Рекреационный потенциал Алтайского края

реферат

2. Археологические памятники

Первые археологические раскопки в Горном Алтае связаны с именем Карла Фридриха Ледебура. В 1826 году Ледебур организовал экспедицию в Горный Алтай, где изучал климат, флору и фауну. Он решил раскопать несколько курганов в бассейне реки Чарыш в Усть-Канском районе.

Первые обширные раскопки в различных районах Алтая произвёл В.В. Радлов в начале 60-х годов XIX века. Наиболее известны раскопанные им два больших кургана на р. Берель (Юго-Западный Алтай) и близ села Катанда.

В 1865 году экспедиция, руководимая В.В. Радловым, между речками Верхняя и Нижняя Катанда, среди множества древних курганов выбрала для раскопок самую грандиозную из них. Каменная насыпь достигала 2,1 м в высоту, диаметр равнялся 40 м. Под многослойным накатом была обнаружена деревянная камера с двойными стенками и двойным потолком. Пол был выстелен толстыми плахами. Двойные стенки погребальной камеры сложены из брёвен в 6-7 венцов.

Хотя Катандинский курган был ограблен уже в древности, здесь остались нетронутыми многие удивительные вещи. Так, в одном из свёртков оказалась широкая шуба. Её стан и рукава были набраны из меха, окрашенного в зелёный, жёлтый и коричневый цвета. Получался как бы чешуйчатый узор, причём чешуйки разграничены нашивкой золотых бляшек. Всего на шубе было укреплено до 8000 деревянных и около 3000 кожаных, обложенных листовым золотом, блях. Рукава у шубы оказались очень узкими. Видимо, они имели декоративный характер, то есть шуба просто набрасывалась на плечи.

Своеобразна и вторая форма одежды из Катандинского кургана. Она сшита в виде «фрака» с очень длинной задней спинкой. «Фрак» также был расшит золотыми бляхами. В шубу из Катандинского кургана были завёрнуты различные вещи, в их числе покрытый щёлком и обшитый золотой пластинкой меховой нагрудник. К нему были прикреплены вырезанные из дерева фигурки коней. Также здесь была найдена деревянная бляха, на которой была вырезана сцена борьбы двух животных - медведя и мифического животного, туловище которого напоминало тигра, ноги заканчивались копытами травоядного животного, птичья голова увенчана оленьими рогами, которые, в свою очередь, оканчиваются грифоньими головками. В кургане были захоронены 22 лошади.

Не менее интересный курган был раскопан В.В. Радловым в том же году на юге Горного Алтая в Берельской степи (ныне территория Казахстана). Диаметр кургана достигал 30 метров, а высота равнялась пяти метрам. Для насыпи потребовалась 1000 кубометров камня. Погребённый был уложен в деревянный саркофагколоду, выдолбленный из толстого ствола лиственницы. К крышке саркофагаколоды были прикреплены четыре бронзовые фигурки мифического существа грифона. Крылья грифона распластаны в стороны, мощный клюв загнут вниз, на голове торчит высокий хохолок. В северной части захоронения были обнаружены останки 16 лошадей.

В 1924 году начались исследования Алтайской экспедиции, под руководством С.И. Руденко, организованные этнографическим отделом Государственного Русского Музея. В первые годы работы экспедиции ее участники большое внимание поискам и картографированию ещё неизвестных археологических объектов в труднодоступных районах Горного Алтая. Так была открыта Пазырыкская группа курганов, сооружённая в середине I-го тысячелетия до нашей эры.

В 1927 году М.П.Грязнов в течение 47 дней, совместно с членами алтайской экспедиции, исследовал огромный каменный курган в урочище Шибе на реке Урсул. Диаметр кургана был 45 метров, высота равнялась 2,2 метрах. Яма под насыпью занимала площадь в 35 кв. метров, а глубина достигала 7 метров. Над деревянной погребальной камерой был устроен накат из 600 брёвен. Чтобы соорудить такое грандиозное сооружение требовалась работа огромного количества людей в течение большого периода времени. Так была открыта культура пазырыкских племён Горного Алтая.

В погребениях встречаются металлические чеканы, ножи, кинжалы, гривны, зеркала, удила, пряжки, а также различные костяные изделия и т.д. В курганах с мерзлотой сохраняются предметы из дерева, кожи, войлока и тканей. Бальзамированные тела, найденные в погребениях пазырыкской культуры, до сих пор являются сенсациями мирового масштаба.

Кроме могильников, к периоду раннего железа относятся такие археологические объекты, как поселения, поминальные и ритуальные сооружения, стелы, петроглифы, оросительные сооружения и др. Памятники последующего гунно-сарматского времени Горного Алтая до недавнего времени были почти неизвестны. Но в последние два десятилетия открыты и исследованы около 20 памятников датированных VI в. до н.э. К их числу относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары-Бел, Булан-Кобы, Айрыдаш, Курайка и другие. Известны также объекты иного характера - поселения, святилища, производственные центры и т.д.

Полученные материалы свидетельствуют, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа, которая названа «булан-кобинской».

В свою очередь булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая открывается тюркским периодом.

Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Погребальные памятники представляют собой круглые курганы с грунтовой ямой, где находится погребение человека и сопроводительное захоронение коня. Поминальные комплексы включают каменную оградку прямоугольной или квадратной формы в плане, стелу или изваяние - скульптуру воина, а также «балбалы» - небольшие камни, вкопанные вертикально в ряд.

К тюркскому времени относятся знаменитые памятники рунической письменности, которых в Горном Алтае обнаружено уже около ста. Они написаны на трех рунических алфавитах. К этому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы и т.д.

Делись добром ;)