logo
Обоснование размещения предприятия по производству легковых автомобилей

1.1 Производство легковых автомобилей в Украине

Украинские производители автотранспортных средств в январе-сентябре 2011 года увеличили выпуск автомобилей (легковых, коммерческих) и автобусов на 44% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года - до 76,925 тыс. ед.

Согласно статистическим данным ассоциации "Укравтопром", таким образом, по итогам девяти месяцев динамика прироста производства к прошлогодним показателям еще несколько замедлилась (по итогам шести месяцев прирост составлял 55%, семи - 50%, восьми - 48%).

В то же время в сентябре по сравнению с августом автопроизводство возросло на 6,4% - до 9,796 тыс. ед., и на 18,4% по сравнению с сентябрем прошлого года. По данным ассоциации, в легковом сегменте производство в сентябре составило 8,985 тыс. ед., что на 17% больше, чем в сентябре прошлого года, но на 7,1% выше августовского показателя текущего года.
В то же время выпуск грузовых автомобилей в сентябре сократился на 17,7% к августу текущего года - до 306 ед., и на 10,3% к сентябрю прошлого, а выпуск автобусов увеличился соответственно на 13,7% и на 95% - до 505 ед.

По итогам девяти месяцев текущего года наибольший прирост производства, по-прежнему, демонстрирует легковой сегмент, в котором этот показатель увеличился на 50% - до 71,869 тыс. ед., выпуск автобусов возрос на 34% - до 2,572 тыс. ед.

При этом производство грузовых и коммерческих авто продолжает демонстрировать отрицательную динамику, однако она замедляется: за девять месяцев этот показатель сократился на 35% - до 2,484 тыс. ед. Лидеры автопроизводства по итогам января-сентября, по-прежнему, неизменны: ПАО "ЗАЗ" (45,122 тыс. ед. автотранспорта), корпорация "Богдан" (16,338 тыс. ед.), ЧАО "Еврокар" (7,203 тыс. легковых авто).

Как сообщалось, в январе-сентябре 2011 года лидер отрасли - Запорожский автозавод - нарастил производство автотранспортных средств на 59%, в том числе легковых - на 70%, до 44,064 тыс. ед. В то же время с начала года замедлилась динамика сокращения производства коммерческих авто на ЗАЗе за счет существенного прироста их выпуска в сентябре по сравнению с сентябрем прошлого года: по итогам девяти месяцев выпуск грузовых авто сократился на 58% - до 927 ед.

При этом в сентябре производство этих авто сократилось более чем вдвое по сравнению с августом - до 103 ед.

За девять месяцев ЗАЗ также сократил выпуск автобусов в 2,4 раза до 131 ед.

Корпорация "Богдан" в январе-сентябре нарастила производство на 16% - до 16,338 тыс. ед. При этом выпуск легковых авто возрос на 26% - до 15,863 тыс. ед., коммерческих сократился более чем вдвое - до 414 ед. Автобусов "Богдан" выпустил 61 ед. (в 2010-м - 847 ед., но с учетом производства "Черкасского автобуса", который уже не входит в корпорацию).

Еще один входящий в тройку лидеров производитель - "Еврокар" - за указанный период выпустил 7,203 тыс. автомобилей (выпускает только легковые авто Skoda), что на 50% выше показателя девяти месяцев прошлого года. При этом в сентябре их производство выросло в 2,2 раза по сравнению с августом текущего года, но сократилось на 4% к сентябрю прошлого - до 1005 ед.

Входящий в группу компаний "АИС" Кременчугский автосборочный завод, собирающий китайские легковые автомобили Geely и корейские внедорожники Ssang Yong, за январь-сентябрь 2011 года выпустил 4,939 тыс. автомобилей - на 7% больше, чем за тот же период 2010 года, в том числе в сентябре производство сократилось на 25% к августу текущего года и на 43% к сентябрю-2010 - до 360 ед.

Единственный украинский производитель большегрузных автомобилей - ХК "АвтоКрАЗ" - за девять месяцев выпустил 736 автомобилей - на 3% больше, чем за тот же период 2010 года, в том числе в сентябре - 105 ед. (на 30% больше, чем в августе).

Лидером по производству автобусов в Украине по итогам девяти месяцев, по-прежнему, остается входящий в корпорацию "Эталон" Бориспольский автозавод, выпустивший 983 автобуса - на 91% больше, чем за тот же период прошлого года. Входящий в эту же корпорацию Черниговский автозавод увеличил выпуск автобусов на 90% - до 373 ед. (в том числе 66 ед. - в августе).

В то же время ООО "Львовские автобусные заводы", по данным ассоциации, за январь-сентябрь выпустило только 92 автобуса (в январе-сентябре-2010 - 27 ед.). В сентябре, как и в августе, автобусы не выпускались. В компании считают статистику ассоциации неправильной, однако своих данных не предоставляют.

Выделенный из структуры корпорации "Богдан" АО "Черкасский автобус" за январь-сентябрь выпустило 645 автобусов, что на 3% больше, чем за тот же период 2010 года, "Завод "Часовоярские автобусы" (бывший "Черкасский ремзавод") - 411 ед. (на 56% больше), ООО "Автомобильный завод "Анто-Рус" - 83 ед. (в прошлом году - 6 ед.), но в сентябре, как и в предыдущие четыре месяца, завод автобусы не производил.

Как сообщалось, в 2010 году украинские автомобилестроители выпустили 82,814 тыс. автотранспортных средств, что на 19% больше, чем в 2009 году (69,534 тыс. ед.).

При этом в среднем уровень загрузки мощностей заводов не превысил 20%, а численность работников сократилась в 3,5 раза.

Как отмечали в ассоциации, автопроизводство в стране возросло не за счет внутреннего рынка, а за счет роста экспорта.

Эксперты "Укравтопрома" ориентировочно оценивали возможный прирост автопроизводства в 2011 году на 25% к 2010 году за счет обновления модельного ряда и выпуска новых авто (в частности, ZAZ Forza на ЗАЗе), автобусов и троллейбусов корпорациями "Эталон" и "Богдан".