1.1 Административно-территориальное устройство России. Роль и значение административно-территориального деления в экономике России
По географическому положению Россия - евразийская страна, так как часть её территории расположена в Европе, а часть - в Азии (Сибирь и Дальний Восток), в целом она занимает пространство протяженностью в медиальном направлении 2,5 - 4 тыс. км, в широтном - 9тыс. км. Северной Евразии. Территория России расположена в пределах одиннадцати часовых поясов.
Огромная территория России требовала изучения её территориальных особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому на первых этапах становления Российского государства возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы.
Административно-территориальное деление России преследовало прежде всего цель укрепления строя и служило главным образом для регулярного взыскания налогов с населения.
Экономические предпосылки развития территориального устройства
Еще в XVIIIв. при Петре I Россия была разделена на 8 губерний - Петербургская, Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. Во главе каждой губернии стоял губернатор. Губернии в свою очередь первоначально делились на провинции, управляемые воеводами, а провинции делились на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Под руководством губернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат, выполняющий в основном фискальные функции - поддержание порядка, сбор налогов, рекрутский набор.
Позднее, в царствование Екатерины II число губерний сначала возросло до 40, а к концу её царствования до 60. Были изменены и низовые звенья административного деления. Губернии подразделялись на уезды, а уезды на волости. Для поддержания порядка в такой огромной империи, как Российская, и особенно на завоеванных окраинных территориях были созданы военизированные органы управления - генерал-губернатор - Варшавское, Иркутское, Киевское, Приамурское, Степное, Туркестанское, Финляндское. Московская губерния также была преобразована в Московское генерал-губернаторство, а на Кавказе было создано наместничество. Генерал- губернаторы и наместник назначались царем.
Административно-территориальное деление дореволюционной России не учитывало условия компактного проживания нерусских народностей на территории России. Например, отдельные районы территории современного Татарстана принадлежали пяти губерниям: Казанской, Вятской, Уфимской, Самарской и Симбирской; территории Мордовии - четырём губерниям: Пензенской, Тамбовской, Симбирской и Нижегородской. Бюрократический характер административно-территориального деления дореволюционной России и стихийность образования экономических районов страны привели к резкому несоответствию административного деления особенностям и уровню хозяйства различных районов государства. Так, несмотря на изменения, обусловленные экономическим развитием, согласно административно-территориальному делению крупнейший промышленный центр Иваново был на положении малозначащего города Шуйского уезда Владимирской губернии; значительный уже в то время населенный пункт Орехово-Зуево был разделен на две части: одна из которых входила в состав Московской губернии, другая - Владимирской; Нижний Тагил на Урале, насчитывавший в дореволюционное время до 30 тыс. чел. населения, не считался не городом, не селом.
Территория царской России механически делилась на губернии и уезды по признаку численности населения. Екатерининские губернии просуществовали почти без изменений до Октябрьской революции, правда, в 1861г. к прежнему двухчисленному делению территории государства на губернии и уезды добавилось третье подразделение - волость. При районировании в досоветский период недостаточно учитывались народнохозяйственные нужды страны и не учитывались национальные интересы народов, населяющих Россию. Дореволюционное административно-территориальное деление противоречило предпосылкам развития рыночной капиталистической экономики, образованию внутреннего рынка и свободы капиталистического оборота, а следовательно, оно не соответствовало интересам капитализма того времени.
- 1.1 Административно-территориальное устройство России. Роль и значение административно-территориального деления в экономике России
- 1.2 Послереволюционное административно-территориальное деление и причины его изменения
- 1.3 Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР
- 1.4 Современное федеративное устройство России
- 1.5 Распределение субъектов федерации по типам
- 1.6 Зарубежные территории России
- 1.7 Основные проблемы территориального устройства России. Будущее федеративного устройства России
- 2.1 Легкая промышленность. Роль и значение легкой промышленности в экономике страны
- 2.2 Оценка ее современного состояния
- 2.3 Отраслевая структура легкой промышленности и факторы размещения отраслей
- 2.4 География размещения легкой промышленности и основные центры производства
- 2.5 Основные проблемы и перспективы развития комплекса
- Список используемой литературы:
- 3.1. Административно-территориальное устройство России
- Административно-территориальное устройство
- Административно-территориальное устройство России
- 2.2.Административно-территориальное устройство России
- Административно-территориальное устройство рф.
- Законодательное регулирование административно- территориального устройства
- Тема 6. Экономическое районирование и административно-территориальное устройство России.
- Тема 3.1. Административно-территориальное устройство России