logo
Машиностроение США

3.1. Место США в мировом машиностроении в конце 80-х годов

В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире.

В мировом машиностроении США занимают далеко не последнее место, точнее - лидируют, обгоняя такие высокоразвитые страны, как Япония, ФРГ.

США имеют наиболее полную номенклатуру машиностроительного производства, включающую все или почти все его подотрасли.

Велика роль США и в международном географическом разделении труда разделении [5]. По степени втянутости в МГРТ США уступает лишь Японии.

Всего существует три главных машиностроительных региона мира.

1. Ведущее место среди них по масштабам производства (30% мирового) занимает регион Северной Америки, включающий США, Канаду, Мексику. Он особенно выделяется по крупным ЭВМ, самолетам, ракетно-космической технике, причем в США почти половина всей машиностроительной продукции направляется на экспорт.

2. Регион зарубежной Европы по размерам производства примерно равен региону Северной Америке и фактически делит с ним первое-второе места. В качестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следует Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.

3. Третий регион включает страны Восточной и Юго-Восточной Азии, на него приходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, которая по темпам роста этой отрасли опередила и США и зарубежную Европу. Еще в середине 50-х годов по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась на уровне Италии, но к середине 60-х годов достигла уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 70-х годов намного его превзошла. Как вытекает из таблицы, в наши дни по общим размерам машиностроения в экспорте Япония - самая высокая в мире.

Но углубления заслуживает и характеристика некоторых отдельных отраслей машиностроения. Это относится к станкостроению, как ведущей отрасли общего машиностроения. На пять ведущих стран производителей (Япония, ФРГ, Россия, США, Италия) по стоимости приходилось 2/3 выпуска станков в мире. Они же обеспечивали почти 60% их экспорта и 45% импорта. Автомобилестроение за последние десятилетия превратилось в одну из крупнейших отраслей машиностроения, да и всей промышленности. Если перед второй мировой войной все страны производили примерно 4 млн. автомобилей в год, а в 1950 году 10 млн., то в 70-х годах их выпуск превысил 30 млн., в 80-х годах 40 млн., а в начале 90-х годов 45 млн. Из этого количества немногим более 70% приходится на легковые автомобили, а остальное - на грузовые и автобусы. США входят в «первую десятку» стран по выпуску легковых автомобилей - 5,7 млн. (Япония- 9,7).

Резюмируя, можно утверждать, что к началу 90-х годов в мире сложилось три главных региона автомобильной промышленности: Северная Америка (37%), Западная Европа (33%) и Япония (30%). Существенное различие между ними заключается в том, что в США автомобильная работает почти исключительно на внутренний рынок, тогда как в Западной Европе и особенно в Японии - на внешний.

В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х годов. Своего пика он достиг в 1975 году, когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн. бр.-рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. - 3,5 млн., в 1960 г. - 8 млн.). Но затем эта отрасль вступила в полосу длительного спада и даже кризиса, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. Производственные мощности мирового судостроения в наши дни США используются лишь на 40%.

По производству радиоприемников США еще в 1980 году входили в первую пятерку в перечне стран-производителей по миру - 9, 7 млн. приемников -второе место ( первое- Япония, также в пятерке- СССР, ФРГ и Франция). Теперь же все места в «первой пятерке» принадлежат странам Восточной и Юго-Восточной Азии, выпускающим преимущественно дешевые транзисторные радиоприемники. Особенно сильный «рывок» за 80-е годы совершил Гонконг, где радиотехническую продукцию выпускают сотни фирм. Во многом аналогичная ситуация сложилась и в мировом производстве часов. До начала 70-х годов признанным лидером в этой области была Швейцария, выпускавшая примерно 100 млн. наручных часов в год. Но после изобретения кварцевых часов, часовая промышленность этой страны вступила в полосу кризиса, а на первое место выдвинулась Япония. Затем Японию обогнал Гонконг, производящий самые простые и дешевые электронные часы, и теперь в «первой десятке» уже пять азиатских стран.