Влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области

дипломная работа

1.3. Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов

Как было указано выше, миграция может иметь неоднозначные, а подчас непрогнозируемые экономические и социальные последствия для страны в целом и для каждого её региона в частности. Они способны дифференцированно проявляться в различных сферах - региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической, этнокультурной и во многом другом. Для того, чтобы не допустить или, по крайней мере, смягчить проявление негативных последствий воздействия миграции и стимулировать её позитивное влияние на развитие территории, необходимо управлять миграционными процессами. Грамотное регулирование внешней и внутренней миграции должно быть научно-обосновано. Для этого необходимо оценить характер миграционных процессов.

Такая оценка осуществляется на основе системы показателей, которая в целом неоднократно описывалась в работах и отечественных и зарубежных специалистов.

При оценке внешней миграции существуют определенные трудности, которые, в первую очередь, обусловлены разнородностью источников данных и несогласованностью систем учета коренного и иностранного населения разных стран. Так, в Ирландии, Португалии и многих других странах в отличие от Дании, Германии, Бельгии, Швеции, Японии отсутствуют специальные регистры населения, позволяющие вести довольно строгий учет как естественного, так и миграционного движения населения.

При этом в разных странах имеют место и различные подходы к учету миграции, по отношению к иностранному населению и иностранной рабочей силе, которой занимаются разные государственные структуры. Например, в Италии и Португалии вопросами учета иностранного населения занимаются министерства иностранных дел, дающие разрешения на пребывание иностранным гражданам, в Бельгии - это и Национальный институт по статистике, и Министерство труда и занятости, Министерство юстиции Центральный комиссариат по беженцам и апатридам.

В США одним из наиболее мощных государственных органов является Служба иммиграции и натурализации. Она включает разветвленную сеть региональных организаций, сухопутные пограничные войска, систему общественных организаций, финансируемых из государственного бюджета и действующих под контролем государства. Комитет, занимающийся проблемами миграции, имеется и в Конгрессе США. Иммиграционное законодательство страны довольно часто корректируется, а на развитие Службы иммиграции и натурализации ежегодно увеличиваются государственные дотации. Иммиграционная служба США находится в процессе реорганизации, в процессе которой будут выделены два самостоятельных блока: Бюро соблюдения иммиграционной политики (БСИП) и Бюро иммиграционных служб (БИС).

БСИП - это своего рода силовое подразделение, в задачи которого будет входить контроль за пограничным режимом, разведывательные функции, координация деятельности с другими силовыми ведомствами по вопросам пресечения незаконной миграции.

БИС будет заниматься рассмотрением ходатайств об иммиграции, предоставлении убежища, натурализации, выдачей и пролонгацией грин-карт, выдачей разрешений на въезд, предоставлением вида на жительство и другими вопросами помощи легальным мигрантам.

В Швеции вопросами иммиграции и натурализации занимается Департамент по делам иммиграции (SIV). Он принимает решения о предоставлении разрешений на жительство, решения по ходатайствам о предоставлении гражданства. Департамент по делам иностранцев рассматривает апелляции по отказам SIV во въезде, решениям о депортации. Вопросами учета иностранного населения в Швеции занимается Центральное статистическое управление страны.

Кроме того, в Швеции действует Совет по выработке политики помощи беженцам - неправительственный орган, а так же Комитет по выработке политики в отношении иммигрантов и беженцев.

В разных странах существуют так же разные подходы к тому, какие источники информации считать основными. Так, в Австралии, Японии, Новой Зеландии и Великобритании и ещё некоторых странах роль основного источника данных выполняет пограничная статистика. В большинстве других стран информация по внешней миграции поступает из административных источников. Ценным источником информации являются регистры населения. В Германии, Венгрии, Японии и Швейцарии разработаны специальные регистры для иностранцев, которые представляют данные, как по притоку, так и по оттоку мигрантов.

