Приволжский федеральный округ
4.Основные проблемы и направления социально-экономического развития региона в условиях рынка
Целью социальной политики округа является развитие его человеческого потенциала. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни населения округа и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Основными задачами социальной политики являются:
преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста;
формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда;
обеспечение возможности получения качественной медицинской помощи;
переход от системы массового образования к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуальному образованию для всех;
обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных укладов жизни;
создание эффективной адресной системы поддержки социально незащищенных групп граждан, а также лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума и предоставления им социальных услуг, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями путем обеспечения их доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения;
создание условий для укрепления общероссийской гражданской идентичности, при сохранении и развитии национальных культур, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, развития межкультурного и межрелигиозного диалога;
повышение доступности учреждений культуры для всех слоев населения;
повышение качества и расширение спектра услуг в области культуры;
повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения;
создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей национальностей, населяющих округ;
обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, создание условий, обеспечивающих возможность для граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактика алкоголизма, снижение масштабов табакокурения;
существенное улучшение транспортного обеспечения с учетом удовлетворения специальных требований со стороны граждан с ограниченными возможностями;
формирование современной социальной среды для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, развитие института семьи, обеспечение условий для комфортной жизни в семье, оказание всесторонней помощи членам семьи, занятым уходом за престарелыми людьми и инвалидами;
оказание услуг по социальной реабилитации и коррекции семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью уменьшения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, снижения уровня подростковых правонарушений в среднесрочной перспективе не менее чем на 15%, сокращения социального сиротства не менее чем на 30%;
принятие превентивных мер по профилактике социального неблагополучия среди различных групп населения;
улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
снижение уровня преступности и коррупции;
обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов.
Экологическая ситуация во многих промышленно развитых регионах
не улучшается, несмотря на реализацию некоторых природоохранных мер как федерального, так и регионального значения.
В первую очередь озабоченность вызывает состояние рек региона.
За последние два года на водных объектах федерального округа Росгидрометом отмечается рост на 15% количества случаев экстремально высокого загрязнения химическими веществами водных объектов. В 2007 г. выявлено 78 случаев экстремально высокого загрязнения химическими веществами
(более 50 предельно допустимой концентрации) и 68 случаев высокого загрязнения (более 10 предельно допустимой концентрации). Ключевыми причинами неудовлетворительного санитарного состояния водных объектов является сброс без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших, крайне изношенных и не соответствующих по своей мощности, объему сбрасываемых стоков очистных сооружений или их отсутствие.
В округе из 1337 населенных пунктов с центральной канализацией 504
не имеют очистных сооружений или эксплуатируют их в аварийном состоянии, 857 промышленных предприятий сбрасывает в открытые водоемы неочищенные или недостаточно очищенные стоки.
Наряду с проблемами загрязнения основных рек округа особую озабоченность вызывает состояние бассейна р. Волги. Продолжающееся систематическое загрязнение рек и водоносных горизонтов в первую очередь сказывается на обеспеченности питьевой водой населения округа. По данным органов здравоохранения до 30% заболеваний населения вызывается загрязнением питьевой воды. Состояние источников питьевого водоснабжения характеризуется достаточно высоким загрязнением тяжелыми металлами и другими вредными соединениями.
На территории Пермского края серьезной экологической проблемой является загрязнение рек, связанное с самоизливом кислых вод в районах бывших шахт Кизеловского угольного бассейна. 19 рек выведены
из водопользования и представляют собой высокотоксичные кислотные потоки, загрязненные ионами металлов.
В округе острой является проблема сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских отходов и особенно отходов, накопленных за предшествующие периоды. В большинстве субъектов Российской Федерации действуют целевые региональные программы в области утилизации отходов либо осуществляются меры по строительству полигонов твердых бытовых отходов, перерабатывающих заводов, обустройству санкционированных свалок, созданию современных центров уничтожения медицинских отходов и др.
На территории регионов Приволжского федерального округа существует высокий уровень риска возникновения техногенных аварий и экологических катастроф, в том числе с выбросом опасных токсичных химикатов, попаданием в окружающую среду патогенных биологических агентов с образованием обширных площадей загрязнения и заражения. К числу возможных угроз следует также отнести вероятность применения в террористических целях опасных веществ и материалов в местах массового пребывания людей.