logo
Исследование особенностей нового стандарта хранения геопространственных гидрографических данных S-100

Введение

Мореплавание всегда было и в наше время из-за высокой аварийности продолжает оставаться довольно рискованным мероприятием. Как известно, причины морских аварий разные - навигационные ошибки, недостаточная точность или отсутствие информации об окружающей обстановке, «человеческий фактор», ошибки в расчетах остойчивости и непотопляемости своего судна, нередко - преобладающая сила водной стихии. Естественно, с ростом водоизмещения и размеров судов, интенсивности движения на морских путях, риск аварии возрастает многократно. Поэтому современное судоходство невозможно без постоянного развития и совершенствования технологии навигации.

Как достигается безопасность плавания судна? Прежде чем принять решение об изменении курса, выполнении маневра, судоводитель должен в ограниченное время обработать большое количество информации, касающейся параметров движения судна и окружающей обстановки.

Существенно помочь ему может ЭКНИС - электронная картографическая навигационно-информационная система (ECDIS - в английской аббревиатуре). Сегодня ЭКНИС - ядро и интегрирующий центр ходового мостика. Электронные картографические системы занимают все более прочные позиции в современном судовождении. Они быстро и точно решают практически все штурманские задачи, помогают эффективно оценивать окружающую обстановку, следовательно, повышают безопасность мореплавания.

Помимо отображения электронных карт ЭКНИС ведет непрерывную прокладку пути, автоматически контролирует плавание по заданному маршруту, отображает текущее место судна, радиолокационные цели, проигрывает маневр, выдает команды управления авторулевому для движения по заранее проложенному и проверенному маршруту.

Уникальная функция ЭКНИС, которой не обладают ни бумажные карты, ни какое-либо другое техническое средство навигации - автоматическое предупреждение судоводителя об опасности впереди по курсу судна и вычисление безопасных курсовых секторов на основе постоянной обработки базы данных векторных электронных карт.

В соответствии с требованиями правила 19 главы V Конвенции СОЛАС, на каждом судне должны быть навигационные карты и навигационные пособия для планирования и отображения маршрута судна на протяжении предполагаемого рейса и осуществления исполнительной прокладки, а в соответствии с последними поправками к Конвенции СОЛАС, начиная с 2012г. на всех судах должны быть установлены ЭКНИС, поэтому их совершенствование одна из самых актуальных тем в наши дни. S-100 является хорошей основой для дальнейшего развития электронных карт и других гидрографических продуктов.