия (18%) и электроэнергетика (14,8 %). В структуре оборота организаций по видам экономической деятельности Республики Карелия определяющую роль играют обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых, которые обеспечивают 67% всего оборота организаций по видам экономической деятельности.[9]

Крупнейшие промышленные предприятия Карелии: Онежский тракторный завод, АО «Карельский окатыш» (бывший Костомукшский ГОК), судостроительный завод «Авангард», Надвоицкий алюминиевый завод, Вяртсильский металлургический завод, АО «Сегежабумпром», «Петрозаводскбуммаш», АО «Кондопога», Суоярвская картонная фабрика, целлюлозный завод «Питкяранта», Ляскельский бумажный завод. Предприятия электроэнергетики, входящие в состав «Карелэнерго»: каскады ГЭС на реках Кемь, Выг, Сунна, Кумская ГЭС. Из отраслей сельского хозяйства наиболее развиты животноводство (молочное и мясное) и птицеводство, для которых в республике выращивают местные кормовые культуры. На северы области традиционно занимаются пушным звероводством и оленеводством. В прибрежных районах Белого моря, Онежского и Ладожского озер, на крупных реках развито рыболовство.[1]

Для таких трудоемких отраслей требуется много рабочей силы, но из-за естественной убыли населения снижается и численность трудоспособного населения.

Таблица 4.1. Численность трудоспособного населения.*

год

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

мужчин, чел

229525

221278

212483

215299

216539

216872

217042

женщин, чел

211343

207652

211669

218030

217083

216508

215674

всего, чел

440868

428930

424152

433329

433622

433380

432716

доля от всего населения, %

55,7

55,9

57,9

61,9

62,4

62,6

62,8

*Данные с сайта http://www.gks.ru/

Но не все трудоспособное население является экономически активным и занятым в экономике республики.

Таблица 4.2. Численность экономически активного населения.

год

численность ЭАН, тыс. чел

в том числе

уровень безработицы

занятых в экономике

безработных

1990

437

416

22

5

1995

400

348

51

12,8

2000

381

338

43

11,3

2005

380

346

33

8,8

2006

382

368

14

3,6

2007

381

358

24

6,2

2008

384

351

32

8,4

В период с 1990 по 1995 гг. уровень безработицы вырос более чем в два раза. Главной причиной стала перестройка экономики страны и последующий финансовый кризис. Структура занятости населения в республике Карелия претерпела серьезные изменения. Численность занятых в сфере материального производства за период 1990-1999 гг. уменьшилась на 105501 чел., из которых 49% пришлось на промышленность (52152 чел.), 25,8% - строительство (27466 чел.) и 12,1% (12904 чел.) на сельское хозяйство. Численность занятых в сельском хозяйстве уменьшилась на 66,4%. Самые незначительные изменения (в сторону уменьшения) в численности занятых за период реформ произошли в лесном хозяйстве (на 645 чел.), связи (на 463 чел.), в отрасли «геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы» (на 299 чел.).

В нематериальных отраслях производства за этот период численность занятых в целом увеличилась за счет таких отраслей как: «управление», «жилищно-коммунальное хозяйство», «здравоохранение», «кредитование», «страхование», «финансы» и прочие отрасли. Причем самый больший процент увеличения пришелся на отрасль «управление». Этот процесс в управлении начался в 1991 г. с резкого роста: на 75,9% по отношению к предыдущему 1990 г., а в 1999 г. численность управленцев составила уже 348% от 1990 г., т.е. увеличилась почти в 3,5 раза. Сокращение численности занятых произошло в образовании, культуре и науке. Больше половины от числа сокращенных (52,24%) пришлось на отрасль «наука и научное обслуживание».[10]

Взаимодействие традиционного государственного сектора и вновь образующегося частного привело к активному «сбросу» излишней рабочей силы госпредприятиями и росту найма частными фирмами. Различная интенсивность процессов высвобождения и найма сопровождалась новым для российского рынка труда явлением - безработицей. При наличии избытка предложений на рынке труда у работодателей стали формироваться новые требования к качеству рабочей силы, социально-трудовым отношениям, взаимодействию с государственными структурами. Отсутствие четкой государственной политики на рынке труда привело в дальнейшем к серьезным последствиям.

