logo
Башкортостан - суверенная республика

Немного истории

11 октября 1990 года в Башкортостане появился новый праздник - День Республики. В этот день была принята историческая Декларация о государственном суверенитете республики, ставшего важнейшим событием в ее новейшей истории и во многом способствовавшего утверждению подлинного федерализма в стране. С принятием суверенитета был определен курс на демократизацию общественной жизни, обновление экономики и социальной сферы.

Принятие этого политического акта по своей значимости -- в одном ряду с такими историческими событиями, как провозглашение национальной государственности Башкортостана в ноябре 1917 года или Советской Автономии Башкирии в марте 1919-го. Более того, Декларация стала логическим развитием того памятного Соглашения с центральной Советской властью, потому что уже через 14 месяцев после его подписания правовой статус республики был низведен до положения областной автономии.

Формализованные и усеченные полномочия Башкирии не позволяли ей самостоятельно решать элементарные вопросы. По уровню экономического развития республика занимала одно из ведущих мест в Советском Союзе, опережая большинство союзных республик, а по социальным показателям находилась в шестом-седьмом десятке регионов страны. Она существенно отставала по производству товаров народного потребления, обеспеченности жильем, больницами и детскими садами. Положение осложнялось тем, что при нищей социальной сфере республика стала экологически бедствующим краем, перенасыщенным производствами, наносящими вред природе. Перестройка, начавшаяся в стране во второй половине 80-х годов, создала условия для преобразования союзного по форме, но унитарного по содержанию государства в действительно федеративное.

В сложных условиях республика делала свои первые шаги в обновляемой России. В стране бушевал острейший политический и экономический кризис, возникли конфликты между разными ветвями власти, практически отсутствовала региональная политика. Башкортостану пришлось самому, без реальной поддержки, решать тяжелейшие экономические и социальные вопросы, фактически спасать систему жизнеобеспечения республики. Были приняты беспрецедентные меры, чтобы люди смогли приспособиться к изменениям.

В то же время республика не побоялась в рамках своих полномочий взять на себя ответственность за все, что происходит на территории республики. Тогда были найдены верные пути по объединению усилий органов власти и общества для проведения преобразований в экономической и социальной сфере. Разумное сочетание сильной государственной власти и инициативы, активности граждан позволило с достоинством пройти переломный период, сохранить управляемость общественными процессами, создать благоприятную среду для подъема народного хозяйства и роста благосостояния населения.

Благодаря Суверенитету в эти нелегкие годы -- годы политического и экономического распутья, шквала реформ Башкортостан не только сохранил свой мощный производственный потенциал, но и многого достиг. Прежде всего, благодаря определенной экономической самостоятельности, которую обеспечила Декларация. Проявив хозяйственный прагматизм, республика отказалась от шоковой терапии, обвальной приватизации, сохранила и поддержала реальный сектор экономики. Поэтому удалось избежать массовой безработицы, создать условия для экономического подъема. Чтобы нейтрализовать тяжелые последствия экономического кризиса 90-х годов, в Башкортостане применялось государственное регулирование цен на основные продукты питания, вводились дополнительные к федеральным пособия и льготы, даже устанавливался бесплатный проезд на общественном транспорте.

Для решения социально-экономических проблем важнейшее значение имело становление государственности Башкортостана: создание республиканского парламента, четкой вертикали исполнительной власти. Новое республиканское законодательство позволило реализовать свою модель реформирования. В ее основу были положены два принципа -- трансформация, а не разрушение планово-распределительной экономики в рыночную и сохранение социальных гарантий для населения. При этом характерной особенностью развития Башкортостана все эти годы была активная координирующая и организующая роль государства. Причем не только в экономической, но и в социальной сфере.

Развиваясь вместе со всей Россией, реализуя во многом свою собственную модель построения современной системы государственности, реформирования производства, республика сумела успешно преодолеть сложные испытания, сохранить и приумножить свой богатый экономический и духовный потенциал, добиться сначала стабилизации ситуации, а затем -- выйти на пути ускоренного прогресса во всех сферах.

Принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана стало первым, самым ответственным, самым трудным и мужественным шагом на пути к демократическому, правовому государству, новому статусу республики как полноправного субъекта Российской Федерации. Далее логично последовали подписание Федеративного Договора с Приложением к нему от Республики Башкортостан, принятие Конституции, заключение Договора с Федеральным центром о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти документы явились надежным правовым фундаментом для всех наших преобразований. Было сформировано современное эффективное государственное устройство с четким разделением ветвей власти -- законодательной, исполнительной и судебной. Главной движущей силой и гарантом новой системы власти стал институт Президента. Башкортостан, несомненно, пошел во многом самостоятельным путем, реализуя собственную действенную модель преобразований. Это стало возможным благодаря сложившемуся в республике уникальному опыту регионального законодательства. Принято в общей сложности около 680 законов и 16 кодексов, которые послужили основой всех действий, в корне изменивших жизнь башкортостанцев.

Большое значение приобретают реализация национальных проектов в сельском хозяйстве, жилищном строительстве, образовании и здравоохранении, стратегия инновационного развития.

