logo
Роль Бразилии в истории региона

2.2 Роль в истории (новейшее время - до XXI века)

Новейшее время - период истории с XIX века и до наших дней. В этой части главы я хотела бы рассказать про экономику страны и ее экономические трудности, начиная с момента создания Бразильской республики.

В 1889 году была создана независимая Бразильская республика. Молодая республика приняла федеративную систему правления, сохранившую свои характеристики до сегодняшнего дня. Провинции бывшей империи, в соответствии с федеративным устройством, были преобразованы в штаты. На смену парламентской форме правления пришла президентская система. Управление государством осуществлялось тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Аналогичная система действовала на уровне штатов. До 1930 года страной управляли президенты, избираемые в соответствии с действующей конституцией.

Стабильность Первой республики в самом начале ее истории время от времени прерывалась военными конфликтами между милитаристами и республиканцами. Вспыхнуло восстание в военно-морском флоте, где преобладали антиармейские и промонархистские настроения. Гражданская война в Риу-Гранди-ду-Сул угрожала хрупкой стабильности молодой республики. Самые жестокие бои произошли в Канудусе (шт. Баия, 1896-1897). Одержимый желанием построить Новый Иерусалим, мистик Антониу Масиэл по прозвищу Консельейру (Наставник) организовал там религиозную коммуну из 9 тыс. человек. Он выступил как защитник сельской бедноты и вождь разраставшегося крестьянского движения, которое приняло массовые масштабы. Консельейру сравнивал республику с антихристом и отказался подчиняться ее законам и платить налоги. Военные предприняли несколько атак на Канудус и утопили восстание в крови, перебив большинство его участников.

Решительные экономические и социальные изменения в истории Первой республики произошли в десятилетие после Первой мировой войны. В первые два десятилетия 20 в. в Бразилию хлынул поток иммигрантов, включая даже японцев, которые поселялись небольшими общинами. Новые города, семейные фермы и железные дороги были построены в пограничных районах на севере и западе штата Сан-Паулу. К концу 1920-х годов южная граница этого штата сомкнулась с границей штата Парана, который полвека спустя обогнал Сан-Паулу и вышел на первое место по производству кофе. Развитие экономики в сельских районах сопровождалось ростом промышленности в городах.

Во время Первой мировой войны Бразилия лишилась возможности импортировать готовые изделия из Европы и США и, чтобы сократить импорт, приступила к программе индустриализации. В 1920 штат Сан-Паулу стал промышленным центром страны. В 1907 на его долю приходилось 15,9% промышленной продукции, в 1914 эта доля возросла до 30,7%, а в 1920 - до 33,5%. Кульминационный этап индустриализации, ориентированной на замену импортной продукции отечественной, пришелся на 1915-1919.

Послевоенный период ознаменовался усилением роли торговли, что обернулось экономическими сложностями в промышленности, отразилось на занятости рабочих и стимулировало рост общественно-политических движений протеста. В то время как бразильские товары - кофе, сахар, какао и мясо - снова стали экспортироваться в большом количестве, федеральное правительство, в котором тон задавали плантаторы-латифундисты, не обнаруживало большого желания защищать новые отрасли промышленности от дешевых импортных товаров, наводнивших бразильский рынок и подрывавших позиции отечественных производителей. Городские рабочие, большей частью иммигранты и представители среднего класса, вливались в ряды безработных и были возмущены политикой правительства. Эти настроения выплеснулись в демонстрациях протеста против латифундистов. Интеллигенция, художники, писатели, преподаватели и студенты в феврале 1922 под предлогом проведения Недели модернистского искусства организовали движение в поддержку национальной литературы и искусства, отвергавшее европейские ценности и модели. В июле 1922 младшие армейские офицеры восстали против правительства, требуя проведения демократических реформ, а социально разобщенные и недовольные основали Бразильскую коммунистическую партию. В конце 1920-х годов политическая власть плантаторской олигархии начала разрушаться сначала в урбанизированных районах, а затем в сельских. В результате произошла революция, завершившая эру либерального буржуазного государства во главе с аграрной элитой.

