2.1 Международная торговля
Внешнеторговый оборот Республики Саха (Якутия) в 2014 году составил 5 104,0 млн. долларов США, что на 212,8 млн. долларов США больше, чем в 2013 году (на 4,4%), при этом экспорт увеличился на 317,6 млн. долларов США (на 6,7%), а импорт уменьшился на 104,8 млн. долларов США (в 2,5 раза).
Внешнеторговый оборот между странами-контрагентами по итогам 2014 года распределился следующим образом:
Крупнейшие страны-контрагенты во внешнеторговом обороте:
Бельгия - 2711,7млн. долларов США или 53,1%
Индия - 690,6 млн. долларов США или 13,5%
Израиль - 572,4 млн. долларов США или 11,2%
Китай- 524,6 млн. долларов США или 10,3%
Япония - 146,8 млн. долларов США или 2,9%
ОАЭ - 135,9 млн. долларов США или 2,7%
Гонконг - 123,6 млн. долларов США или 2,4%
Экспорт региона в отчетном периоде (2014) составил 5 034,9 млн. долларов США, произошло увеличение на 6,7% по сравнению с 2013 годом.
Товарная структура экспорта Республики Саха (Якутия )распределилась следующим образом:
Таблица 2.
Товарная структура экспорта 2014г. (тыс. долларов США)
Код группы |
Наименование товаров |
2013 год |
2014 год |
Темп роста, °о |
|
01-24 |
Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) |
473,60 |
906,89 |
в 1,9 раза |
|
В т.ч. 03 |
Рыба, ракообразные и моллюски |
0,00 |
0,53 |
0% |
|
25-27 |
Минеральные продукты |
640 550,00 |
659 388,43 |
102,9% |
|
в т.ч. 27 |
Топливно-энергетические товары |
608 768,52 |
628 093,28 |
103,2% |
|
28-40 |
Продукция химической промышленности каучук |
5,58 |
15,78 |
в 2,8 раза |
|
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,00 |
70,42 |
0% |
|
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
36,92 |
737,48 |
в 20,0 раза |
|
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
0,00 |
2,00 |
0% |
|
72-83 |
Металлы и изделия из них |
3,42 |
133,91 |
в 39,1 раза |
|
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
62,80 |
61 389,59 |
б 977,5 раза |
|
68-71, 91-97 |
Прочие товары |
4076 177,55 |
4312 304,57 |
105,8% |
Импорт региона в отчетном периоде составил 69,1 млн. долларов США, что в 2,5 раза меньше, чем в 2013 году.
Товарная структура импорта Республики Саха (Якутия) распределилась следующим образом:
Таблица 3
Товарная структура импорта 2014 г. (тыс. долларов США)
Код группы |
Наименование товаров |
2013 год |
2014 год |
Темп роста, °о |
|
01-24 |
Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) |
19 618,4 |
16 646,9 |
84,9% |
|
в т. ч. 03 |
Рыба, ракообразные и моллюски |
0,0 |
0,0 |
0% |
|
25-27 |
Минеральные продукты |
69,8 |
38,8 |
55,6% |
|
в т. ч. 27 |
Топливно-энергетические товары |
17,3 |
0,0 |
0% |
|
28-40 |
Продукция химической промышленности каучук |
12 978,0 |
6 553,1 |
50,5% |
|
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
151,2 |
2,8 |
1,8% |
|
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
575,4 |
474,6 |
82,5% |
|
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
899,9 |
571,0 |
63,5% |
|
72-83 |
Металлы и изделия из них |
11 426,4 |
9 639,9 |
84,4% |
|
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
119 224,6 |
31 020,2 |
26% |
|
68-71, 91-97 |
Прочие товары |
8 911,0 |
4106,6 |
46,1% |
Таблица 4.
Внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия) за 2002-2014 гг. (млрд. долларов США)
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Внешнеторговый оборот |
1,1 |
1,4 |
1,8 |
2,5 |
2,4 |
2,6 |
2,4 |
1,6 |
3,3 |
4,8 |
4,8 |
4,9 |
5,1 |
|
в т.ч. экспорт |
1,0 |
1,3 |
1,7 |
2,4 |
2,3 |
2,5 |
2,3 |
1,5 |
3,2 |
4,6 |
4,7 |
4,7 |
5,0 |
|
Импорт |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
За первый квартал 2015 года внешнеторговый оборот составил 1 234, 8 тыс. долларов США, из них экспорт - 1 218,9 тыс. долларов США (78 % к январю-марту 2014 г.), импорт - 15,9 тыс. долларов США (135 % к январю-марту 2014 г.).
Таблица 5
Структура институционального анализа степени открытости экономики
Операции резидентов и нерезидентов |
Институциональная открытость |
|
Международная торговля (на входе) |
? организации: Глава РС (Я) Правительство РС (Я) Министерство экономики РС (Я) Министерство по федеративным отношениям и внешним связям РС(Я) ? институты (нормы): Таможенный кодекс Таможенного союза: [принят решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17]. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон: [принят Государственной думой 19 ноября 2010 г.; одобр. Советом Федерации 24 ноября 2010 г. № 311-ФЗ]. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Саха (Якутия) «О международных и внешнеэкономических связях Республики Саха (Якутия)». (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 17.10.2003 № 164-III). Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы (программа) ?акторы - ОАО ХК «Якутуголь», ОАО «Селигдар», ЯТЭК, Группа «Сумма», ОАО «Медиа-Холдинг «ЯКУТИЯ» |
Таблица 6
Анализ институтов и организаций в рамках международной торговли
система: |
Страна |
|
основная норма: |
степень институциональной открытости |
|
Субнорма Институты, организации |
Импорт / Экспорт |
|
Институты (нормы) |
В декабре 2002 года был подписан Протокол между МИДом России и Правительством РС (Я) о взаимодействии в области осуществления международных и внешнеэкономических связей. Это означало, что Якутия вступила в новый этап развития внешних связей. В настоящее время (до 2017 года) действует уже четвёртая редакция этого протокола Политику продвижения продукции якутских предприятий на внешний рынок определила Республиканская целевая программа реализации экспортного потенциала (Утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 980). Программные мероприятия позволили обеспечить выполнение плановых заданий по реализации по основным позициям продукции и услугам. |
|
Организации |
Механизм управления внешнеэкономической деятельностью субъекта федерации, рассмотренный на примере Республики Саха (Якутия), сформирован на основании разделения полномочий во внешнеэкономической сфере между Российской Федерацией и республикой. Особенности его обусловлены уровнем полномочий федерации и ее субъекта, характером решаемых задач. На уровне федерации осуществляется таможенное регулирование, комплексное проведение валютно-денежной, финансовой, налоговой, кредитной политики. Вместе с тем, разделение полномочий между федерацией и субъектом предполагает проведение последним собственной кредитной, налоговой политики. При соблюдении верховенства Конституции и законодательства Российской Федерации найдена, на наш взгляд, первичная форма согласования интересов федерации и ее субъекта, закрепленная Соглашением о разделении полномочий. |
|
Акторы |
Таким образом, экономика Якутии даже на фоне сокращения внешнеэкономических связей России (из-за взаимных санкций) остаётся открытой в силу отраслевой структуры экономики региона, наличия крупных предприятий (монополизация в виде холдингов в ряде отраслей в регионе) и особых интересов иностранных партнёров к регионам ДВФО.
внешнеторговый якутия экономический
- Введение
- 1.Общая характеристика Якутии
- 1.1 Административно-территориальное деление
- 1.2 Транспортная инфраструктура
- 1.3 Основные показатели социально-экономического развития
- 1.4 Крупные предприятия республики
- 2. Анализ институциональной открытости Якутии
- 2.1 Международная торговля
- 2.2 Международное инвестирование
- 2.3Международное кредитование
- Заключение
- 4. Сравнительный анализ основных показателей республики Саха (Якутии) и Саратовской области
- Республика Саха (Якутия)
- 2.2. Предпосылки становления институтов гражданского общества в Республике Саха (Якутия)
- 1.3. Особенности социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия)
- 1.Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс"
- Экономика Республики Саха (Якутия)
- Паводковые явления в Республике Саха (Якутия)
- Республика Саха (Якутия)
- Республика Саха (Якутия)