Главная особенность современного Башкортостана -- комплексный характер его развития. В отличие от прошлых десятилетий, когда экономический рост слабо влиял на социальную сферу, сегодня успехи в производстве напрямую сопровождаются повышением качества жизни людей.

В самые сложные периоды российских реформ Башкортостан сохранил свой мощный производственный потенциал и уверенно вышел на путь устойчивого прогресса. Продолжается стабильный подъем экономики. Ведущими отраслями здесь выступают электроэнергетика, топливная промышленность, химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка. Ускоренными темпами развиваются агропромышленный комплекс, строительство, транспорт, связь, торговля и сфера услуг. Республика активно участвует в решении стратегической задачи превращения России в мировую энергетическую державу

Одна из важнейших особенностей нашей экономики -- сочетание высокоразвитой индустрии и крупного аграрного сектора. В начале 90-х годов, когда в ряде регионов его начали реформировать слишком радикально, республика пошла по своему пути. Была сделана ставка на жизнеспособные формы хозяйствования, не прекращалась государственная поддержка села.

Огромную роль в техническом перевооружении аграрного сектора сыграло создание межрайонных машинно-технологических станций. В сельскохозяйственном производстве республика практикует разумный протекционизм. Предприятиям и организациям агропромышленного комплекса ежегодно оказывается государственная поддержка на приобретение не только сельскохозяйственной техники, но и племенного скота, элитных семян, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов.

Стратегическое значение сегодня приобрело интенсивное развитие строительной отрасли и транспортной инфраструктуры. Близится к завершению газификация населенных пунктов республики. Бурно развивается и исключительно важная в современных условиях сфера информатизации и связи. Башкортостан -- среди первых регионов страны по уровню развития телефонии. Динамично развивается потребительский рынок товаров и услуг. Здесь особенно велика роль предпринимательства.

Быстро расширяются внешнеэкономические, торговые связи Башкортостана. Основными торговыми партнерами Башкортостана являются 86 стран мира.

Республика из региона, экспортирующего сырье, постепенно превращается в экспортера высокотехнологичной конкурентоспособной готовой продукции. Здесь производят современную технику, новые технологии, наукоемкие и высокотехнологичные продукты нефтепереработки и нефтехимии. Новейшие изделия машиностроительного комплекса поставляются в Индию, Китай, Южную Корею, Малайзию и другие страны.

По многим показателям уровня жизни из седьмого-шестого десятка субъектов Российской Федерации, как это было к началу 90-х годов, Башкортостан вышел в число лидеров. Вопросы качества жизни населения -- всегда в центре внимания руководства Башкортостана. Они решаются планомерно и последовательно.

Активная социальная политика значительно нейтрализовала потери переходного времени для башкортостанцев. За это время в несколько раз выросли расходы на социальное обеспечение, введено множество школ, поликлиник, здравниц, дворцов культуры и театров. Взят курс на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов во всех крупных населенных пунктах.

Организован персональный учет многодетных и малообеспеченных семей, особое внимание уделяется ветеранам и инвалидам. Успешно реализуются республиканские целевые программы по целому ряду направлений -- охране здоровья, материнства и детства, социальной поддержке населения. Особое внимание уделяется укреплению семьи. В Башкортостане выплачивается дополнительное ежемесячное пособие многодетным семьям, имеющим четверых и более детей, а семьям, имеющим десятерых и более несовершеннолетних детей, бесплатно предоставляются микроавтобусы. А все новорожденные малыши, а точнее, их мамы, получают подарочный набор -- специальный комплект детского белья. Не остается без внимания и подрастающее поколение: специальные президентские программы «Дети Республики Башкортостан» и «Молодежь Башкортостана» направлены на поддержку наших ребят. Понятно, что все это требует материальных вложений, и республика несмотря на трудные финансовые времена их находит, потому что экономить на своем будущем недальновидно.

По мнению авторитетных независимых агентств, Башкортостан признан одним из самых благополучных регионов России, занимает по качеству жизни населения второе, после Москвы, место. Повышение благосостояния людей остается главной целью проводимого в республике политического курса.

В Башкортостане демографические показатели сегодня в целом выше, чем в среднем по стране. Так, в 2005 году средняя продолжительность жизни у нас составила около 67 лет. Башкортостан имеет один из самых высоких показателей рождаемости и самый низкий уровень естественной убыли населения в Приволжском округе.

Конкурентоспособность, перспективы развития стран и народов в наше время во многом определяются образованием, наукой и культурой. В среднем за год строится и реконструируется до 40 и более образовательных учреждений. Уже видны положительные результаты реализации в республике российского национального проекта «Образование». Ведется работа по обеспечению доступа всех учебных заведений в мировую сеть «Интернет». В ближайшее время в республику поступят новое учебное оборудование и школьные автобусы.

Башкортостан традиционно входит в первую десятку регионов России по индексам образования и развития человеческого потенциала. Он -- в числе передовых регионов также по количеству гимназий и обучающихся в них, численности учащихся профессионально-технических училищ и лицеев, студентов средних специальных учебных заведений.

