logo
Северный Кавказ: проблемы и перспективы социально-экономического развития

2.3 Показатели центр-региональных отношений Федерация-Северный Кавказ

кавказ регион социальный экономический

Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северного Кавказа, в экономическом плане уже с начала 1990-х годов в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов Российской Федерации, наиболее подверженных кризису. Объемы промышленного производства в субъектах Северо-Кавказского региона к концу 1990-х годов сократились до 17 - 24 процентов (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении значения этого показателя в среднем до 48 процентов.

Темпы экономического роста в 2005 - 2009 годах свидетельствуют о том, что органам исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского региона, удалось правильно определить экономические приоритеты (среди лидеров можно назвать Республику Дагестан, Кабардино-Балкарскую Республику и Республику Северная Осетия - Алания). Однако процесс позитивных преобразований идет крайне медленно.

На текущий момент реальный сектор экономики развит слабо:

_ доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 22 % (по Российской Федерации - 5 %);

_ доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15 % (по Российской Федерации - 19 %).

Основной вклад в валовой региональный продукт вносит сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом региональном продукте составляет до 55 % (по Российской Федерации - 16 %).

Безработица в регионе остается крайне высокой - ее официальный уровень варьируется от 8 до 55 процентов, что в 1,5 - 9 раз превышает среднероссийский уровень. Имеет место скрытая безработица и высокий процент занятости населения в низкооплачиваемых секторах экономики.

В большинстве отраслей экономики Северного Кавказа значения показателей производительности труда ниже средних значений этих показателей по Российской Федерации.

Все субъекты Российской Федерации, входящие в состав региона, имеют низкие показатели качества жизни населения. Бюджеты Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики являются высоко дотационными. За последние 10 лет объем средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Правительством Российской Федерации для оказания финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северного Кавказа, существенно увеличился (таблица 5).

Таблица 5 - Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (в процентах от общего объема доходов)

 

2012

Доходы-всего

из них

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

налоги на имущество

Безвозмездные поступления

Республика Дагестан

79988,5

3628,4

8820,9

2768,1

57765,2

Республика Ингушетия

20589,3

425,1

1375,9

324,6

17790,1

Кабардино-Балкарская Республика

24589,2

1134,6

4310,7

1089,9

13661,3

Карачаево-Черкесская Республика

20865,1

943

2380,5

687

15215,1

Республика Северная Осетия - Алания

22601

1121,6

4578,5

890

13392

Чеченская Республика

78303,4

665,6

7128,1

677

66652,7

Ставропольский край

84901,7

13409,5

19899,7

7886,6

28729,1

При анализе структуры доходов консолидированных бюджетов субъектов Северного Кавказа было выявлено, что основу о бюджетов составляют безвозмездные поступления

К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии), субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Таким образом, стоит отметить, что бюджеты субъектов Северного Кавказа значительно зависят от федерации.