В начале 1930 нарушилась традиционная договоренность между штатами Сан-Паулу и Минас-Жерайс о последовательном чередовании претендентов на президентский пост. Президент Вашингтон Луис Перейра ди Соза, уроженец Сан-Паулу и владелец кофейной плантации, отказался назвать кандидатуру своего преемника от Минас-Жерайса в соответствии с принятой договоренностью, получившей шуточное название «кофе со сливками». Мировой экономический кризис требовал от федерального правительства принятия экстраординарных мер для спасения «кофейной экономики», и отчасти поэтому президент отдал предпочтение губернатору Сан-Паулу. Последовавшие затем выборы раскололи страну.

Кандидат от оппозиции Варгас, губернатор штата Риу-Гранди-ду-Сул (бывший в 1926-1927 министром финансов федерального правительства), заручился поддержкой в трех штатах - Риу-Гранди-ду-Сул, Минас-Жерайс и Параиба, но потерпел поражение на выборах. Он создал Либеральный альянс гражданской оппозиции и молодых армейских офицеров, большей частью участников восстания 1920-х годов. 3 октября 1930 вспыхнула революция. Победили силы оппозиции, и 3 ноября Варгас сформировал временное правительство. Более четверти века Варгас олицетворял собой Бразилию.

Подавив антиправительственный мятеж в Сан-Паулу в 1932, Варгас организовал свободные выборы, на которых впервые голосовали бразильские женщины, хотя неграмотные граждане избирательных прав так и не получили. В 1934 была обнародована новая конституция, и Варгас был избран президентом сроком на четыре года. Непродолжительный период конституционного правления (1934-1937), однако, прервался из-за обострения идеологических разногласий между левыми и правыми. В стране развернулось интегралистское движение (бразильский вариант фашизма) по мере того, как в Европе расширялось влияние Гитлера. В 1935 бразильские коммунисты при поддержке некоторых военных гарнизонов и городских профсоюзов попытались устроить в стране переворот, но им не удалось сместить Варгаса. Назначенные на конец 1937 президентские выборы из-за углубления политического кризиса были внезапно отменены. В ноябре 1937 Варгас разогнал конгресс и принял конституцию, провозгласившую Бразилию Новым государством (Estado Novo).

Заигрывая с Германией и США, Варгас получал финансовую поддержку от обеих стран. Военные склонялись на сторону союза с Гитлером, тогда как предприниматели, банкиры и некоторые гражданские советники Варгаса предпочитали укреплять связи с США. В 1938 после провала интегралистского путча режим Варгаса преградил путь фашизму в Бразилии. США активно добивались поддержки в странах Латинской Америки и в ответ на нападения германских подводных лодок на нейтральные суда усилили экономическое сотрудничество с Бразилией. В августе 1942 Бразилия провозгласила себя союзником США, вступила в войну и направила свои войска в Италию. США, оценив военную поддержку, оказали финансовую и техническую помощь Бразилии, включая строительство первого в Латинской Америке металлургического завода в городе Волта-Редонда (шт. Рио-де-Жанейро).

Диктатура Варгаса продержалась до 1944, когда в связи с обозначившимся окончанием войны в Европе в Бразилии активизировалось оппозиционное движение. Ветераны войны, гражданские противники режима и даже городские представители среднего и низшего классов выступили с требованиями свободы и демократии. Военные стали рядиться под демократов, участвовавших в свержении режимов Гитлера и Муссолини, и предпочли восстановить демократию. В конце октября 1945 Варгас был отстранен от власти.

После отмены диктатуры Варгаса президентом был избран генерал Эурику Гаспар Дутра, армейский офицер, который при Варгасе был военным министром. Он восстановил конституционный режим и взял курс на возвращение к либеральной рыночной экономике. Однако в 1947 Дутра был вынужден вернуться к политике государственного вмешательства в экономику и учредил множество федеральных агентств по управлению экономикой.