В России основными источниками данных о миграции являются переписи населения, текущий учет, ведомственная статистика. Перепись населения - это, процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или отдельного региона по состоянию на определенный момент времени. Она дает, как бы, моментальный снимок населения. В число получаемых в результате проведения переписи сведений о населении, о каждом человеке (пол, дата рождения, гражданство, национальность, уровень образования и тому подобное) входят сведения и о миграции. Текущий учет позволяет оценить истинное число миграционных перемещений, а так же своевременно получать информацию об изменении в характеристике миграционной ситуации в стране и её отдельных территориях, изучать направления миграционных потоков, их структуру.

Систематическому учету, при этом, подлежит только миграция на постоянное место жительство. Различные ведомства и службы (дипломатические представительства стран, иммиграционные службы, органы пограничного контроля) в процессе своей деятельности формируют информацию по отдельным категориям мигрантов, что позволяет изучить данные категории подробнее.

При углубленном изучении миграции следует применять данные всех источников, добиваясь их сопоставимости и идентичности. Только в этом случае оценка миграционных потоков будет более полно отражать реальное положение дел. Обобщив имеющийся опыт, можно выделить систему показателей, содержащих наиболее общую оценку миграционных процессов (см. таблицу 1.1).

Для анализа непосредственно миграционного процесса и его результатов применяется широкий спектр абсолютных (выраженных суммой или количеством) и относительных (выраженных по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному) показателей.

Базой для оценки являются абсолютные показатели. Исходные первичные показатели - числа прибывших и выбывших являются, которые берутся из статистической отчетности (статистические) или из сводных материалов специальных обследований (при использовании социологических методов исследований). Вследствие более высокой точности регистрации прибытий более предпочтительны сведения о числе прибывших.

Сальдо миграции можно получить не только как разность между численностью прибывших и выбывших (как это показано в таблице), но и путем сопоставления данных об общем и естественном приросте населения, впрочем, этот показатель часто называют миграционным приростом. Данные сальдо миграции и миграционного прироста могут различаться вследствие более высокой точности данных естественного движения населения, нежели миграционного. В данной работе понятия «сальдо миграции» и «миграционный прирост» употребляются как синонимы.

Таблица 1.1 - Показатели, используемые при оценке миграционных процессов

Показатели

Порядок расчета

абсолютные

1

численность прибывших

I

2

численность выбывших

E

3

сальдо миграции (чистая миграция, нетто-миграция)

4

миграционный оборот (валовая миграция, брутто-миграция)

5

объём миграций

произведение численностей прибывших и выбывших

относитель-ные (ре-зультати-ности)

1

коэффициент результативности миграции

2

показатель эффективности передвижений населения

Относи-тельные (интенсив-ности)

1

коэффициент прибытий

, - среднегодовая численность населения территории

2

коэффициент выбытий

3

коэффициент миграционного оборота

4

коэффициент механического прироста

относитель-ные (струк-турные)

1

распределение мигрантов по полу и возрасту

2

показатели, характеризующие образовательный уровень мигрантов

доля лиц с определенным уровнем образования

3

показатели, характеризующие профессионально-квалификационный состав

доля лиц определённых профессий

4

распределение мигрантов по местам выхода

Сальдо миграции и (или) миграционный прирост традиционно считают базовыми для характеристики протекающих миграционных процессов. Поэтому, несмотря на то, что сальдо миграции - это ее результат, описание миграционной ситуации обычно начинают именно с него.

Показатель объема миграций из-за трудности его интерпретации не получил широкого распространения и в основном применяется при моделировании миграционных процессов.

Однако познавательная ценность абсолютных показателей при изучении миграционных процессов сравнительно невелика, поскольку миграции по своей природе тесно связаны с общей численностью населения, из которого выходят или в которое входят мигранты. Для получения более полной картины используются относительные показатели. В таблице представлены их основные группы. Следует охарактеризовать некоторые из них.

Значения показателя эффективности миграционного процесса могут находиться в пределах от нуля до единицы. Он служит для измерения сложившегося распределения населения, являющегося следствием неодинаковой величины объема миграций в различных районах.

