logo
Значение автомобилестроения для народного хозяйства

2.3 Автомобилестроение России

Автомобилестроение России отведено в отдельный пункт неспроста. Во-первых, Россия является стратегическим партнером Украины во многих вопросах, в том числе и автомобилестроения. Все украинские производители автомобилестроительной отрасли тем или иным образом связаны с Россией: рынком сбыта, закупкой деталей и т.д. Поэтому рассмотрим автомобилестроение России.

Состояние дел в российском автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в особенности в промышленном производстве в целом по стране. По сообщению Госкомстата России, замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять месяцев 2005 г. объем промышленного производства снизился на 17,6 %.

Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 2002 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.

В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.

Таблица 1. Производство автомобилей в России, Украине, СНГ и Балтии (штук)

 

За декабрь

Всего за год

Темп (%)

 

2004

2003

2004

2003

 

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Всего

81353

75691

981724

874241

112.3

Российская Федерация

 

 

 

 

 

в том числе:

ОАМО ЗИЛ

-

-

8

-

-

ОАО ГАЗ

10344

10378

124339

124284

100.04

ОАО КамаЗ

1755

1507

17933

8935

200.7

АО АвтоВаЗ

60838

58662

740526

680570

108.8

АО Москвич

1321

-

19920

2929

680.1

АО АвтоУАЗ

4925

3656

51411

33701

152.6

АООТ СеАЗ

820

650

8302

3671

226.2

АО Красный Аксай (г. Ростов-на-Дону)

1055

40

13000

4062

320.0

Ижмаш

148

787

5200

9149

56.8

Украина

147

11

1085

6940

15.июн

в том числе:

ПО АвтоЗаЗ

136

11

1030

6881

15.0

ЛуАЗ

11

-

55

59

93.2

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (включая шасси)

Всего

13704

13974

162548

151146

107.5

Российская Федерация

12536

13333

148301

138782

106.9

в том числе:

ОАМО ЗИЛ

1434

1606

18281

7200

253.9

ОАО ГАЗ

7497

7180

87482

80375

108.8

ОАО КамАЗ

584

2542

12765

20814

61.3

АО УралАЗ

520

269

5339

6522

81.9

АО АвтоУАЗ

2390

1262

20557

14760

139.3

АО ОЗТП- Сармат (г. Орск)

-

4

55

193

28.май

ЗАО Уральский автомоторный завод

52

56

973

1402

69.4

ОАО ПСА Бронто

59

53

670

395

169.6

Ижмаш

-

361

2171

7101

30.июн

АО БАЗ

-

-

8

20

40.0

Украина

91

234

1620

1962

82.6

в том числе:

ПО АвтоКрАЗ

91

231

1610

1905

84.5

ЛуАЗ

-

3

10

57

17.май

Беларусь

1077

407

12627

10402

121.4

в том числе:

ПО МАЗ

968

323

11449

9266

123.6

ПО БелАЗ

109

83

1090

1047

104.1

ПО МОаЗ

-

1

88

89

98.9

АВТОБУСЫ

Всего

4238

3566

44545

37562

118.6

Российская Федерация

4119

3489

43079

35566

121.1

в том числе:

ОАМО ЗИЛ

-

-

1

-

-

ОАО ГАЗ

1006

534

8596

4482

191.8

АО НефАЗ

50

421

600

1395

43.0

АО АвтоУАЗ

2296

1751

24475

21084

116.1

АО ЛиАЗ

43

11

129

234

55.1

АО КавЗ

18

11

700

1078

64.9

АО ПАЗ

689

760

8450

7235

116.8

АО ГолАЗ

9

1

100

28

357.1

АО Спецавто

7

-

13

25

52.0

(г.Энгельс)

АО ОЗТП- Сармат

1

-

15

5

300.0

(г.Орск)

Украина

104

74

1290

880

146.6

ЛАЗ

104

74

1290

880

146.6

Латвия

-

-

66

1093

6.0

АО РАФ

-

-

66

1093

6.0

Беларусь

15

3

110

23

478.3

ПО МАЗ

15

3

110

23

478.3

ТРОЛЛЕЙБУСЫ

Всего

16

5

124

126

98.4

Российская Федерация

 

 

 

 

 

АО Троллейбус-ный завод им.Урицкого

 

 

 

 

 

16

5

115

115

100.0

Украина

 

 

 

 

 

ЛАЗ

-

-

9

11

81.8

Похоже, автомобильная промышленность понемногу выбирается из затяжного кризиса. Если брать за точку отсчёта 2003 год, то за прошлый год производство всех категорий автомобилей в целом возросло. Ненамного, конечно (легковые - плюс 7.5%, автобусы - 18.6%), но всё же достаточно ощутимо.

Ситуация же по “легковым” заводам, исходя из таблицы, выглядит так. За исключением отстающих Ижмаша и АвтоЗАЗа, практически все предприятия улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo) , который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки (в новом году легковые автомобили на ГАЗе собирают шесть дней в неделю в три смены, а иногда и по воскресеньям). Всего за 2004 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 2003 годом прирост на 5.4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей - прирост на 13.2%).Отлично расходятся малютки Ока.

Ситуация с грузовиками несколько хуже. ЗИЛ вылезает из долговой ямы за счёт бычка, по-прежнему популярна Газель (выпущено 92958 грузовичков, фургонов и микроавтобусов - прирост на 23.1% по сравнению с пошлым годом; вот-вот на рынке появится вариант с дизелем Steyr), неплохо идут дела в Ульяновске, наращивает производство МАЗ. А вот КамАЗ охватила лихорадка: объём выпуска упал почти в четыре раза.

Что касается автобусов, то российскую статистику спасают в основном производители микроавтобусов - УАЗ и ГАЗ; неплохо идут дела у ПАЗа. А хороших и массовых больших автобусов (отвёрточная сборка Икарусов - не в счёт) как не было, так и нет…

В автомобилестроительном производстве занято , по данным за 2001 г. 1114336 чел., что составляет 97,2% занятых в 2000 г., в том числе численность промышленно-производственного персонала равнялась 963386 чел. (97% к 2000 г.), из них рабочих 771241 чел. (96,8% к 2000 г.).

Автомобилестроение остается пока еще одной из высокорентабельных отраслей промышленного производства Российской Федерации.