На президентских выборах 1950 предстояло сделать выбор между государственным капитализмом Варгаса и либеральной политикой невмешательства государства в экономику. Варгас с самого начала лидировал и одержал победу, набрав большинство голосов. Свое правление (1951-1954) он рассматривал как мандат, выданный для завершения начатых преобразований. Роль государства в экономическом и социальном развитии Бразилии существенно возросла, были созданы государственные банки, корпорации и агентства. Усилилось значение профсоюзов, которые составили опору президента. Влиятельные консервативные политики в конгрессе, офицеры-националисты и иностранные предприниматели с подозрением наблюдали за заигрываниями Варгаса с низшими классами. В августе 1954 Варгас покончил жизнь самоубийством.

Однако смерть Варгаса не остановила развитие государственного капитализма. После конституционного кризиса в 1955 были проведены демократические выборы, на которых одержал победу Жуселину Кубичек, внук чешских иммигрантов. Пытаясь осуществить «полувековой прогресс в пять лет» (1956-1961), он выдвинул целый ряд проектов экономического развития и разрешил неограниченное привлечение иностранного капитала. Вскоре Бразилия стала производить автомобили, электротехнику, суда, машины, продукцию химической промышленности. В 1960 Кубичек перевел столицу страны в новый город Бразилию, расположенный в 965 км к северо-западу от Рио-де-Жанейро, надеясь, что это поможет ускорить освоение и развитие внутренних районов страны. В январе 1961 Кубичека сменил на посту президента Жаниу Куадрус.

Во время предвыборной кампании Куадрус обещал провести радикальные реформы. Он действительно намеревался выполнить эти обещания, однако его выступления против политической коррупции и независимая внешняя политика - в частности, установление дипломатических и торговых отношений с социалистическими странами - навлекли гнев правого крыла военных и гражданских политиков в самой Бразилии и за ее пределами. Предприниматели и банкиры рассматривали внешнюю политику Куадруса как антиамериканскую, а когда он наградил Че Гевару орденом Южного Креста, высшей наградой Бразилии, враждебное отношение к президенту усилилось. Пробыв всего семь месяцев на своем посту, Куадрус вынужден был подать в отставку.

Следующий кандидат на президентский пост - вице-президент Жуан Гуларт, ставленник Варгаса и министр труда от левых в 1950-х годах, - встретил противодействие со стороны военных. После спешных переговоров был найден компромисс: Гуларт получил возможность сменить Куадруса, но при этом реальные права на управление страной переходили к конгрессу. Во время этого парламентского правления Бразилия переживала экономические кризисы. На плебисците, проведенном в 1963, бразильские избиратели проголосовали за передачу всей полноты власти президенту Гуларту, уполномочив его принять экстренные меры по оздоровлению экономики.

Получив права на проведение реформ, Гуларт решил стать во главе мощного набиравшего силу общественного движения. Страна раскололась на два лагеря в связи с выдвижением трех основных требований - проведение земельной реформы, предоставление избирательных прав неграмотным и ограничение прибыли иностранных корпораций. Конгресс затягивал рассмотрение соответствующих законопроектов Гуларта. На Северо-Востоке - самом бедном районе страны, занимавшем треть всей ее территории, - левые активизировали свою деятельность, их сторонник был избран губернатором штата Пернамбуку, а крестьянские объединения, прежде всего в штатах Пернамбуку и Параиба, постепенно распространили свое влияние далеко за их пределами. Состояние экономики ухудшалось, набирала силу политическая конфронтация между левыми и правыми. Недовольный проволочками в конгрессе и ободренный растущей популярностью в левых кругах, Гуларт решил проводить структурные реформы путем исполнительных указов. В марте 1964 группа военных и гражданских заговорщиков свергла режим Гуларта.

