logo
Принципы оценки ресурсов регионов России

2.2 Концептуальные подходы к оценке природных ресурсов

В зависимости от целей и объективных факторов выделяют следующие виды оценок природных ресурсов: стоимостные -- определение общественной ценности природных ресурсов в денежном выражении; условно-стоимостные -- определение условной стоимости природного ресурса, например его сохранения для общества; нестоимостные -- определение натурально-производственной, качественной, социальной, экологической, эстетической, культурной и иной потребительной по- лезности природных ресурсов.

Обычно под экономической оценкой природных ресурсов понимают именно стоимостные методы оценки. Подобная интерпретация не совсем верна, так как указанные выше виды оценок представляют собой этапы процессов экономической оценки природных ресурсов, отличающихся степенью их завершенности. Все ресурсы, результаты их освоения и влияния на окружающую среду, а также связанные с ними отношения в конечном итоге, отражаются в показателях развития экономики: валового внутреннего продукта, внутреннего национального продукта, национального дохода. В связи с этим все показатели ресурсов используются для целей экономических оценок. В принципе концептуальные подходы и методы экономической оценки природных ресурсов в стоимостном выражении различаются в смысле завершенности их разработки полноты учета всех факторов и объективности полученных результатов. Анализируя процесс развития теории природопользования и экономической оценки природных ресурсов, ее движения от субъективного восприятия и использования природы к общественному осознанию ее ценности для человечества и его дальнейшего существования и развития, представляется возможным выделить три исторически и методологически взаимосвязанных концептуальных подхода к экономической оценке природных ресурсов.

Это затратный, рыночный и общественно-ценностный подходы. В рамках затратного подхода разработаны и применяют методы: определения предпроизводственных, производственных и воспроизводственных затрат; определения приведенных, замыкающих и безубыточных затрат; оценки дифференциальных затрат (размещение, транспорт и т.д.). Рыночный подход включает следующие методы экономической оценки природных ресурсов: рентной оценки; инвестиционной оценки; коммерческой оценки экологических благ, отход и загрязнений. Общественно-ценностный подход включает методы; эколого-экономической оценки; общественно-экономической оценки; учетно-стоимостной оценки. Подходы и разработанные на их основе методы экономической оценки отличаются степенью их разработанности, но на их основе можно с определенной долей приближения определить экономическую ценность природного ресурса в зависимости от цели и решаемых задач. Затратный подход. Затратный подход является наиболее разработанным, понятным и очевидным. При этом подходе оценка природных ресурсов осуществляется посредством расчета прямых затрат на их добычу, освоение или использование, а также косвенных затрат, связанных с проявлением негативных внешних экологических эффектов природопользования.

Оценка затрат на добычу и переработку природных ресурсов осуществляется в целях определения: локальных затрат -- стоимости инвестиционных (прямых и сопряженных) и эксплуатационных затрат на добычу, освоение и использование конкретного природного ресурса; общих (комплексных) затрат -- на исследования и разработки, проектирование и строительство, добычу и переработку, испытания и использование природных ресурсов месторождения с учетом затрат на решение экологических проблем. Важнейшими направлениями решения проблемы сохранения невозобновляемых и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, реализация которых может быть обеспечена как развитием научно-технического прогресса и внедрением его результатов в производство, так и использованием мировым сообществом и каждым отдельным государством принципов концепции устойчивого развития. Основными путями реализации указанных направлений являются следующие:

· максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновляемых природных ресурсов на основе за мены их возобновляемыми ресурсами;

· расширение масштабов и увеличение темпов развития процесса вначале простого, а впоследствии расширенного воспроизводства возобновляемых ресурсов;

· разработка и внедрение в практику технологий, позволяющих коренным образом повысить степень извлечения из эксплуатируемых месторождений невозобновляемых ресурсов (сегодня из-за несовершенства технологий добычи в недрах остается до 70% нефти, 30% угля, 20% железной руды и т.д.);

· развитие и расширение использования технологий с применением оборотного водоснабжения;

· максимально возможная замена органического топлива на ядерное, что при условии безаварийной работы АЭС позволяет существенным образом экономить углеродное сырье (нефть, газ) для использования в других целях, а также исключает необходимость извлечения из атмосферы природного кислорода; в перспективе -- его замена такими неисчерпаемыми энергетическими ресурсами, как солнечная и ветровая энергия, энергия Мирового океана и даже водород;

· всемерное вовлечение в производственный оборот так называемых "техногенных месторождений", т.е. все более активное развитие процесса использования отходов.

