logo
Производственный потенциал и инфраструктура Забайкальского края

2.1.3 Машиностроение и металлообработка

Машиностроение - сложная и весьма трудоемкая отрасль хозяйства. Размещение ее предприятий на территории обусловливается многими факторами. Интенсивное развитие отрасли в регионе сдерживалось из-за значительной удаленности от основных машиностроительных центров страны, ведущих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, отсутствия многих обслуживающих производств, высоких транспортных расходов на обеспечение предприятий сырьем, материалами и комплектующими изделиями, на перевозку готовой продукции, а также дефицита энергоресурсов.

В связи с этим машиностроение и металлообработка в регионе длительное время развивалась как отрасль, обслуживающая местное хозяйство. Отсюда - узкая номенклатура выпускаемой продукции, большая доля ремонтного производства. В Восточном Забайкалье развиты тяжелое энергетическое и транспортное машиностроение, а также станкостроение, речное судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, ремонтные предприятия и металлообработка. Существенным недостатком развития этого сектора промышленности является отсутствие в регионе предприятий точного машиностроения, определяющего уровень развития регионов на современном этапе НТР.

Машиностроение в дореволюционное время в Забайкалье не получило широкого развития. К середине XIX в. была создана судоверфь в г. Сретенск, на которой собирали пароходы и катера для Амурской флотилии, а в начале XX столетия в г. Чита были построены Главные железнодорожные мастерские, причем в них в то время работало свыше тысячи человек. Металл и железные изделия в эти мастерские поставлялись с Петровск-Забайкальского железоделательного завода.

Наибольшее развитие машиностроение в Забайкалье получило уже в советский период, когда были созданы все существующие ныне предприятия. В 90-е гг. наш регион в Восточно-Сибирском экономическом районе выделялся производством металлорежущих станков, породопогрузочных машин, компрессоров, холодильных установок, мостовых кранов.

Ведущее место в машиностроении региона занимает тяжелое и транспортное машиностроение. К этой отрасли принадлежат: ОАО «Машзавод», выпускающий передвижные компрессоры и холодильные установки, а также запасные части к ним; ОАО «Дарасунский завод горного оборудования», производящий породопогрузочные машины, пневмодвигатели, бурильные шахтные установки; Забайкальский завод подъемно-транспортного оборудования (п. Оловянная), производящий кран-балки и осуществляющий их ремонт.

Станкостроение представлено ОАО «Станкостроительный завод». Здесь выпускаются резьбонарезные высокоточные фрезерные станки, настольные сверлильные станки и магнитные плиты.

Единственное предприятие судостроения в регионе - АО «Сретенский судостроительный завод» (п. Кокуй), выпускающий пограничные катера и рыболовные сейнеры.

Автомобильная промышленность на территории региона была представлена с 1974 по 1987 г. Читинским автосборочным заводом, где собирали грузовые автомобили «ЗИЛ- 130-С» для работы в условиях Севера. В настоящее время выпуском вездеходов занимается 103-й БТРЗ.

Сельскохозяйственное машиностроение после закрытия в 1987 г. завода «Птицемаш» в г. Нерчинск существует большей частью в виде ремонтных предприятий. В последние годы ОАО «Дарасунский завод горного оборудования» освоил производство культиваторов, лемехов и запасных частей к сельскохозяйственному оборудованию. Некоторые изделия сельскохозяйственного назначения производят Читинский станкостроительный и Читинский машиностроительный заводы, Приаргунское горно-химическое объединение, Забайкальский ГОК.

Для деревообрабатывающей промышленности станки производит завод в п. Тарбагатай.

На территории региона действовало несколько машиностроительных предприятий военно-промышленного комплекса: механические заводы, авторемонтный, танкоремонтный завод СибВО, Читинский вертолетный и др.

Кроме машиностроительных заводов в регионе имеется около сотни различных ремонтных предприятий. Крупнейшие из них - тепловозовагоноремонтный завод в Чите и железнодорожные депо станций Шилка, Карымская, Хилок.

Сложившаяся к 90-м гг. структура и специализация машиностроения и металлообработки региона соответствовали народно-хозяйственным потребностям Забайкалья и Дальнего Востока. В то же время выявилась тенденция к развитию производств, продукция которых потреблялась преимущественно за пределами Сибири и Дальнего Востока. Так, почти вся продукция Сретенского судостроительного завода, Забайкальского завода подъемно-транспортного оборудования, более половины продукции Читинского машиностроительного завода и не менее 1/3 продукции Дарасунского завода горного оборудования и Читинского станкостроительного завода вывозилось за пределы региона.

В переходный к рыночной экономике период отрасль машиностроения и металлообработки претерпела существенные изменения и сейчас состояние машиностроения очень тяжелое. Оно наиболее сильно пострадало из-за разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. Многие предприятия частично или полностью изменили свой профиль, сократили или вообще прекратили выпуск продукции. Так, в 2011 г. выпуск продукции (компрессоры, холодильные установки) по сравнению с 2001 г. сократился на Читинском машиностроительном заводе более чем в 16 раз, на заводе подъемно-транспортного оборудования в поселке Оловянная - в 22 раза, на заводе горного оборудования в поселке Дарасун - в 168 раз.

В 2011 г. индекс промышленного производства (в процентах к предыдущему году) в производстве готовых металлических изделий составил 79 %, а в производстве машин и оборудования - 137 %. При этом было произведено 53 компрессора, 43 мостовых электрических крана, 5 комплектов холодильных установок и 34 фронтальных самоходных погрузчика. Для сравнения, в 2002 г. было произведено 19 станков, 523 компрессора, 161 кран, 21 холодильная установка и 40 шахтных машин (Статистический ежегодник Забайкальского края, 2011).