logo
Остров Пасхи

1.4 Этапы создания удивительных памятников

Грандиозные работы, когда-то происходившие в кратере Рано-Рараку, всех поразили и потрясли. Все говорило за то, что работа прекратилась внезапно: тысячи примитивных каменных рубил лежали на рабочих местах. И так как ваятели трудились одновременно над многими статуя-ми, мы могли видеть все этапы. Сначала они в горной породе высекали лицевую часть, потом оба уха и руки с длинными пальцами, которые соединялись ниже живота. И наконец они врубались в камень с боков, формируя спину. Она первоначально напоминала днище лодки с острым килем, соединяющим изваяние с горой. Полностью вытесав всю лицевую часть, ее тщательно обрабатывали и полировали, только не делали глаз под крутыми надбровными дугами. До поры до времени великан оставался не-зрячим. Потом скульпторы срубали “киль” под спиной, подпирая при этом богатыря камнями, чтобы не скатился с обрыва. По-видимому, ваятелям было безразлично, где и как вытесывать статую,- на отвесной стене или на горизонтальной плоскости, головой кверху или книзу. Незаконченные исполины лежали как попало, словно на поле боя.

Отделив спину, начинали головоломный спуск по склону к подножию вулкана. Иной раз многотонных колоссов спускали по отвесным обрывам, через полки, на которых тоже шла работа над идолами. Немало истуканов побилось, но подавляющее большинство спустили целехонькими, правда ног на хватало, ведь каждое изваяние заканчивалось плоским срезом там, где у человека начинаются ноги. Словом, длинный торс с руками.

Тысячи тонн осколков из мастерской перенесли ваятели к подножию вулкана, где выросли огромные осыпи и искусственные морены. В этих кучах рыли глубокие ямы и временно устанавливали богатырей. Только теперь можно было отделывать спину и шею исполина, а выше бедер спину украшали поясом с символическими изображениями. Этот узкий пояс был единственным одеянием нагих фигур, и все они, кроме одной, изображали мужчин.

Однако таинственное странствие каменных богатырей здесь не заканчивалось, после доделки спины они отправлялись к своим алтарям. Большинство пасхальских истуканов покинули гору, и совсем немного осталось ждать своей очереди у подножия вулкана. Готовые богатыри разошлись во все концы острова, до пятнадцати километров от мастерской, в которой им придали облик человека.

Самое удивительное, что ваятели перемещали не глыбы камня, которым толчки нипочем, а полностью законченные фигуры, полированные от мочки уха до лунки ногтей. Не хватало только глазниц. Как ухитрялись они переносить готовых идолов в такую даль, ничего не повредив, не поцарапав полировки? Этого никто не знал.

Доставив слепых истуканов на место, их не опускали основанием в яму, чтобы поставить торчком, напротив - каждого идола поднимали и водружали на аху, каменный алтарь высотой около двух метров. Только теперь вытесывали глазницы, только теперь богатырь мог увидеть, где он очутился. И наконец, в довершение всего на голову исполина надевали “шляпу” весом от двух до десяти тонн, что как раз и равно весу двух слонов”.2. Искусство «острова загадок»

Остров Пасхи по форме похож на Сицилию. Он так же напоминает треугольник и так же имеет по углам вулканы. В одном из углов треугольника, близ кратера вулкана Рано-Као, находится древнее селение Оронго. Давным-давно заброшены его низкие, продолговатые, лишенные окон постройки. Но до сих пор сохранились орнаменты, украшающие косяки дверей и выполненные черной, белой и красной краской, росписи, покрывающие стены.

Европейские корабли - сравнительно не-давние изображения, древние - рисунки птиц, удивительных человеческих лиц и еще более удивительных людей-птиц. Их фигуры можно увидеть и на скалах, окружающих Оронго. Сотни барельефов, маленьких и больших, воспроизводят фантастическое странное существо с человеческим телом, большой птичьей головой и вытянутыми когтистыми лапами, держащими круглый предмет. Что означает загадочная фигура человека-птицы, много раз повторенная на скалах Оронго? Тишина, царящая на острове Пасхи, чувствуется здесь особенно сильно. Безлюдное место, мрачные, овеваемые ветром камни молчат, храня тайну древнего поселения.

Не только в Оронго можно увидеть наскальные рисунки. По всему острову разбросаны камни с нанесенными на них изображениями. Черепахи, рыбы, птицы, тюлень... Фигуры представителей скудной рапануйской фауны исполнены с большим мастерством и реализмом. Но зачем понадобилось древним художникам покрывать камни этими изображениями? Каков их смысл? Может быть, их рисовали, чтобы привлечь к острову больше рыб, птиц, черепах, тюленей? Но ведь для этой цели островитяне и по сей день берут с собой в лодки совсем другой магический амулет - круглый камень, приносящий «хорошее счастье».