Наметившиеся в 2000 г. положительные явления на рынке труда в 2001 г. начали угасать. Численность работающих на крупных, средних и малых предприятиях в мае 2000г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилась на 0,8% и составила 284,6 тыс. человек. Одновременно все большее число предприятий и организаций заявляют в службу занятости о своей потребности в рабочей силе. На каждое вакантное рабочее место претендуют 2 человека (на конец июня 2000 г. - 3 человека). [11]

Таблица 4.3. Среднегодовая численность занятого населения по основным отраслям производства, человек*

год

2000

2005

2006

2007

2008

Всего

343127

349032

352452

353668

350449

Сельское хозяйтство, охота и лесное хозяйство

44700

35283

36279

33728

32494

Рыболовство, рыбоводство

1516

1989

2136

2267

2382

Добыча полезных ископаемых

10647

10152

10553

10542

10019

Обрабатывающие производства

50391

50769

47927

47883

46927

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

8993

13143

12134

11810

11958

Строительство

16572

22060

22571

23828

23900

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

46503

49969

53500

54094

54134

Гостиницы и рестораны

4611

7417

6647

6806

6807

Транспорт и связь

38578

40318

41885

41764

40509

Финансовая деятельность

3200

3728

3515

3683

3842

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

18714

15566

16232

16531

16417

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

19879

20686

21341

21593

22436

Образование

36594

36192

35698

35755

35337

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

27883

29334

29175

31140

31176

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

14345

12202

12859

12244

12111

*Данные с сайта http://www.gks.ru/

Увеличение численности занятого населения во многих отраслях в 2000-2005 гг. способствовало снижению уровня безработицы. Особенно это заметно в таких отраслях, как строительство, торговля, гостиничный и ресторанный сервис, здравоохранение и предоставление социальных услуг. За этот же период численность занятых снизилась в некоторых основных отраслях республики: сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, образование и предоставление коммунальных услуг. В 2000 году республика еще находилась в затянувшемся экономическом кризисе, что сильно сказалось на жизни населения. Безработица была слишком высокой, и правительство Карелии приняли меры, увеличив количество рабочих мест в некоторых отраслях. Уже в 2006 году безработица снизилась до 3,6%, количество рабочих мест продолжали увеличивать, повысилась и производительность многих предприятий.

Численность работающих в республике (включая субъекты малого предпринимательства) за 2007г. составила 251,8 тыс. человек и снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2006г. За 2007г. из экономики республики выбыло 76,6 тыс. человек (по кругу крупных и средних предприятий), или 37,1% к среднесписочной численности, в том числе 52,6 тыс. человек уволились по собственному желанию (25,5%), 4,3 тыс. чел. - в связи с сокращением численности (2,1%). Коэффициент возмещения выбывших работников вновь принятыми составил 90,8% (за 2006г.- 98,0%). Как и прежде, значительную часть среди выбывших составляли работники, уволившиеся с предприятий и организаций по собственной инициативе (68,7%). Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполного рабочего дня (недели) на крупных и средних предприятиях и в организациях за 2007г. оцениваются в 202,4 тыс. человеко-часов.[12]

Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, составила 2,1 тыс. человек, или 1,0% к среднесписочной численности работающих, а также находящихся в вынужденных неоплачиваемых или частично оплачиваемых отпусках - 0,7 тыс. человек (0,3%). По сравнению с 2006г. число работников, занятых на работе неполное рабочее время, уменьшилось на 1,0 тыс. человек, находящихся в вынужденных отпусках - на 2,8 тыс. человек. Работающих в режиме неполной занятости можно в определенной мере назвать безработными в скрытой ее форме, так как они могут в любой момент пополнить армию безработных.

На конец 2007г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 10,5 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 9,7 тыс. человек имели статус безработного. По сравнению с соответствующей 2006г. численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 2862 человека, или на 22,7%. Потребность предприятий и организаций в работниках на конец 2007г. составила 3501 человек и выросла по сравнению с 2006г. на 19,8%. На каждое вакантное место на конец 2007г. претендовало 3,0 человека незанятых трудовой деятельностью (на конец 2006г. - 4,4).

По состоянию на конец 2008 года в условиях финансового кризиса в Карелии официально зарегистрировано около 7 тысяч безработных. По прогнозам министерства труда и занятости республики, количество зарегистрированных безработных увеличится. Финансовый кризис значительно задел экономику республики. Особенно сложная ситуация складывается в лесопромышленном комплексе, который является основной экономической сферой Карелии. Правительством Республики Карелия разработана и утверждена региональная целевая программа «Развитие кадрового потенциала Республики Карелия» на период 2008 - 2012 годы. Основными результатами программы станут:

- увеличение доли занятого экономически активного населения региона;

- снижение уровня регистрируемой безработицы;

- совершенствование и развитие направлений взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и работодателей на базе принципов социального партнерства;

- повышение социально-полезной отдачи системы профессионального образования по развитию трудовых ресурсов;

- снижение социальной напряженности и преступности.[13]