Башкортостан уже давно является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где уделяется серьезное внимание поддержке научных учреждений. Это принципиальная позиция. Она соответствует стратегии Президента России В.В. Путина о базовых составляющих прогресса -- образовании, науке, инновациях. Взят курс на тесную интеграцию научных и образовательных учреждений, фундаментальных и прикладных исследований, повышения их инновационной направленности, экономической и социальной эффективности.

Важное место в нашей государственной политике занимают вопросы духовно-культурного развития. Успешно работают творческие союзы. Расширяется сеть театров, музеев, филармоний, клубов. Сегодня в Башкортостане действуют 12 профессиональных театров, 7 концертных организаций, 85 музеев, 1782 публичные библиотеки и более 2 400 культурно-досуговых учреждений. По многим показателям в этой сфере мы занимаем лидирующие позиции в России. Развивается массовое самодеятельное художественное творчество. Сберегается и приумножается духовное наследие наших народов. Восстанавливается и сохраняется память о выдающихся людях нашей истории.

Республика стала одним из признанных центров российского и мирового искусства. Успешно проводятся такие масштабные российские и международные форумы, как фестиваль оперного искусства, «Шаляпинские вечера в Уфе», Аксаковский праздник, Нуриевский фестиваль балетного искусства, фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык» и многие другие. Всенародное признание получили Дни Салавата Юлаева, праздники «Шежерэ-байрамы» -- «Праздник родословной» и «Здравствуйте, односельчане!».

В республике зарегистрированы 637 печатных изданий. В районах и городах издаются более 70 газет и журналов. По подписке на периодические издания республика ежегодно на первом месте в России. Спутниковое телевидение уже переходит на 18-часовое вещание.

Наиболее важным в республике стало развитие системы местного самоуправления, муниципальной власти. К ее организации республика подошла подготовленной. Министерство финансов в полном объеме профинансировало местные бюджеты для исполнения полномочий муниципальных районов и городских округов. Учрежден Совет муниципальных образований. Эти преобразования приблизят управление к гражданам, повысят его действенность.

Продолжается работа по налаживанию конструктивного сотрудничества с партиями, общественными движениями и объединениями. В этих целях уже много лет при Президенте республики действует Общественное Совещание. Необходимо особо отметить значение национальной политики. Современный Башкортостан -- один из самых многонациональных регионов страны. И при этом -- один из самых спокойных и стабильных.

Разумеется, согласие и взаимное сотрудничество народов и конфессий не складываются сами собой. Здесь важны и исторические традиции нашего края, и продуманная, эффективная национальная политика. У нас создана одна из самых развитых в стране систем национального образования. В школах республики организовано обучение на 6 родных языках, а 14 -- изучаются как предмет. При этом значительное внимание уделяется духовному наследию, традициям народов Башкортостана. Национально-культурные запросы населения отражены и в средствах массовой информации, которые выходят на 6 языках.

Большая поддержка оказывается национальной культуре. В Башкортостане имеется уникальный опыт -- созданы 14 историко-культурных центров в местах компактного проживания народов республики. При Ассамблее народов Башкортостана и в Доме дружбы народов республики действует целый ряд национальных объединений и национально-культурных центров. Выполняются государственные программы «Народы Республики Башкортостан», сохранения, изучения и развития языков народов республики, по возрождению и развитию фольклора народов Башкортостана и другие.

В сложные годы преобразований удалось сделать все возможное для того, чтобы многонациональность стала фактором силы, сплочения общества во имя главных целей. И основной результат такой политики -- стабильность и согласие в республике, дружба и братство ее народов. Как сказал во время своего посещения нашей республики Президент страны Владимир Владимирович Путин: «В Башкирии, как в капле воды, отражается вся наша Россия с ее многообразием культур, религий, языков, с дружбой народов…».

Много можно говорить о приобретениях и уроках самостоятельного развития республики. Самое главное суммируется в одном -- Башкортостан стал одним из наиболее экономически развитых и политически стабильных регионов страны, отличающимся своим созидательным устремлением. Общественно-политические новации последних лет -- укрепление властной вертикали, настойчивое согласование регионального и федерального законодательства, изменение межбюджетных отношений говорят о переоценке сложившейся системы отношений Центра и регионов.

Для Башкортостана, как и для других регионов, важно, чтобы реформирование государственного управления не перечеркнуло рациональную практику в этой системе. Речь идет о договорах, четко разграничивших полномочия и сыгравших позитивную роль в развитии субъектов Российской Федерации. Поэтому депутаты Государственного Собрания -- Курултая -- РБ направили Президенту Владимиру Путину Обращение «Об обновлении договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан по разграничению полномочий». В нем подчеркнуто, что дальнейшее совершенствование договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами является стратегическим направлением развития России как федеративного государства, и высказана просьба к главе государства -- инициировать процесс обновления Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и полномочий, образовав комиссию по разработке проекта Договора. В новой редакции Конституции Башкортостана термин «суверенитет» заменен понятием «государственность», которое предполагает обладание республикой всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий в сфере совместного ведения. Но эта замена не меняет сути: государственность Башкортостана, не нарушая суверенитета Федерации, позволяет более эффективно решать задачи, стоящие перед республикой, с максимальной отдачей использовать ее огромный потенциал.