logo
Депопуляция сельских территорий России: причины, последствия и пути решения

2.3 Пути решения депопуляции сельских территорий России со стороны государства, муниципальной власти и сельских предприятий

Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий включает в систему правовых финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленную на повышение сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводства природно-ресурсного потенциала сельских территорий.

В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. №858, с 2003 по 2009 год было введено 13 млн. кв. метров жилых помещений. Более 58 тыс. молодых специалистов и молодых семей на селе смогли улучшить свои жилищные условия.

Высокими темпами газификация сельских поселений за последние 6 лет (2003-2008 гг.) введено 87,1 тыс. км. газовых сетей.

Более 85 тыс. сельских учащихся начали учебу в новых современно оборудованных школах. Расширилась сеть медицинских территориях за счет ввода районных участковых больниц на 6 тыс. коек, а также амбулаторий и поликлиник на 7,5 тыс. посещений в смену.

В рамках приоритетного национального "Образования" в 2006-2008 годах сельские школы получили более 9,8 тыс. школьных автобусов, подключены к информационно-телекоммуникационной сети интернет более 33 тыс. школ, а 2,6 тыс. сельских школ получили комплекты специализированных компьютерных программ.

Правительством Российской Федерации была утверждена от 17 ноября 2008 г. №1662-р Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.

Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение ценности доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений.

В целях повышения эффективности реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. №1351, применительно к сельским территориям требуется принятие дополнительных мер.

Механизмы реализации демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает решение задач по улучшению демографической ситуации на сельских территориях в рамках мероприятий региональных программ демографического развития субъектов Российской Федерации, в которых должны быть учтены особенности демографической ситуации на селе.

В рамках муниципальной реформы стимулирование развития экономики в основном сводится к поддержке сельского хозяйства. Программы, направленные на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, достаточно редки. В качестве примера можно привести республиканскую целевую программу "Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности Республики Бурятия на 2009-2012 годы".

На протяжении последних лет ряд поправок, внесенных в Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", облегчали процесс проведения территориальных преобразований, заменяя непосредственное выражение мнения населения на согласие представительных органов. В частности, это нашло отражение в следующих законодательных актах:

· "изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов" (ст.12, ч.2.1, введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. №230-ФЗ)

· "объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования" (ст. 13, ч. 3.1, введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. №230-ФЗ)

· "объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений" (ст. 13, ч. 3, в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. №365-ФЗ)

Проанализируй про частный бизнес! По своему!

Одним из инструментов социально-экономического развития для многих регионов становится малый бизнес. Малый бизнес в сельском хозяйстве является составной частью экономической системы, без которой государство не может стабильно функционировать.

В последнее десятилетие в российском обществе растет осознание необходимости целенаправленного и устойчивого развития сельских территорий.

Малое предпринимательство может успешно существовать в разных формах и реализовываться по различным направлениям. Однако развитие предпринимательства зависит от экономического состояния аграрного сектора региона, определяемого формированием условий, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей по всем видам бюджетных средств и кредитных ресурсов, получаемых различными категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Зачастую малые предприятия, ведущие деятельность в сельской местности, могут рассчитывать только на государственную поддержку, которая обязательно должна быть направлена на увеличение эффективности институциональных и земельных преобразований, создание слоя реальных собственников, ориентирована на развитие различных видов кооперационных и интеграционных связей, защиту предпринимателей от недобросовестной конкуренции и монополизма.

Таким образом, государственная поддержка должна осуществляться в направлении создания и сохранения условий максимального удовлетворения разносторонних интересов малого предпринимательства, в том числе и посредством создания благоприятных внешних условий ведения их производственно-хозяйственной деятельности, но обязательно с учетом тех особенностей, которыми характеризуется определенная совокупность форм многоотраслевого малого предпринимательства в сельской местности. Только в этом случае поддержка будет действительно эффективной и оправданной.

В сельской местности, несмотря на ограниченность масштабов деятельности, имеется достаточное количество необходимых ресурсов, позволяющих местным жителям осуществлять разнообразные виды деятельности, состав которых может существенно меняться в зависимости от социально-экономических условий развития региона.

В свою очередь, активная поддержка в этом местных жителей будет способствовать снижению социальной напряженности на селе, увеличению предложения на рынке, повышению уровня жизни сельского населения. В силу сезонности аграрного производства занятость сельского населения в альтернативных видах деятельности способна обеспечить регулярный доход, способствуя круглогодичной занятости селян. Как показывают результаты исследований, отсутствие развитой социальной и рыночной инфраструктуры на селе, низкий уровень доходов сельского населения, приводящий к оттоку молодежи в близлежащие города, высокая доля ветхого жилья и рабочих помещений препятствуют не только появлению новых субъектов малого предпринимательства, но и делают неконкурентоспособной продукцию действующих малых предприятий.

В нынешних условиях хозяйствования, при еще достаточно низком уровне жизни населения и повышении уровня безработицы, в некоторых регионах страны особую актуальность приобретает развитие малого предпринимательства как такового. В силу своей многофункциональности малое предпринимательство не только выполняет в регионе производственные функции, но и способствует реализации таких общественных благ, как: обеспечение продовольственной безопасности, особенно в глубинных районах; насыщение регионального и местного рынков товарами и услугами; более полное использование местных ресурсов; обеспечение круглогодичной занятости местного населения; рост доходов; сохранение образа жизни, культурного наследия, самобытности. Учитывая вышесказанное, именно успешную деятельность малого предпринимательства по праву можно считать одним из ключевых факторов устойчивого развития региона. При этом особое значение приобретает многоотраслевое малое предпринимательство.