logo
Карликовые государства Европы

2.2 Политический режим княжества Лихтенштейн

Лихтенштейн - унитарное государство. В административном отношении состоит из двух исторически сложившихся частей: Оберланд (Верхний Лихтенштейн) и Унтерланд (Нижний Лихтенштейн). Административно Лихтенштейн разделен на 11 общин: Бальцерс, Эшен, Гамприн, Маурен, Планкен, Руггелл, Шаан, Шелленберг, Тризен, Тризенберг, Вадуц. Действует Конституция 1921 г. По форме правления Лихтенштейн наследственная парламентская монархия. Политический режим демократический. Лихтенштейн последним из европейских стран предоставил избирательные права женщинам (в 1986 г.).

Конституцией Лихтенштейна закрепляется независимая судебная власть. Система судов общей юрисдикции имеет три уровня. Окружной суд (Landgericht) в Вадуце является судом первой, Высший суд (Obergericht) судом апелляционной, а Верховный суд (Oberste Gerichtshof) последней инстанции. Профессиональные судьи назначаются Князем по представлению Ландтага.

Административную юстицию осуществляет Административный суд, рассматривающий жалобы на решения Правительства.

Функции конституционного контроля выполняет Высший государственный трибунал, который защищает права, предоставленные Конституцией, разрешает споры о юрисдикции между судами и административными властями, а также действует как дисциплинарный суд в отношении членов Правительства. Кроме того, Высший трибунал компетентен рассматривать вопросы о конституционности законов и о законности издаваемых Правительством указов. Члены Высшего трибунала выбираются Ландтагом; выборы председателя подлежат утверждению Князя.

Законодательная власть принадлежит Ландтагу (однопалатному парламенту), который состоит из 25 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием по системе пропорционального представительства (15 депутатов от Оберланда и 10 - от Унтерланда) сроком на 4 года.

Глава государства - Князь, который представляет Лихтенштейн во взаимоотношениях с другими государствами. Он открывает и закрывает Ландтаг и вправе распустить его по собственной инициативе. Ни одно из решений парламента не может принять силу закона без согласия главы государства, в то же время сам Князь при чрезвычайных обстоятельствах может издавать указы с силой закона без согласия парламента и Премьер-министра. Помимо этого, Князь имеет неограниченные права по вопросам помилования, вправе приостанавливать уголовное преследование, присваивает титулы, звания, возводит в дворянский ранг и вручает государственные награды Лихтенштейна [14, с. 26].

Глава государства -- князь (принц) Ганс Адам II (вступил на престол 26 августа 1984), наследный принц Алоис (родился 11 июня 1968). Выборы 25 депутатов в однопалатный парламент (ландтаг) происходят путём прямого народного голосования на пропорциональной основе (на 4 года, последние состоялись 11 февраля 2001). Кабинет министров выбирается парламентом, но одобряется монархом. Премьер-министром становится представитель партии, набравшей наибольшее число голосов. С 5 апреля 2001 во главе правительства находится О.Хаслер. В парламенте представлены три партии: «Прогрессивные граждане» (FBP) -- 49,9%, «Отечественный союз» (VU) -- 41,35% и «Независимый список» (FL) -- 8,71%.

Исполнительная власть возложена на коалиционное Правительство из 5 человек: Премьер-министра, которому принадлежат также функции министра иностранных дел, юстиции и финансов, его заместителя и трех так называемых правительственных советников. Три члена Правительства, включая его главу, представляют парламентское большинство, двое - оппозицию. Члены Правительства назначаются Князем по предложению Ландтага на 4-летний срок. При утрате доверия Ландтаг просит Князя об отзыве того или иного члена Правительства. Внутренняя и внешняя политики страны направлены на гармонизацию общества в соответствии с принципами интегрирующейся Европы. Лихтенштейна - член организации Европейского экономического пространства (с мая 1995), однако не входит (как и Швейцария) в ЕС. Вооружённые силы в стране отсутствуют, оборонные проблемы делегированы Швейцарии.

