logo
Мурманская область и Чукотский автономный округ: экономико-географическая характеристика

2.Основные направления развития регионов

Научный потенциал Мурманской области наиболее системно представлен структурой научных подразделений Кольского научного центра Российской академии наук, в которую входит 11 институтов. Кроме этих институтов имеется большое количество ведомственных научно-исследовательских учреждений, два высших учебных заведения и около десяти филиалов и учебно-консультационных пунктов других ВУЗов страны.

Природные ресурсы Мурманской области - основа созданного промышленно-производственного потенциала, позволяющего относить ее к числу стратегически важных районов Российской Федерации. Место Мурманской области в хозяйственном комплексе России определяется богатейшими природными ресурсами, крупным комплексом промышленных предприятий и организаций по добыче и переработке полезных ископаемых, рыбных и лесных ресурсов.

В 1999 г. объем поставок товаров и услуг на экспорт превысил 1 млрд. долл. США. Основу экспорта составляют: цветные металлы (42,1%), апатитовый концентрат (18,5%), рыбная продукция. Удельный вес услуг в общем объеме экспортных поставок составляет 9,5%, из них 85,5% - транспортные услуги. Основные потребители экспортной продукции - фирмы Норвегии, Швеции, Нидерландов, Финляндии и Швейцарии. Среди стран - импортеров наибольший удельный вес занимают Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия, Швеция и Нидерланды.

Администрацией области отрабатывается механизм региональных гарантий для привлечения инвестиций в экономику области. Значительные объемы инвестиций требуются для реализации программ обращения с радиоактивными отходами. Приоритетными сферами для инвестиций остаются по-прежнему объекты, связанные с перспективами освоения запасов углеводородного сырья шельфа Арктических морей. Новой привлекательной сферой для инвестиция становится туризм, в том числе экстремальный.

Несмотря на суровые природно-климатические условия Заполярья, Мурманская область располагает собственным сельскохозяйственным производством, что позволяет частично решать проблему снабжения северян свежими продуктами питания. Развито животноводство, оленеводство. Разводят крупный рогатый скот (молочно-мясные породы), оленей, птицу, свиней.

Транспорт. Благоприятное географическое положение региона и крупная промышленность обусловили развитие всех видов транспорта и сети дорог на территории области. Имеющиеся наземные, воздушные, морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами.

Общая протяженность сети железных дорог в пределах Мурманской области составляет 891 км. К крупным железнодорожным узлам относятся Мурманск, Апатиты, Оленегорск и Кандалакша. Протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 4359 км.

Мурманский морской торговый порт - крупнейший незамерзающий порт России, расположенный за Полярным кругом. Он является базовым по обеспечению перевозки грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. Производственная мощность порта - 12 млн. т грузов в год. Грузовые и пассажирские морские перевозки осуществляет ОАО "Мурманское морское пароходство". Оно же эксплуатирует принадлежащие государству уникальные по своим возможностям атомные ледоколы, все из которых базируются в Мурманске.

Открытие Северного морского пути для иностранных судов и перспективы развития транзитных перевозок грузов между западно-европейскими портами и портами стран Юго-Восточной Азии и Японии могут стать важными факторами, усиливающими притягательность региона для потенциальных инвесторов.

Мурманская область располагает 2 крупными аэропортами: "Мурманск" (в пос. Мурмаши) и "Хибины" (в г. Апатиты). Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск - Киркенес и Мурманск - Тромсе(Норвегия), Мурманск - Рованиеми (Финляндия) - Лулео (Швеция). В ближайшей перспективе предполагается создание на базе Мурманского авиапредприятия международного транспортного аэроузла.

Малое предпринимательство

В связи со стабилизацией финансово-экономической ситуации после кризиса 1998 года наблюдается оживление в сфере малого и среднего бизнеса.

По итогам за 1 полугодие 2001 года в области занимаются малым бизнесом чуть более 3 тысяч предприятий, на которых заняты 25.6 тысяч работников. По сравнению с тем же периодом прошлого года произошло увеличение количества малых предприятий на 3.2 процента. Количество работников, занятых на предприятиях малого бизнеса, возросло по сравнению с 1 полугодием 2000 года почти на 17 процентов.

Объем производства продукции (работ, услуг) малых предприятий за отчетный период составил по предварительной оценке 2.85 млрд.рублей. Прирост производства в сопоставимых ценах - 2 процента. Положительным в развитии малого бизнеса в области является то, что более 30 процентов предприятий заняты в сфере производства, это промышленные и строительные организации, дающие до 70 процентов объемов производства.

Политические и экономические изменения в стране нашли свое отражение в характере развития и географии туризма. С точки зрения туризма Север России можно считать регионом “пионерного” освоения. Развитие туризма носит очаговый характер. Основные его центры приурочены к крупным населенным пунктам в основном Европейской территории России (Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Воркута и т.д.), где существуют туристические организации. Большинство фирм специализируется на принятии иностранных туристов, которых привлекает невысокая плата за возможность порыбачить, поохотиться, познакомиться с русской кухней.

В последнее время В России получает распространение экзотический туризм (“свободные спуски” на горных лыжах, монолыжах, серфах и т.д.).