Многие из перечисленных путей сохранения и развития природно-ресурсного потенциала в части обеспечения производства природными ресурсами могут быть использованы не только в планетарном или государственном масштабах, но и на уровне любого промышленного предприятия.

Природные ресурсы - основа устойчивого развития России.

Основная задача в определении места и роли природоресурсного потенциала в экономике будущего связана с необходимостью использовать его комплексно и рационально, а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

Основные возможности вовлечения в производственный оборот отходов, являющиеся по своей сути важнейшими путями сохранения, а в отдельных случаях и увеличения природно-ресурсного потенциала, сводятся к следующему:

· разработка и внедрение в производство малоотходных, экологически чистых технологий;

· развитие безотходных производств на основе их комбинирования и "удлинения производственной цепочки" с целью последующей переработки отходов, образующихся на предыдущих стадиях;

· создание природоохранных и природозащитных систем и комплексов;

· расширение процессов замены первичных ресурсов вторичными;

· формирование и внедрение в практику хозяйственной деятельности механизма экономического стимулирования процессов использования отходов.

Когда говорят об избыточности, изобилии ресурсов, обычно имеют в виду, что экономика не в состоянии сама их переработать с должной эффективностью, а потому оказывается целесообразным экспортировать ресурсы, причем экспортные доходы от их продажи существенно влияют на благосостояние населения.

Как известно, зависимость важнейших отраслей народного хозяйства от импорта сырья и топлива отрицательно влияет на состояние экономики страны. В этой связи усиление использования местных сырьевых и топливных ресурсов и постепенный отказ от импортного сырья становятся важнейшей задачей в реализации эффективного управления природопользованием.

Развитие собственной сырьевой базы, добыча и переработка сырья должны сопровождаться разработкой и внедрением прогрессивных технологий его добычи и использования. В первую очередь это касается добычи и комплексной переработки бурых углей, горючих сланцев, железных руд, фосфоритов и карналлитов. Причем требуются технологии, направленные на селективную выемку сырья, которая делает добычу более рентабельной и существенно снижает нагрузку на окружающую среду.

Сегодня в стране стоит вопрос о переходе к устойчивому развитию энергетики на основе энергосбережения и эффективного использования новых и возобновляемых источников топлива и энергии.

Среди природных ресурсов большое значение для обеспечения развития производства, жизни и деятельности общества имеют топливно-энергетические ресурсы. Главной особенностью размещения топливно-энергетических ресурсов является неравномерность их размещения по территории страны. Основная часть геологических запасов топлива расположена в восточных районах страны, где сосредоточено 85% запасов природного газа, 65% запасов нефти и 93% всех запасов угля страны.

Здесь можно выделить несколько моментов:

- практика хозяйствования последних 5-6 лет показала, что регулирующую роль государства, в том числе и в определении государственной политики использования и охраны ресурсов, надо усилить путем доработки и дополнения соответствующего законодательства и нормативной базы;

- вокруг изучения, воспроизводства и охраны природоресурсного комплекса сосредоточен огромный научно-технический потенциал, который должен быть не только сохранен, но и развит, переориентирован на создание новых технических средств и технологий, особенно в области рационального и комплексного использования традиционных и новых ресурсов;

- весь природоресурсный потенциал подлежит кадастрированию и учету, паспортизации, оценке сегодняшнего состояния;

- предстоит практически заново создать экологическую индустрию - от научных разработок до реализации в производственных мощностях, ориентированных не только на комплексное и более полное использование природного сырья и ресурсов, но и на охрану окружающей среды, переработку отходов и устранение негативных последствий производства, накопившихся к настоящему времени.

Говоря об использовании природных ресурсов, нельзя забывать об их учете. Основной механизм и основной методический прием - мониторинг состояния природных ресурсов по определенной схеме и номенклатуре и в соответствии с глобальной системой мониторинга. Россия, с ее стратегическим и геополитическим положением, не может оставаться в стороне от мировых ресурсных проблем.

