logo
Анализ развития сырьевого сектора (нефть, газ, уголь) в регионе

1.3 Состояние и развитие угольного сектора

Российская Федерация занимает второе место по запасам и пятое место по объему добычи угля (более 320 млн. тонн в год). При существующем уровне добычи угля его запасов хватит более чем на 550 лет. Это стратегическое национальное достояние. В то же время к этому достоянию требуется рачительное отношение. Необходимо эффективно развивать сырьевую базу отрасли и рационально осуществлять недропользование.

Около 40 % числящихся на балансе резервных запасов для подземного способа разработки из-за неблагоприятных горно - геологических условий не могут в настоящее время рассматриваться в качестве активного резерва. Не обеспечивается воспроизводство промышленных запасов с благоприятными условиями отработки по наиболее дефицитным маркам углей. Промышленные запасы наиболее ценных коксовых марок в Кузбассе и в Ростовской области в немалой степени (24 %) представлены угольными пластами со сложным залеганием (геологические нарушения, крутое падение).

Необходимо провести анализ нераспределенного фонда запасов, содействовать завершению работы по утверждению методики расчета коэффициентов технологической ценности добываемых на территории Российской Федерации коксующихся углей и их концентратов.

На основе геоинформационных систем следует создать кадастр перспективных к освоению запасов углей в разрезе бассейнов, месторождений и участков, а также совершенствовать технические средства и компьютерные программы комплексного мониторинга и моделирования с использованием данных разведочных скважин, геофизических съемок и натурных измерений в горных выработках.

Основными угледобывающими бассейнами России являются Кузнецкий, Канско-Ачинский, Печорский, Донецкий, а также бассейны и месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В 2009 г. подземным способом добыто 104,2 млн. тонн (35 %), открытым способом - 194,3,7 млн. тонн (65 %). Добыча углей для коксования составила 59 млн. тонн, или около 20 % от общего объема добычи. Более 60 % российской добычи угля сосредоточено в Кузбассе. Численность работников угольной промышленности в 2009 г. составила более 202,1 тыс. человек, причем в отдельных регионах это основа занятости. В 2009 г. экономические условия функционирования угольной промышленности складывались неблагоприятно.

В связи с общим спадом производства в первой половине 2009 г. значительно уменьшился спрос на энергетические угли, стагнировал землепользования, подготовки соответствующих поправок в Земельный кодекс Российской Федерации.

Перспективы угольной отрасли зависят, прежде всего, от решения проблем развития внутреннего и внешнего рынка угля (рис. 1).

И если производство и потребление коксующихся углей в стране практически стабильно (60 млн. тонн в год - производство, в том числе около 20 % - экспорт), то с энергетическими углями ситуация непростая.

Реально, несмотря на декларируемые цели по увеличению доли угля в топливном балансе страны, этого не происходит. Приоритетное развитие атомной энергии и гидрогенерации, сдерживание роста цен на газ делает для инвесторов угольную генерацию пока менее привлекательной.

Доля тепловых электростанций, работающих на угле, за последние годы сократилась на 10 %. То же самое происходит в ЖКХ (газификация ЖКХ планомерно сокращает потребление угля).

Расширение внутреннего рынка угля необходимо осуществлять с помощью государственной поддержки и стимулирования модернизации и строительства новых ТЭС на основе внедрения современных технологий, а также повышения эффективности объектов теплогенерации в рамках реформы ЖКХ с развитием локальной энергетики, которая востребована в условиях России.

В настоящее время в Российской Федерации работает 78,6 тыс. коммунальных котельных, значительная часть которых использует в качестве топлива уголь. При этом большинство угольных котельных морально устарели, и их КПД не отвечает современным требованиям. Необходимо в срочном порядке, с целью модернизации коммунальной энергетики и создания новой линейки оборудования, как платформы последующей модернизации электро - и теплосистем локальной энергетики, подготовить предложения по реализации в регионах на принципах государственно- частного партнерства пилотных проектов комплексной модернизации объектов теплового хозяйства ЖКХ на основе угольных мини-ТЭЦ и котельных нового поколения, отвечающих современным требованиям по экономичности, экологическим нормативам, автоматизации. В дальнейшем наиболее удачные решения необходимо тиражировать.

В ближайшей перспективе возможно увеличение потребления угля в производстве цемента. Недавно были обнародованы планы ввода в ближайшие годы 20-25 млн. тонн новых мощностей цементных заводов. Если представить, что эти заводы будут использовать не газ, а уголь, а также прогнозировать перевод части существующих заводов на сухое производство, то речь идет про дополнительные 15-20 млн. тонн угля.

Дальнейшее развитие отрасли связано с освоением новых месторождений каменного угля. Это в первую очередь Эльгинское месторождение коксующегося угля в Республике Саха (Якутия), Элегестское и Межэгейское месторождения коксующегося угля в Республике Тыва, Ерунаковское и Менчерепское месторождения в Кузбассе.

Освоение и развитие новых месторождений угля возможно осуществлять только на условиях государственно - частного партнерства. Такие примеры уже есть - именно так ОАО "Мечел" осваивает Эльгинское месторождение.

Отрасли необходима коренная модернизация. Сегодня востребованы инвестиции на весь жизненный цикл предприятия. Это и инфраструктура, необходимая для деятельности предприятия, в том числе транспортная, это и горнокапитальные работы, это и новое оборудование, в том числе по дегазации. Для обеспечения промышленной безопасности необходимы инвестиции.

Особенность этих инвестиций - срок окупаемости больше 10 лет. Начиная с 2005 г. в угольной промышленности действует механизм возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями угольной промышленности на реализацию инвестиционных проектов. Указанный механизм позволил в течение 2005 - 2007 гг. привлечь кредиты банков на реализацию инвестиционных проектов угольных компаний в объеме более 26 млрд. руб., это свидетельствует о его эффективности и необходимости продолжения этой практики.

В целях стимулирования и обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности угольных компаний, необходимо, начиная с 2011 г., предусмотреть механизм возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до пяти лет на реализацию инвестиционных проектов, связанным с техническим перевооружением, реконструкцией, поддержанием мощностей действующих угледобывающих организаций, приобретением оборудования и приборов, обеспечивающих безопасное ведение горных работ, систем контроля и аварийного оповещения. На эти цели необходимо предусмотреть в федеральном бюджете ежегодные расходы по 1 200 млн. руб. в год. Это позволит привлечь кредиты банков в объеме более 20 млрд. руб.

Кроме того, для стимулирования инвестиционной деятельности угольных компаний необходимо не только ускорить принятие закона о дифференцированном налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но и принять решение об освобождении от этого налога на определенный период времени при разработке новых месторождений и необходимости строительства новой инфраструктуры, а также на конечном этапе разработки месторождений.