Военный режим, установленный в Бразилии с 1964, стремился обеспечить национальную безопасность и стимулировать экономическое и социальное развитие через механизмы государственного планирования. Гражданские чиновники, предприниматели, преподаватели, дипломаты и даже священники обучались национальной идеологии «безопасности и развития» в Национальном военном колледже (НВК); за 20 лет после 1964 более 2/3 его выпускников составляли лица гражданских профессий. Опорой режима стали гражданские и военные технократы, многие из которых получили образование в США и европейских странах. Чтобы обеспечить развитие страны, они широко применяли репрессивные меры.

В 1967 году страна переименована в Федеративную Республику Бразилия. Государство является членом ООН и большинства специализированных агентств этой организации.

В период 1964-1974 темпы роста экономики Бразилии достигли 10% в год. Бразилия, сильно зависевшая от импорта нефти, испытала глубокое потрясение в 1973-1974, когда мировые цены на нефть выросли в четыре раза. Однако режим решительно продолжал свою политику. Чтобы финансировать проекты развития, правительство добивалось получения огромных зарубежных кредитов.

В начале 1970-х годов вся общественно-политическая деятельность была запрещена. Политические заключенные подвергались пыткам, проводились массовые расстрелы.

Затем в среде военных выделились элементы, требовавшие возвращения к гражданскому правлению. Такие же требования выдвигались и в других слоях общества. В конце 1970-х годов набрало силу движение за создание открытого общества (abertura). Искусственная двухпартийная система, введенная хунтой, была ликвидирована и установлена многопартийная система. Ссыльные стали возвращаться в родные места. На выборах 1982 кандидаты от оппозиции одержали внушительную победу в наиболее густонаселенных штатах. На президентских выборах 1984 от оппозиции был выдвинут Танкреду Невиса, одержавший победу. Но накануне вступления в должность он скоропостижно скончался. Его место занял более консервативный вице-президент Жозе Сарней.

Выборы в Национальный конгресс в ноябре 1986, на которых были выдвинуты 45 тыс. кандидатов от 30 партий, завершились блестящей победой правящей Партии Бразильское демократическое движение (ПБДД).

Многие из тех, кто поддержал ПБДД, были возмущены, когда всего через несколько дней после вступления в должность президент Сарней установил контроль над ценами. Рабочие обвинили правительство в предательстве их интересов. Волнения прокатились в столичном городе Бразилия, а в промышленных районах страны вспыхнули забастовки рабочих.

ПБДД требовала проведения прямых выборов осенью 1988. Однако Сарней, заручившись поддержкой военных, настаивал на полном шестилетнем президентском сроке. В конечном итоге компромиссная дата выборов была назначена на 15 ноября 1989.

Вскоре после вступления в должность Сарней обещал провести земельную реформу и за четыре года перераспределить 40 млн. га для безземельных крестьянских семей, которых насчитывалось 1,4 млн. Однако могущественная организация землевладельцев Сельский демократический союз активно срывала эту программу, используя вооруженных наемников, которые убили немало крестьян и их защитников. В результате земля так и не была перераспределена. Тем временем правительство приступило к финансированию программ сведения тропических лесов Амазонии под скотоводческие ранчо. Протесты индейцев и сборщиков каучука породили волну насилия. В октябре 1988 была принята новая конституция, которая блокировала земельную реформу и гарантировала сохранение влияния военных в будущих правительствах. В начале 1989 произошла девальвация денежной единицы - крузадо - в 1000 раз (новый крузадо стал равен 1 млн. крузейру). В середине 1989 Бразилия приостановила большую часть выплат по своим иностранным долгам, составлявшим 110 млрд. долл.

На президентских выборах в ноябре 1989 выделились две главные кандидатуры: Фернанду Коллор ди Меллу, глава широкой коалиции правых, и Лула, которого поддержало большинство левых партий. В последнем туре выборов, состоявшемся в декабре, Коллор одержал победу с незначительным перевесом голосов, пообещав резко сократить число занятых в государственном секторе экономики и приватизировать бoльшую часть экономики.

