logo
Города-мегаполисы и их развитие

2.2 Генеральный план

Гармоничная застройка и рациональное развитие городов, особенно крупных мегаполисов, немыслимы без централизованной градостроительной политики, определяющей приоритетные задачи социально-экономического развития города в целом и создающей предпосылки для их реализации, а также позволяющей максимально эффективно сочетать интересы частных инвесторов с общественными интересами.

Стержнем градостроительной политики является генеральный план, представляющий собой основной документ застройки, на базе которого определяются тактические инструменты его реализации - детальные планы территорий и схемы развития всех элементов городской инфраструктуры.

Как показывает мировая практика, даже незначительные просчёты, допущенные при разработке генплана, оборачиваются огромными проблемами в развитии города - проблемами, разрешение которых (если оно возможно) сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами. Именно в этом аспекте стоит подчеркнуть значимость градостроительства, а также масштабность и долгосрочность негативных последствий допущенных ошибок.

Требуются знания не только и не столько архитектурных и строительных норм и принципов, сколько концептуальных принципов развития города, умения спрогнозировать общие социально-экономические тенденции и разработать концепцию застройки, позволяющую максимально эффективно удовлетворять динамичные требования города и управлять ими.

В целом, эффективность градостроительной политики зависит от следующих факторов:

наличие продуманного генерального плана и детальных планов территорий;

создание чёткого алгоритма и механизма их реализации на практике;

обеспечение условий для гибкой адаптации градостроительной политики к динамично изменяющимся потребностям города.

Только при соблюдении этих условий градостроительная политика будет эффективной и принесёт позитивный результат. В противном случае, при отсутствии или ненадлежащем выполнении хотя бы одного из приведённых условий, появляются огромные проблемы, которые имеют существенное влияние не только на экономическую и инвестиционную привлекательность города, но и на уровень жизни населения.

Следствием стремительного роста населения планеты и его концентрации в городах, появления агломераций и мегаполисов является поглощение земельных ресурсов и рост дефицита территорий для дальнейшего развития. Сегодняшние темпы урбанизации наряду с существенными положительными сторонами концентрации материальных и духовных ценностей как никогда ранее обнажают отрицательные стороны формирования и развития большого города. Жилая застройка, составляющая его "основную ткань", активно потребляет территориальные ресурсы. Кроме того, массовое типовое строительство жилья лишает современные города своего "лица", а постоянный рост количества размещённых по всей их территории построек со стандартной архитектурой создаёт проблемы психологического порядка.

Одной из основных тенденций развития крупных мегаполисов во всём мире является усложнение транспортной доступности к местам приложения труда, объектам культуры и отдыха, повышение шумового фона и загазованности воздуха, а также потребления энергоресурсов, необходимых для эксплуатации городской инфраструктуры.

В таких условиях именно городские органы управления посредством имеющихся в его распоряжении инструментов воздействия призвано упорядочить или хотя бы минимизировать негативные тенденции территориального развития и застройки городов. Проведение градостроительной политики, основанной на четком определении комплексных приоритетов и прогнозов развития во всех секторах экономической и социальной сфер, позволяет достичь максимально эффективного и сбалансированного архитектурно-градостроительного результата для города в целом и каждого его жителя.

Кроме этого, градостроительная политика, а вернее ее детальность и гармоничность, в значительной мере влияет на привлекательность города с точки зрения реализации различного рода проектов для инвесторов.

Известно, что градостроительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в сферах:

градостроительного планирования развития территорий;

определения концепции использования земельных участков;

проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.

Основными задачами градостроительной политики эксперты называют:

обеспечение условий для надлежащего социально-экономического развития города;

создание города, имеющего индивидуальный облик;

решение городских экологических проблем;

преодоление монотонности типовой застройки;

сохранение и научно обоснованная реконструкция существующих городских центров;

бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.

Многие города мира столкнулись на том или ином этапе своей истории с проблемами градостроительства. При этом наиболее распространённым решением стала разработка и соблюдение ключевого элемента градостроительной политики, обеспечивающего её целостность и долгосрочность - генерального плана развития города. Генеральный план - это один из основных законов города, базирующегося на стратегии его развития и создаваемый на базе всего спектра его жизнедеятельности, начиная от исторических корней до современной социально-экологической, экономической, инвестиционной, правовой и прочих ситуаций.

Стратегия социально-экономического развития такого крупного мегаполиса как Москва, конечно, не может разрабатываться без учёта необходимости развития интеграционных процессов между столицей и областью. Задача будущего периода состоит в разработке совместных среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Московского региона, формировании схем развития и размещения производительных сил, совместных отраслевых и территориальных целевых комплексных программ.