И просто ли черепаху или просто ли тюленя изображают рисунки? Почему у одного из тюленей человеческое лицо? Нет ли здесь переклички с древней легендой о боге Тангароа, который жил в море, превратившись в тюленя? Однажды люди поймали его и вытащили на берег, думая, что это тюлень, несмотря на то, что у Тангароа было лицо человека. Необычного тюленя положили в земляную печь. Но мясо все время оставалось сырым - и тогда люди поняли, что это могущественный бог Тангароа. Имя этого бога очень редко упоминается в мифах острова Пасхи.

Другой вид искусства - и новая тайна. Спутники Кука, посетив остров Пасхи в 1774 году, обнаружили там необычайные статуэтки, вырезанные из красновато-коричневого дерева торомиро. Особое удивление вызвали у них изображения сутулого человека с козлиной бородкой, вытянутыми ушами, стиснутыми челюстями и скелетоподобной с резко подчеркнутыми ребрами грудной клеткой словно панцирь возвышающейся над вогнутым животом. Кого изображают эти странные статуэтки, которые островитяне называют моаи кавакава (статуэтка человека с ребрами).

«Во всех хижинах были найдены маленькие статуи тридцати сантиметров высоты, представляющие мужчин, рыб и птиц. Без сомнения, это идолы, но я никогда не замечал, чтобы им оказывали какое-либо почитание, - сообщал миссионер Эйро, первый европеец, поселившийся на острове Пасхи.- Временами я видел канаков, поднимающих свои статуэтки в воз-дух, жестикулирующих и сопровождающих это видом танца и бессмысленным песнопением. С какой целью? Не думаю, что они знают сами. Они просто делают то, что видели у отцов своих, без долгих размышлений об этом. Если вы спросите их, что это означает, они ответят вам... что таков обычай в стране».

Быть может, странные фигурки моаи кавакава с их торчащими ребрами и тощими телами изображают первых поселенцев острова, после долгого и голодного плавания добравшихся до Рапа-Нуи? Или духов мертвых? Или сверхъестественные существа, называемые островитянами аку-аку? Местная легенда гласит, что в давние времена вождь (арики) по имени Туу-ко-иху увидел однажды на красном камне двух спящих духов. которые не имели тел, а только голые ребра. Третий дух крикнул спящим: «Проснитесь, арики видел ваши ребра!» Духи проснулись и увидели человека. Догнав его, они спросили: «Что ты знаешь?» «Ничего», - отвечал арики. Духи спросили вновь: «Может, ты заметил что-нибудь?» «Нет», - отвечал арики. Тогда духи исчезли. Спустя некоторое время они снова пересекли путь Туу-ко-иху и вновь спросили: «Что ты знаешь о нас, о арики?» Хитрый вождь отвечал: «Ничего». Если бы. он сказал, что он видел их ребра, духи убили бы его.

Когда Туу-ко-иху пришел в деревню, он увидел людей, бравших камни из печи. Они выбрасывали головешки. Туу-ко-иху взял две головешки, принёс их в дом и вырезал из них две статуэтки, изображавшие увиденных им духов с ребрами.

Конечно, эта сказка не может объяснить назначение загадочных статуэток с ребрами... Не меньше вопросов вызывают и другие деревянные скульптуры Рапа-Нуи. Например, изображения птицы-человека, похожие на те, что можно увидеть на скалах в Оронго. Не-большая, напоминающая птичью, голова с лицом человека, органически слитый с этим лицом хищный птичий клюв, толстая и длинная шея с большим зобом, узкая килевидная грудь, опущенные крылья, похожие на руки... Таков облик таигата-ману, птицы-человека. Другая загадка моаи паапаа («тощая скульптура») - женская фигура, но... с узкой маленькой бородкой, точь-в-точь такой же, как бородка ста-туи человека с ребрами. Такая же бородка имеется и у моаи таига-та-статуи человека, деревянной фигурки с выкрашенными зубами.

Еще более необычна статуэтка моаи аринга, изображающая существо с двумя головами. Встречаются на острове и скульптурные изображения моко-тангата-человека-ящерицы, одного из персонажей местного фольклора.

Человек с ребрами, человек-птица, женщина-мужчина, двухголовая фигура, человек-ящерица - все эти деревянные скульптуры невелики: полметра, шестьдесят, сантиметров в высоту, не более. С какой целью создавались они? Местные жители не могут дать ответ на этот вопрос, хотя и научились изготовлять для продажи копии с древних образцов. Немногим больше знают и ученые. Одни исследователи считают, что это - изображения духов мертвых, другие фигуры сверхъестественных существ, богов или демонов; третьи предполагают, что статуэтки из дерева вырезались, когда умирал один из членов семьи, имя которого и давалось изображению; четвертые думают, что их держали в домах или нишах, либо подвешивали на конце шеста закутанными в ткань; пятые находят сходство между деревянными фигурками острова Пасхи и куклами-марионетками Индонезии...