В первый год пребывания Коллора у власти результаты экономического развития страны оказались плачевными. В 1990 национальный доход сократился на 4,6%. В 1991 был смещен министр экономики Зелия Кардозу, его место занял Марселиу Маркис Морейра, который стал проводить политику, близкую к дефляционной модели, которую предпочитали основные кредиторы и Международный валютный фонд (МВФ).

В 1992 продолжался резкий спад экономики. Пропагандируя ограничение потребления, правительство Коллора вводило новые налоги и поборы для погашения долгов, что вызвало резкое обострение социальной напряженности.

В начале 1990-х годов в связи с расширением экологического движения в центре внимания мировой общественности оказалась проблема быстрого сокращения площади тропических лесов. Сведение лесов, начавшееся там в 1970-е годы, было приостановлено в 1987. Однако спекуляция землей не прекратилась. В течение 1980-х годов свыше 1 млн. поселенцев стали осваивать Амазонию. Крестьяне, пострадавшие от засухи на Северо-Востоке и разорившиеся в результате механизации сельского хозяйства на Юго-Востоке, ринулись в новый район, где тратили немало сил на обработку малоплодородных почв.

По оценке специалистов, до прихода европейцев на территории Бразилии проживало не менее 1 млн. индейцев, а к началу 1990-х годов их число сократилось до 200 тыс., причем 50 тыс. из них, возможно, все еще живут в дебрях тропических лесов. После открытия золотоносных месторождений в Амазонии в 1980-х годах Бразилия вышла на третье место по поставкам этого металла на мировой рынок. Примерно 50 тыс. старателей пришли на земли индейцев племени яномами, которых в то время насчитывалось ок. 10 тыс. Старательская деятельность сопровождалась загрязнением речных вод и разрушением естественных местообитаний промысловых животных. В результате в 1987-1991 от голода и болезней погибли не менее 2 тыс. местных индейцев. Правительству пришлось срочно организовать тропические лесные резервации (охраняемые земли) для яномами и других племен аборигенов.

Инфляция продолжала расти и в августе 1991 достигла 22% в месяц, а безработица в некоторых районах превысила 15%. Экономическая картина еще более омрачилась в конце года, когда Коллор обнародовал программу проведения массовых общественных работ, пытаясь добиться поддержки у законодателей, чтобы блокировать кампанию по импичменту президента. В сентябре 1992 палата депутатов проголосовала за импичмент Коллора. Вице-президент Итамар Франку занял его пост в то время, как Коллор ожидал решения сената. Процедура импичмента в сенате началась 29 декабря, но еще до ее завершения Коллор подал в отставку. После этого Франку официально занял пост президента Бразилии.

На референдуме в апреле 1993 избиратели высказались по некоторым принципиальным конституционным вопросам. Подавляющее большинство населения одобрило республиканскую форму правления и отвергло реставрацию монархии. Президентской системе было отдано предпочтение перед парламентской. Между тем экономическое положение страны продолжало ухудшаться. В 1993 инфляция достигла рекордного уровня - 2567%. В августе была введена новая денежная единица крузейру-реал, соответствовавшая 1000 крузейру, что вскоре привело к гиперинфляции. Иностранный долг Бразилии возрос и составил 120 млрд. долл.

В декабре 1993 министр финансов Фернанду Энрики Кардозу предложил широкомасштабный план стабилизации экономики. Кардозу пытался остановить инфляцию путем сокращения дефицита федерального бюджета.

Стабилизация цен и рост экономики связывались с ускорением приватизации, а полученные средства направлялись на погашение дефицита бюджета. Тысячи государственных предприятий были выставлены на продажу, включая компанию «Вали-ду-Риу-Досе», разрабатывавшую крупнейший в мире железорудный рудник. Хотя нефтяная компания «Петробраз» оставалась в собственности государства, она была вынуждена выдерживать конкуренцию иностранных компаний, так как предполагалось отменить государственную монополию в нефтяном секторе. В знак протеста рабочие нефтяных предприятий объявили забастовку, которая была подавлена войсками.