Коэффициенты результативности миграции, а так же коэффициенты ее интенсивности могут рассчитываться и как общетерриториальные, то есть в целом для данной территории, и как межтерриториальный, описывающий размеры и результаты миграционного обмена, совершающегося между районом выхода населения и районом вселения. В первом случае они оценивают общие результаты миграционных процессов на территории, во втором - рассматриваются как итоговая характеристика взаимного обмена населением между соответствующими территориями.

Следующая группа показателей - структурные. Их анализ предполагает обязательное сопоставление расчетных данных по потоку мигрантов с соответствующими данными по населению мест вселения. Как правило, чем территориально ближе обменивающиеся населением регионы, тем более схожи их структурные показатели, и наоборот. Так, выполненные расчеты показали, что наиболее интенсивный миграционный обмен связывает, например, Актюбинскую область Казахстана с Вологодской областью России (в обоих регионах развита черная металлургия). Сравнение структурных показателей переселенцев в разные места и их сопоставление с местным населением - эффективный метод анализа для выдвижения гипотез о причинно-следственном механизме миграций и в конечном счете - для разработки путей воздействия на приживаемость мигрантов в новых местах [27, с. 45].

Для того чтобы оценить характер любого процесса или явления, в том числе и миграцию, необходимо проследить его состояние в статике и динамике. Статические показатели миграции населения применяются для сравнения одного региона с другим (другими) или одной страны с другой (другими) на одну и ту же дату. Эти показатели позволяют увидеть картину, существующую на определенный момент, исследовать процесс в пространстве. Их применение для анализа правомерно, когда анализируются огромные массивы данных и для упрощения расчетных процедур анализ проводится по единому временному срезу. Статические показатели могут успешно применяться в случаях, когда анализируемые характеристики проявляют относительную устойчивость и стабильность.

Для того чтобы определить, как протекал процесс во времени, используют динамические показатели. Расчет этих показателей важен в изучении миграции населения, так как она представляет собой непрерывно протекающий процесс. Использование темповых показателей призвано выявлять изменение характера миграционных процессов. Например, чем выше показатели прибытий и выбытий по отношению к предыдущему году, тем выше уровень территориальной подвижности населения.

Следует заметить, что рассмотренные выше абсолютные и относительные показатели дают представление о миграции в статике, а темпы прироста и темпы роста этих показателей показывают динамику миграционных процессов.

Следует подчеркнуть, что квалифицированный и научно обоснованный анализ возможен лишь при комплексном использовании обеих групп показателей (статических и динамических). Это позволяет проследить модификацию существующих тенденций во времени в контексте с выявлением новых аспектов миграционных проблем и формирующих их факторов. Выбор показателей зависит от исследуемого вида миграции и поставленных целей.

Для оценки внешней миграции на определенной территории целесообразно использовать следующую систему показателей (см. таблицу 1.2). Данная система показателей позволит оценить масштабы миграции на данной территории, определить, какая доля миграционных потоков относится к такому её виду, как внешняя миграция, оценить состав и структуру миграционных потоков в обмене с иностранными государствами, характер её воздействия на территорию и его изменение во времени. В связи с этим можно утверждать, что данная система показателей является необходимой и достаточной для такой оценки.

На основе проведенной оценки влияния миграции на развитие территории вырабатываются основные направления миграционной политики, которая включает в себя меры по государственному регулированию переселения населения. Суть государственного регулирования миграций на уровне отдельной страны заключается в установлении строгого контроля над миграционными перемещениями с целью предотвратить те из них, которые являются нежелательными с точки зрения интересов страны. Подобные ограничения в меньшей мере распространяются на эмиграцию, чем на иммиграцию, против которой почти повсеместно принимаются запретительные меры.

Страны, отличающиеся большим разнообразием условий проживания, большими территориями, разрабатывают и проводят, помимо внешней, внутреннюю миграционную политику. Она призвана обеспечить оптимальное с точки зрения социально-экономического развития страны снижение региональной асимметрии в размещении населения.

Делись добром ;)