logo
Комплексная географическая характеристика Ставропольского края

Раздел 4. Внешние экономические связи

Целью этого раздела является выяснение внешних экономических отношений Ставропольского края с другими субъектами ближнего и дальнего зарубежья.

В условиях развития рыночных отношений расширяются экономические связи края со странами дальнего и ближнего зарубежья. В 90-х годах объем внешнеторгового оборота Ставрополья со странами дальнего зарубежья вырос на 1/5.

В экспорте преобладают сырье и материалы - 93%, машины и оборудование составляют в нем около 3%. Ведущее место при этом принадлежит химической и нефтехимической промышленности. Предприятия этих отраслей экспортируют азотные удобрения, пластмассы и изделия из них, метанол, винилацетат.

Почти четвертая часть экспорта приходится на продукцию топливной промышленности. Вывоз нефти за рубеж составляет более 0,5 млн. тонн. Продукция машиностроения в структуре экспорта - всего около 3%, легкой промышленности - 2%. Ставрополье вывозит за границу также прицепы и полуприцепы, деревообрабатывающие станки, но их доля в экспорте незначительна. Основную часть вывоза за рубеж составляют сырье и полуфабрикаты - шерсть, кожи, масло, семена и др.

Ведущими экспортерами края являются предприятия и объединения: Ставропольнефтегаз, Ставропольполимер, Невинномысский шерстяной комбинат, производственные объединения «Алмаз», «Азот», Минераловодский завод гражданской авиации.

В импорте преобладают машины, оборудование. Возросло приобретение отдельных видов продовольствия (мясных и молочных продуктов) и сельскохозяйственного сырья (высокоэлитных сортов посадочного материала).

Основной объем экспортно-импортных операций приходится на страны Европы - 59,1% внешнеторгового оборота края. На страны Азии приходится 27,3%, Америки- 12,3%, Африки -0,4%, Австралии - 0,3%.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что доля импорта и экспорта на Ставрополье весьма незначительна. Необходимо развивать такие отрасли промышленности и сельского хозяйства, которые могли бы конкурировать с подобными отраслями в других субъектах России, чтобы занять достойное место в экспорте товаров и услуг.