2.3 Показатели центр-региональных отношений Федерация-Северный Кавказ
кавказ регион социальный экономический
Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северного Кавказа, в экономическом плане уже с начала 1990-х годов в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов Российской Федерации, наиболее подверженных кризису. Объемы промышленного производства в субъектах Северо-Кавказского региона к концу 1990-х годов сократились до 17 - 24 процентов (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении значения этого показателя в среднем до 48 процентов.
Темпы экономического роста в 2005 - 2009 годах свидетельствуют о том, что органам исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского региона, удалось правильно определить экономические приоритеты (среди лидеров можно назвать Республику Дагестан, Кабардино-Балкарскую Республику и Республику Северная Осетия - Алания). Однако процесс позитивных преобразований идет крайне медленно.
На текущий момент реальный сектор экономики развит слабо:
_ доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 22 % (по Российской Федерации - 5 %);
_ доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15 % (по Российской Федерации - 19 %).
Основной вклад в валовой региональный продукт вносит сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом региональном продукте составляет до 55 % (по Российской Федерации - 16 %).
Безработица в регионе остается крайне высокой - ее официальный уровень варьируется от 8 до 55 процентов, что в 1,5 - 9 раз превышает среднероссийский уровень. Имеет место скрытая безработица и высокий процент занятости населения в низкооплачиваемых секторах экономики.
В большинстве отраслей экономики Северного Кавказа значения показателей производительности труда ниже средних значений этих показателей по Российской Федерации.
Все субъекты Российской Федерации, входящие в состав региона, имеют низкие показатели качества жизни населения. Бюджеты Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики являются высоко дотационными. За последние 10 лет объем средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Правительством Российской Федерации для оказания финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северного Кавказа, существенно увеличился (таблица 5).
Таблица 5 - Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (в процентах от общего объема доходов)
|
2012 |
|||||
Доходы-всего |
из них |
|||||
налог на прибыль организаций |
налог на доходы физических лиц |
налоги на имущество |
Безвозмездные поступления |
|||
Республика Дагестан |
79988,5 |
3628,4 |
8820,9 |
2768,1 |
57765,2 |
|
Республика Ингушетия |
20589,3 |
425,1 |
1375,9 |
324,6 |
17790,1 |
|
Кабардино-Балкарская Республика |
24589,2 |
1134,6 |
4310,7 |
1089,9 |
13661,3 |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
20865,1 |
943 |
2380,5 |
687 |
15215,1 |
|
Республика Северная Осетия - Алания |
22601 |
1121,6 |
4578,5 |
890 |
13392 |
|
Чеченская Республика |
78303,4 |
665,6 |
7128,1 |
677 |
66652,7 |
|
Ставропольский край |
84901,7 |
13409,5 |
19899,7 |
7886,6 |
28729,1 |
При анализе структуры доходов консолидированных бюджетов субъектов Северного Кавказа было выявлено, что основу о бюджетов составляют безвозмездные поступления
К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии), субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Таким образом, стоит отметить, что бюджеты субъектов Северного Кавказа значительно зависят от федерации.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Методологические аспекты исследования социально-экономического развития Северного Кавказа
- 1.1 Понятие и основные показатели социально-экономического развития региона
- 1.2 Экономико-географическая характеристика Северного Кавказа как региона Российской Федерации
- 2. Исследование социально-экономического положения Северного Кавказа
- 2.1 Уровень развития экономики региона
- 2.3 Показатели центр-региональных отношений Федерация-Северный Кавказ
- 2.1. Общие положения об управлении на Северном Кавказе
- 2.1 Северный Кавказ как устойчивая культурная зона
- 1. Северный Кавказ
- 2.7. Северный Кавказ и Предкавказье
- Северный Кавказ: современные угрозы и вызовы
- . Межэтнические разногласия на северном кавказе
- 2.1 Северный Кавказ: современные угрозы и вызовы
- §3. Этнические конфликты на Северном Кавказе
- §3. Этнические конфликты на Северном Кавказе