Бразилия – экономический гигант Латинской Америки

курсовая работа

3.1 Позиция Бразилии в мировой торговле

Бразилия является крупнейшим среди стран южной Америки участником мировой торговли. Это государство традиционно входит в число ведущих поставщиков на мировой рынок целого ряда сельскохозяйственных товаров - концентрата апельсинового сока, кофе, сахара-сырца, табака, какао, сои, свинины, говядины и мяса птицы.

С января по сентябрь 2013 года объем внешней торговли Бразилии составил 277,1 млрд. $ США, показав рост в 36,9% по сравнению с тем же периодом 2012 года, когда объем внешней торговли составил 202,4 млрд. $ США.

В 2012 году Бразилия находилась на 24-м месте в мире по объему экспорта (153 млрд. долларов США), а по объему импорта - на 26 месте (134 млрд. долларов США). За 9 месяцев 2013 года Бразилия экспортировала товаров на 144,9 млрд. $ США, а импортировала - на 132,2 млрд. $ США. По сравнению с 2012 г., объем бразильского экспорта вырос на 29,6%, а импорта - на 45,8%. (Табл. 3. 1; Рис. 3.1), (Табл. 3.2; Рис. 3.2)

Активное сальдо торгового баланса Бразилии (разница между экспортом и импортом) на конец сентября 2013 года достигло 12,8 млрд. $ США, и снизилось по сравнению с тем же периодом 2012 года на 39,7%, что объясняется значительным увеличением импорта и снижением экспорта. В 2012 году экспорт Бразилии превышал импорт на 21,2 млрд. $ США [14].

В целом, внешняя торговля Бразилии показывает восстановление после экономического кризиса, но основной проблемой остается очень высокий курс бразильского реала по отношению к доллару США (1,69-1,72 рела за доллар США), в результате чего спрос на бразильский экспорт из-за завышенной цены снижается, а в стране скапливается масса долларов, на которые, чтобы они не обесценились, скупаются импортные товары.

Среди товаров, экспортированных Бразилией в 2010 году, 53,2% составляют промышленные изделия и 39,7% - сельхозпродукция (полуфабрикаты и товары).

Что касается импорта Бразилии, то 46,3% приходится на закупки сырья, 22,5% - на средства производства. Импорт потребительских товаров составляет в общем объеме импорта Бразилии 16,9%, а топлива и горюче-смазочных материалов - 14,3%. По сравнению с 2009 годом, самый значительный рост бразильского импорта был по категории топлива и горюче-смазочных материалов - увеличение на 61,1%, затем потребительских товаров (51,1%), сырья (43,3%) и средств производства (38,9%) [14].

Что касается рынков сбыта, то самым крупным покупателем бразильских товаров являлась Азия (бразильский экспорт в эти страны вырос на 31,3%), на второй позиции находятся страны Латинской Америки и Карибского бассейна (бразильский экспорт вырос на 40,5%), далее идет Евросоюз (увеличение экспорта на 22,7%). Здесь надо учитывать, что сравнение идет с кризисным 2009 годом, а по отношению к уровню 2007-2008 года бразильский экспорт и в целом объем внешней торговли пока показывает значительный регресс.

Бразилия остается одним из самых больших в мире экспортеров сельскохозяйственных продуктов, хотя экспорт товаров промышленного назначения увеличился в еще большей степени, и экспорт самолетов, стали, электроники практически сравнялся с сельхозпродукцией.

В некоторых отраслях бразильские импортеры и экспортеры обязаны получать определенные разрешения, но большинство импорта в Бразилию не подлежит лицензированию, в то время как экспорт вообще освобожден от налогов. Бразильские валютные инструкции все еще играют существенную роль в вопросах осуществления сделок импорта-экспорта - валюта обменивается по специальным контрактам, связанным с импортом, а экспорт связан с федеральными налогами и таможенной системой. Штрафы могут быть наложены в случае, если бразильский импортер или экспортер не в состоянии выполнить такие контракты в назначенное время [16].

Торговые компании в Бразилии играют очень важную роль в импорте и экспорте товаров, так как они обладают практическим опытом и знаниями в данных областях. Торговые компании могут выступать как таможенные брокеры, готовя сделки по импорту, оформлять экспортные и таможенные разрешения, а также импортировать продукты от имени бразильских компаний.

Делись добром ;)