Государственные монополии в области телекоммуникаций и судоходства тоже отменялись, национальные компании в этих областях лишались всех привилегий перед иностранными компаниями. В целях пополнения казны предлагалось развернуть налоговую реформу.

Президентом и правительством был разработан план стабилизации национальной валюты и укрепления экономики. Основные позиции этого плана включали: сокращение годовых темпов инфляции, рост ВВП, сокращение безработицы, наращивание объема основного капитала.

На пути реализации этой программы возникли немалые трудности, особенно из-за противодействия оппозиции.

На парламентских выборах и выборах губернаторов штатов осенью 1990 проиграли все кандидаты, которые открыто отождествляли себя с политикой президента. К тому же, проводимая политика не привела к облегчению финансового положения Бразилии. Ее внешний долг достиг в 1990 суммы в 117 миллиардов долларов; Международный валютный фонд предоставил стране дополнительный кредит в 2 миллиарда долларов. Общая задолженность государства составляла к концу 1992 размеров в 147 миллиардов долларов (32% валового внутреннего продукта). Экономический спад достиг рекордных масштабов за последние 50 лет. В мае 1991 министр экономики ушла в отставку. В октябре 1991 президент вынужден был объявить о том, что государство практически оказалось банкротом и не в состоянии решать наболевшие социальные проблемы страны. К тому же, обещавшее бороться с коррупцией правительство Коллора постоянно сотрясалось скандалами и обвинениями в расхищении общественных средств. Эти скандалы вызвали в начале 1992 отставку министра по труду и социальным вопросам, государственного секретаря по окружающей среде, а 30 марта - всего состава правительства. Но уже в июне 1992 под огнем обвинений в коррупции оказался сам президент: его обвиняли в получении многомиллионной взятки. В августе в Бразилиа прошла 300-тысячная демонстрация с требованием его отставки. Оппозиция договорилась о начале процедуры отстранения Коллора от должности. 29 сентября Палата депутатов 441 голосом против 38 проголосовала за то, чтобы поставить перед сенатом вопрос о смещении президента. Функции главы государства были временно возложены на вице-президента Итамара Франку. В декабре сенат 67 голосом против 3 утвердил доклад комитета по расследованию; Коллору были официально предъявлены обвинения в коррупции и злоупотреблении властью. 29 декабря 1992 Коллор ди Меллу вынужден был заявить о своей отставке, И.Франку стал новым президентом Бразилии. Он провозгласил намерение вернуться к политике государственного регулирования в экономике. Новый министр планирования ввел в марте 1993 одномесячный контроль над ценами на продукты питания и повысил уровень минимальной зарплаты. Когда были опубликованы результаты переписи, которая выявила, что 32 из 140 миллионов бразильцев живут ниже уровня бедности, президент Франку провозгласил «социальное чрезвычайное положение».

В мае 1993 пост министра экономики и финансов получил лидер Партии бразильской социал-демократии Фернанду Энрики Кардозу. Он провозгласил перемены в экономической политике. Разработанный им «План истины» предусматривал сокращение государственных расходов на 6 миллиардов долларов, более строгое взимание налогов и продолжение приватизации. Тем временем, внешний долг страны достиг 135 миллиардов долларов, и в апреле 1994 было подписано соглашение с 750 кредиторами о реструктуризации долга. Для преодоления острого финансового кризиса министр Кардозу разработал «План реал», вводивший привязку курса национальной валюты к американскому доллару. В результате введения плана в действие с 1 июля 1994 в первый же месяц рост цен сократился с 50% до 6%.