Правовая система Лихтенштейна входит в романо-германскую семью и сложилась под влиянием австрийского и швейцарского права. Гражданский, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы следуют австрийским образцам, в то время как торговое право основано на швейцарских законах (Лихтенштейн является внутренней экономической зоной Швейцарии).

К наиболее важным актам торгового законодательства относятся: Закон о единоличных предприятиях и компаниях 1926 г.; Закон о трастовых компаниях 1928 г.; Закон о товарных знаках 1929 г.; швейцарский Закон о патентах, введенный федеральным актом 1954 г.; Банковский закон 1960 г.; Коммерческий закон 1969 г.; Закон о международном частном праве 1996 г.

Одна из задач, вставших перед правительством княжества после Первой мировой войны, состояла в недопущении наплыва беженцев из развалившейся Австро-Венгрии, находящейся в кризисном состоянии Германии и охваченной гражданской войной России. Однако некоторым беженцам всё-таки удалось осесть в Лихтенштейне, и они с благодарностью отплатили ему за это. К таким беженцам относилась семья баронов Фальцфайнов, бывших владельцев огромного образцового имения и заповедника Аскания Нова на Украине. Потомки этой переселившейся семьи внесли значительный вклад в развитие культуры и международных гуманитарных связей княжества, в том числе и с нашей страной. Они вернули в Россию ряд произведений искусства. Фотография нынешнего главы рода представлена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Во время Второй мировой войны Лихтенштейн, так же как и Швейцария, сохранял нейтралитет. В годы послевоенного восстановления Европы и возникновения в ней противоборствующих военно-политических систем внешняя политика страны продолжала оставаться изоляционистской. Лихтенштейн иногда называли «музеем феодальной Европы» [14, с. 36].

Для государственного бюджета был характерен постоянный дефицит. По своим размерам бюджет уступал аналогичным показателям маленького германского города. Доходы лихтенштейнского бюджета в 1960 году составляли 6,1 млн. шв. франков, а расходы - 9,7 млн. У княжества росли долги. Лихтенштейн относится к числу "налоговых гаваней". В связи с низким налогом на размещаемый капитал и отсутствием налога на прибыль он избран местом регистрации свыше 40 тыс. иностранных компаний. В стране нет специального законодательства, регулирующего иностранные инвестиции. Трудовое законодательство закрепляет право на объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовку.

До конца 1980-х гг. в Лихтенштейне применялся Уголовный кодекс Австрии 1852 г. Действующий УК принят парламентом Лихтенштейна 24 июня 1987 г., вступил в силу с 1 января 1989 г. Он отменил смертную казнь за все преступления. Последняя смертная казнь имела место в 1785 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что благодаря высокой политической и экономической стабильности страны, а также его либеральной экономической политики Княжество Лихтенштейн стало одним из самых привлекательных экономических центров Европы. Лихтенштейн, несмотря на скромные размеры своей территории и населения, не только вполне жизнеспособное государство, что убедительно доказано жизнью, он все больше дает о себе знать своими экономическими и социальными движениями, стремится идти в ногу с всемирным прогрессом, а порой забегая вперед, проводит активный внешнеполитический курс, не уходя в сторону от участия в урегулировании сложных и острых проблем, волнующих мировое сообщество [15, с. 81].

Политика нейтралитета проводится Лихтенштейном в тесном сотрудничестве со Швейцарией, которая осуществляет дипломатическое представительство княжества за рубежом. Однако в Вадуце любят говорить, что Лихтенштейн вовсе не отказался от своего суверенитета в пользу своего западного соседа. Если сравнить взаимоотношения между Берном и Вадуцем с таковыми между другими «карликовыми» государствами и их соседями, то можно констатировать, что Лихтенштейн более независим от Швейцарии, чем Монако от Франции или Сан-Марино от Италии.

Лихтенштейн принимал участие в многосторонних консультациях по подготовке общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству, подпись главы правительства княжества стоит под Заключительным актом Совещания, подписанным в Хельсинки. Лихтенштейн является также членом нескольких международных организаций в рамках ООН.