Открытая экономика, развивающиеся процессы глобализации и транснационализации делают добывающие отрасли более чувствительными к мировой конъюнктуре, что в свою очередь требует укрепления института государственного регулирования недропользования. Данное обстоятельство, кроме того, регламентируется тем, что с экономической точки зрения следует учитывать две важные особенности ресурсов минерального сырья:

- во-первых, размещение месторождений полезных ископаемых обусловлено геологическим строением земной коры, а следовательно, ограничивается определенными пространственными рамками;

- во-вторых, минеральные ресурсы практически не возобновляются;

- в-третьих, при разработке минерально-сырьевых ресурсов временной фактор следует учитывать как определяющий. Отсюда следует, что ориентация на интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать закреплению страны в качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств. Поэтому без промедления должны быть приняты меры по укреплению государственного влияния в сфере регулирования отношений в недропользовании.

Задачи государственной стратегии природопользования:

- эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научно-методических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий;

- уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;

- использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран;

- совершенствование системы государственного регулирования в природно-ресурсной сфере (контроль, лицензирование, ресурсный аудит);

- создание эффективных экономических механизмов ресурсопользования с учетом российской специфики и повышение доли платежей за использование природных ресурсов в бюджеты всех уровней;

Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих, и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.

Анализ развития мировой экономики показывает, что экономический рост развитых стран составляет 2,3% в год и достигается, как правило, за счет внедрения высоких технологий. Учитывая это, российская экономика должна иметь темп экономического роста 4,6%. При этом заметим, что такой рост обеспечит сокращение отставания России от развитых стран по уровню ВВП на душу населения. Экономический рост должен быть не ниже указанных выше темпов, и это может быть обеспечено за счет добычи, переработки и эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов.

Российская экономика в XXI веке, по крайней мере в первой его половине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу. Наличие крупного природно-ресурсного потенциала России обуславливает ее особое место среди индустриальных стран. Ресурсный потенциал при его эффективном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику. Обеспеченность страны природными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов. Хозяйственное освоение природных ресурсов России создает реальные возможности привлечения крупномасштабных инвестиций, в том числе иностранного капитала; за счет экспорта природных ресурсов обеспечивается значительная часть валютных поступлений. Центральное место среди природных ресурсов России занимают минерально-сырьевые, что определяется следующими обстоятельствами:

- географическим положением, при котором жизнеобеспечение невозможно без значительного потребления минеральных ресурсов;

- преимущественно сырьевым укладом экономики с ориентацией на добычу, разработку и передел минерального сырья;

- наибольшей привлекательностью ресурсов недр для иностранных инвесторов;

- огромными территориями и выполненными на них в предшествующие десятилетия геологоразведочными работами, сделавшими ресурсы недр весьма существенным элементом национального богатства.

Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным и оцененным запасам всех видов полезных ископаемых составляет не менее 28 трлн. долл.

Российская Федерация обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. Количество видов минерального сырья, разведанного на ее территории, является уникальным и не имеет аналогов в мире. По запасам никеля, природного газа (33% мировых запасов) Россия занимает первое место в мире, по запасам нефти,второе после Саудовской Аравии, угля. Третье после США и Китая, золота третье после ЮАР и США и т.д. Помимо непосредственного наличия широкого спектра важнейших видов минерального сырья, данный комплекс экономики обладает развитой добывающей, перерабатывающей инфраструктурой и мощным научно-техническим потенциалом.

Также стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее время должна стать структурная перестройка национальной экономики на основе имеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенного повышения ее эффективности. Особая сложность этой задачи состоит в том, что необходимо перестраивать отраслевую и производственную структуры, которые складывались в условиях планово-распределительной системы и полной изоляции от мирового рынка. Указанное обстоятельство определило низкий уровень эффективности работы обрабатывающей промышленности, неконкурентоспособность большой части ее продукции на мировом рынке и, как следствие, снижение объемов производства и ликвидацию многих предприятий данного сектора экономики.

Сырьевые и, в частности, добывающие отрасли промышленности не в состоянии адсорбировать огромную массу рабочей силы, высвобождающуюся из перерабатывающих отраслей экономики. В то же время большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов.

В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной обрабатывающей промышленности должно производиться на основе всесторонней интеграции с добывающими отраслями.

Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы, все это заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые средства на внутреннем и мировом рынках капитала.

Основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются:

- завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;

- формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;

- развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции в сфере природных ресурсов;

- осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

- создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;

Стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее время должна стать структурная перестройка национальной экономики на основе имеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенного повышения ее эффективности.