Интерес туристов привлекает и такой вид экзотического туризма как “ностальгический туризм” (“по местам боев”), путешествие к северному полюсу на атомоходе, посещение атомной подводной лодки, АЭС, саамских поселений и др.

Следует отметить, что наибольшее развитие как в наборе видов рекреационных занятий, так и в территориальном охвате туризм получил в центральных и южных районах Мурманской области. Упор в развитие туристического бизнеса сейчас делается на прием иностранных туристов, поэтому именно под них и составляются маршруты.

Развитие туризма на Севере России слабо регулируется со стороны государства, хотя в последние годы заметен рост интереса регионов к развитию этой отрасли экономики. Существовавшие в прошлом всесоюзные туристические маршруты (круизы по Енисею и Лене, из Мурманска в Архангельск, пешие походы по Хибинам и Полярному Уралу, автобусные и байдарочные маршруты по Кольскому полуострову и др.) практически не функционируют. Вместе с тем в связи с утратой многих популярных рекреационных территорий после распада СССР (Абхазия, Карпаты, Прибалтика и др.), напряженной политической обстановкой (Кавказ), расширением международных контактов северные территории стали привлекать все большее количество туристов - Хибины превращаются в общероссийский горнолыжный центр, Мурманск выступает как место отдыха выходного дня для соседних Скандинавских стран, Таймырский, Лапландский, Усть-Ленский заповедники - как центры научного туризма, с использованием мощного российского ледокольного флота организуются круизы к Северному полюсу. В рекламных объявлениях туристических фирм крупных городов России среди предлагаемых направлений все чаще стали появляться типично северные маршруты. Отдых на Севере России (круизы, промысловый туризм, отдых выходного дня, экзотический туризм) рекламируют турагентства соседних Скандинавских стран, Германии, США.

Конечно, природные условия Арктического побережья России благоприятствует развитию далеко не всех видов отдыха, вводят сезонные ограничения и т.д., однако выбор достаточно велик. Среди наиболее перспективных видов рекреации в регионе можно назвать следующие: 1) натуралистический, прогулочный туризм и экотуризм, 2) экскурсионный, индустриальный и познавательный туризм, 3) спортивный туризм, 4) промысловый туризм (Евсеев и др., 1996). Для ряда районов (Корякский Автономный округ, Чукотский Автономный округ, Республика Карелия, Мурманская, Сахалинская обл. и др.) возможно развитие курортно-оздоровительной рекреации на основе использования местных минеральных и термальных источников и лечебных грязей.

Следует отметить, что пока интенсивнее развивается въездной-выездной туризм. Большинство турфирм Европейской территории специализируется на приеме иностранных туристов в основном из стран Баренцрегиона, а также из Германии, США., Франции. Те же фирмы занимаются отправкой российских граждан за рубеж - на отдых, лечение, в шоп-туры, в деловые поездки. Граждан Скандинавских стран привлекает на Кольский полуостров возможность за небольшие деньги (стоимость одного туро-дня колеблется от 40 до 100 долларов) провести “week-end” на рыбалке, охоте, в круизе на яхте (с 1998 года разрешен пропуск иностранных яхт во внутренние воды Карелии, Кольского полуострова и т.д.) и т.п. Продолжительность туров обычно 2-3 дня.( до 2-х недель - для круизов). Перелет из Рованиеми (Финляндия) в Мурманск длится около часа, до Киркенеса (Норвегия) на автобусе можно добраться из Мурманска за 4 часа и т.д. Жителей Барегцрегиона привлекают непродолжительные морские круизы из Киркенеса в Мурманск, из Мурманска в Архангельск.

У граждан Германии, США все более популярными становятся круизы к Северному полюсу на борту российских атомоходов. Стоимость одной поездки достигает более 30 тыс. долл., однако подобные рейсы являются чуть ли не регулярными. Такие рейсы выполняли атомные ледоколы “Россия” (1990 г.), “Советский Союз”(1991 г.), “Ямал”(1992-1994 г.), причем последние круизы организовывались западными турфирмами, арендовавшими российский атомоход. На борту атомоходов могут совершать путешествие около 150 туристов. С 1994 г. французское туристическое агентство “Гран-Нор Гран-Ларж” в апреле организует посещение туристами Северного полюса на Ан-74 рейсом из Хатанги. Стоимость тура составляет около 40 тыс. франков.(Pala, 1998)

Развитию внутреннего туризма на Севере России уделяется крайне мало внимания, хотя, в силу экономических причин местные жители все чаще ограничиваются поездками на отдых не за рубеж, а в центральные и южные районы России, останавливаясь у родственников или друзей, либо проводят лето на дачах в пригородных зонах. В подобных условиях развитие разнообразных форм отдыха “на месте” имеет большой социальный эффект.

Отсутствие научной оценки рекреационного потенциала Севера России, нехватка необходимой информации о возможностях отдыха на Севере в крупных городах страны (традиционных поставщиках любителей активного отдыха) при традиционной ориентации жителей страны на отдых в южных районах , слабое участие самих северных регионов в такой рекламе и контроле за деятельностью турфирм, неоправданно высокие цены при низком качестве предоставляемых услуг не способствуют привлечению российских граждан к отдыху в Арктическом регионе.