2.1 Каменные колоссы

Первых капитанов, посетивших остров, не тронуло суровое величие каменных гигантов. Форстер, спутник Кука, называет их «грубыми произведениями». И хотя, познакомившись с этими скульптурными колоссами, Ла-Перуз составил «весьма лестное мнение о таланте, который этот народ проявлял в далекой Древности к строительству (многообещающее слово «строительное искусство» было бы здесь неуместно)», великий мореплаватель все-таки считал, что «эти колоссальные фигуры показывают, что островитяне недалеко зашли в области изобразительных искусств». Такое нелестное мнение водителей фрегатов о памятниках искусства острова Пасхи объясняется просто: спутники Кука, и Ла-Перуз были в плену эстетических идеалов своего времени. А век, в котором они жили, век рококо, считал прекрасным только изысканное, элегантное, миниатюрное. Естественно, что колоссы острова Пасхи казались им грубыми и варварскими, чуждыми классическим пропорциям и «духу красоты». И только позже европейцы смогли оценить все художественные достоинства статуй острова Пасхи. Теперь история искусства ставит их в один ряд с египетскими пирамидами, гигантскими каменными изваяниями, созданными древнейшими жителями Мексики - ольмеками и другими бессмертными творениями безымянных гениев.

«Стоя на склоне горы, они смотрят с непостижимым спокойствием на море и землю, и тут сразу чувствуешь, как их контуры начинают вас увлекать, несмотря на всю свою упрощенность. И чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение, неизменное ощущение спокойного благородства, очарования и тайны, - пишет о статуях острова Пасхи английская исследовательница Раутледж, более года проведшая на земле Рапа-Нуи. Вся картина действует особенно интенсивно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами, посте-пенно вырисовываются на великолепном, переливчатом фоне западного горизонта».

В прежние времена каменные колоссы стояли на погребальных террасах аху. Некоторые из них были под стать гигантским статуям: Каменоломни вулкана Рано-Рараку и находящиеся рядом статуи каменные платформы достигали шестидесяти метров в длину и трех - в высоту. Статуи были повернуты лицом к острову и спиною к океану, на берегу которого воздвигались аху. Обычно на погребальной площадке стояло несколько гигантов (до пятнадцати статуй вместе).

«При некоторой фантазии нетрудно представить себе первоначальную картину этого аху, - пишет автор популярной книги «Остров Пасхи» Ф. Шульце-Мезье. - Кругом царит тишина... Все, что было близко к аху, подпадало под строгое табу... даже рыбная ловля была запрещена... Четыре родственника покойного держали караул, и всякий, кто осквернил бы это место, рисковал тем, что ему проломят череп... Высоко над караулом тянется ряд каменных гигантов, темные силуэты которых резко выделяются на фоне светлого неба. Позади статуи - невидимый для печалящихся о мертвеце океан с его вечно гудящими волнами».

Около века прошло с тех пор, как последняя статуя была сброшена с аху. Но стоящие статуи можно увидеть в другом месте острова - в каменоломнях кратера вулкана Рано-Рараку, откуда каменные гиганты начинали свой путь к океану. Здесь есть скульптуры, уже готовые к отправке и наполовину готовые, готовые почти совсем... и такие, к работе над которыми только что приступили. «Нигде мы не находимся под таким обаянием чуда, как здесь, с того момента, как глаза наши научаются видеть- Большинство статуй еще не вполне высечено из скалы и нередко покрыто лишайником или поросло травой или папоротником, - пишет Кэтрин Раутледж. Сначала зрителя поражает какая-нибудь выдающаяся вперед фигура. Но, приглядевшись, он с изумлением видит, что стены по обе стороны сплошь покрыты идолами, а что над ним в нише стоит какая-нибудь другая гигантская фигура; она смотрит вниз, и оказывается, что нога ее покоится на огромном лице». Одна из статуй, уже отделенная от скалы, имеет более двадцати метров. Голова ее - одиннадцать, нос -четыре метра. Гигант, известный под именем Пиропиро, глубоко ушел в почву. Сейчас он возвышается над землей на шесть с половиной метров. Более шестисот каменных колоссов насчитывается на маленьком острове Рапа-Нуи.

Непроизвольно замечается, что все гиганты однотипны. Лишь небольшие вариации допускал строгий канон. Это почти бюсты; представлены лишь голова и торс, при- чем лицо занимает почти две пятых длины всей статуи. Низкий покатый лоб, резко подчеркнутые надбровья, узкая и длинная голова, длинные и стилизованные уши, изображенный натуралистически нос с четко обозначенными ноздрями, узкий, с сомкнутыми губами рот, придающий каменным лицам надменное выражение... Короткая шея, покатые плечи, свисающий живот, руки, спущенные вдоль туловища и согнутые в кистях; пальцы, необыкновенно длинные, касающиеся друг друга внизу живота, - таков характерный облик каменных гигантов острова Пасхи.