logo
Административно-территориальное устройство России

1.1 Административно-территориальное устройство России. Роль и значение административно-территориального деления в экономике России

По географическому положению Россия - евразийская страна, так как часть её территории расположена в Европе, а часть - в Азии (Сибирь и Дальний Восток), в целом она занимает пространство протяженностью в медиальном направлении 2,5 - 4 тыс. км, в широтном - 9тыс. км. Северной Евразии. Территория России расположена в пределах одиннадцати часовых поясов.

Огромная территория России требовала изучения её территориальных особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому на первых этапах становления Российского государства возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы.

Административно-территориальное деление России преследовало прежде всего цель укрепления строя и служило главным образом для регулярного взыскания налогов с населения.

Экономические предпосылки развития территориального устройства

Еще в XVIIIв. при Петре I Россия была разделена на 8 губерний - Петербургская, Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. Во главе каждой губернии стоял губернатор. Губернии в свою очередь первоначально делились на провинции, управляемые воеводами, а провинции делились на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Под руководством губернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат, выполняющий в основном фискальные функции - поддержание порядка, сбор налогов, рекрутский набор.

Позднее, в царствование Екатерины II число губерний сначала возросло до 40, а к концу её царствования до 60. Были изменены и низовые звенья административного деления. Губернии подразделялись на уезды, а уезды на волости. Для поддержания порядка в такой огромной империи, как Российская, и особенно на завоеванных окраинных территориях были созданы военизированные органы управления - генерал-губернатор - Варшавское, Иркутское, Киевское, Приамурское, Степное, Туркестанское, Финляндское. Московская губерния также была преобразована в Московское генерал-губернаторство, а на Кавказе было создано наместничество. Генерал- губернаторы и наместник назначались царем.

Административно-территориальное деление дореволюционной России не учитывало условия компактного проживания нерусских народностей на территории России. Например, отдельные районы территории современного Татарстана принадлежали пяти губерниям: Казанской, Вятской, Уфимской, Самарской и Симбирской; территории Мордовии - четырём губерниям: Пензенской, Тамбовской, Симбирской и Нижегородской. Бюрократический характер административно-территориального деления дореволюционной России и стихийность образования экономических районов страны привели к резкому несоответствию административного деления особенностям и уровню хозяйства различных районов государства. Так, несмотря на изменения, обусловленные экономическим развитием, согласно административно-территориальному делению крупнейший промышленный центр Иваново был на положении малозначащего города Шуйского уезда Владимирской губернии; значительный уже в то время населенный пункт Орехово-Зуево был разделен на две части: одна из которых входила в состав Московской губернии, другая - Владимирской; Нижний Тагил на Урале, насчитывавший в дореволюционное время до 30 тыс. чел. населения, не считался не городом, не селом.

Территория царской России механически делилась на губернии и уезды по признаку численности населения. Екатерининские губернии просуществовали почти без изменений до Октябрьской революции, правда, в 1861г. к прежнему двухчисленному делению территории государства на губернии и уезды добавилось третье подразделение - волость. При районировании в досоветский период недостаточно учитывались народнохозяйственные нужды страны и не учитывались национальные интересы народов, населяющих Россию. Дореволюционное административно-территориальное деление противоречило предпосылкам развития рыночной капиталистической экономики, образованию внутреннего рынка и свободы капиталистического оборота, а следовательно, оно не соответствовало интересам капитализма того времени.