Фернанду Энрики Кардозу, приступил к исполнению президентских обязанностей 1 января 1995. Средства, вырученные государством от приватизации за первые полтора года правления Кардозу, позволяли покрыть лишь 12,5% постоянно растущих долгов федерального правительства. В октябре 1996 правительство ввело в действие пакет мер по уменьшению дефицита государственного бюджета, включая сокращение рабочих мест в сфере общественных услуг, отмену льгот и т.д. Осуществлению этих мер помешало сопротивление парламента и трудящихся, занятых в этой отрасли. Но власти продолжали сокращать расходы на социальные нужды. Только в 1996 суммы, выделяемые на развитие общественного здравоохранения, уменьшились на 53%, расходы на помощь бездомным и беспризорным - на более чем 42%, на образование и культуру - на 13%. Министр здравоохранения А.Жатени ушел в ноябре 1996 в отставку, протестуя против такой политики администрации Кардозу и нарушения им предвыборных обещаний.

Возросла безработица, поскольку многие предприятия и фирмы, приобретенные зарубежными собственниками, были затем ими закрыты. В 1998-1999 бразильская экономика испытала жестокий кризис, новые хозяйственные проблемы сказались в 2001.

Правозащитники и католическая церковь продолжали обвинять бразильские власти в нарушениях прав человека. По их данным, десятки тысяч человек в индустриальных центрах и на плантациях, по существу, содержались как рабы. За 1985-1996 годы ультраправые «эскадроны смерти», в которых активно участвовали полицейские, застрелили более шести тысяч уличных детей (в том числе, половина из них была убита после 1993). Президент Кардозу обещал пресечь деятельность «эскадронов смерти» и провозгласил введение общенациональной программы защиты прав человека. Однако и в последующие годы, по данным церкви, «Международной амнистии» и организации «Хьюман райт вотч», убийства и расправы со стороны полиции и «эскадронов смерти» оставались повседневным явлением.

Несмотря на то, что в октябре 1998 Кардозу был переизбран на пост президента, получив 53% голосов, его популярность в последующем неумолимо и стремительно падала. Положение усугублялось острым валютно-финансовым кризисом. Принятые меры усугубили и без того тяжелое положение населения. В августе 1999 в Бразилиа прошла крупная манифестация против экономической политики Кардозу. Демонстранты требовали его отставки. 7 сентября в рамках ежегодных протестов, организуемых с 1995 католической церковью, в акциях приняли участие сотни тысяч человек. К ним примкнули профсоюзы, движение безземельных МСТ, гражданские движения и левые партии. 10 ноября прошла всеобщая забастовка, проведенная по призыву Единого профцентра трудящихся.

Усилились выступления безземельных крестьян. 2 мая 2000 после многодневных крестьянских протестов в штате Паранья произошли столкновения с полицией; один человек погиб, десятки с обеих сторон были ранены, произведены аресты. В том же месяце безземельные захватили правительственные помещения в 20 штатах страны и покинули их только после угрозы Кардозу применить силу. Против десятков членов МСТ были возбуждены дела. Правительство пообещало не признавать правомерности нелегальных захватов участков земли крестьянами.

С 2003 по 2011 годы, президентом республики был Луис Инасиу Лула да Силва. Во время его правления социальное неравенство в Бразилии достигло минимального показателя за последние полвека.

С 1 января 2011 года и по настоящее время, президентом республики является Дилма Вана Русеф.

Вывод: С момента провозглашения Бразильской республики страна сталкивалась с трудностями в экономическом развитии. В период с XIX века вплоть до XXI века происходили значительные изменения. Президенты в стране сменяли друг друга, и каждый из них предлагал свои решения выхода из неблагоприятной ситуации. На сегодняшний день экономика Бразилии всё ещё имеет серьёзные проблемы. Текущий рост экономики ниже большинства латиноамериканских стран, а также Китая и Индии. Однако сейчас страна расширяет своё присутствие на мировых рынках, благодаря своим главным экспортным изделиям, таким как кофе, транспортные средства, соя, ткань, обувь, электроаппаратура и сахар.