3.1.2 Машиностроение
Машиностроение и металлообработка получили значительное развитие и производят широкий ассортимент продукции.
Отрасль включает практически все важнейшие подотрасли и производства. Сложившаяся к началу 80-х годов ее структура отражала особенности начала индустриализации страны, в ходе которой приоритетным было изготовление оборудования для тяжелой и текстильной промышленности. Реформа экономики в 80--90-е годы обусловила опережающий рост производства товаров широкого потребления: часов, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин и др. Внедрение системы «семейного подряда» в сельском хозяйстве потребовало резкого увеличения выпуска мотоблоков и маломощных тракторов. Активное участие иностранного капитала в производстве продукции транспортного машиностроения определило существенный рост производства автомобилей, а также других транспортных средств. В результате в структуре машиностроения возросла доля электроники и электротехники, тракторо- и автомобилестроения, сохранился высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, значительную роль начала играть авиакосмическая промышленность [5].
Отрасль долго развивалась экстенсивным путем: при низкой производительности труда быстро увеличивалось количество предприятий, стремительно расширялся парк станков и росла численность занятых. В настоящее время в КНР примерно столько же предприятий машиностроения и металлообработки, сколько в США, парк станков больше, численность занятых в 1,5 раза выше. Однако производительность труда и общий выпуск продукции существенно ниже [16].
В машиностроении КНР наряду с высокотехнологичными современными предприятиями (созданными преимущественно с участием иностранного капитала) широкое распространение получили небольшие, технически слабооснащенные кустарные заводики. Значительная часть предприятий отрасли -- универсальные, вырабатывающие в своих цехах большую часть комплектующих изделий. Крупных специализированных заводов немного. В отрасли все еще невысока серийность изготовляемой продукции, что в значительной степени -- наследие приоритета тяжелой, особенно военной, промышленности.
Особенности внешней торговли продукцией машиностроения таковы: импорт существенно превышает экспорт, хотя ускоренный рост экспорта сокращает этот разрыв.
Тяжелое машиностроение -- одно из самых развитых в отрасли -- традиционно ориентировалось на удовлетворение потребностей других отраслей индустрии внутри страны. Поэтому сложилось производство энергетического, нефтепромыслового, металлургического, горнодобывающего оборудования. В Северо-Восточном Китае с его крупной добывающей и развитыми базовыми отраслями индустрии сложился главный ареал тяжелого машиностроения. Ряд крупных предприятий находится в Харбине, Шэньяне и т. д. Восточный Китай -- второй по значению район тяжелого машиностроения, однако в нем слабее сырьевая база, уже круг потребителей, меньше крупных центров. В Северном Китае с его развитой угледобычей изготовляют преимущественно горно-шахтное оборудование [7].
Станкостроение -- одна из главных отраслей. По производству станков Китай входит в число ведущих производителей в мире. Однако, несмотря на высокий уровень самообеспеченности в массовых типах и видах станков, КНР импортирует наиболее сложные и совершенные станки из США, Японии, стран Западной Европы. Вместе с тем станки вывозятся в десятки стран мира. Производство станков характеризуется рассредоточенностью, наличием большого количества небольших предприятий. На этом фоне выделяются крупные центры, дающие основную массу продукции. Это крупные города, образующие группировки в Северо-Восточном Китае (Шэньян, Цицикар, Далянь и др.), в устье Янцзы (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), а также столичный регион (Пекин и его пригороды) [5].
- Введение
- Глава 1. Общие сведения о государстве
- 1.1 История образования и состав территории страны
- 1.3 Форма государства
- Глава 2. Население и трудовые ресурсы
- 2.1 Численность и воспроизводство населения Китая
- 2.2 Этнический, религиозный и половозрастной состав населения
- 2.4 Урбанизация
- 2.5 ЭАН и трудовые ресурсы
- 2.6 Проблемы населения
- Глава 3. Географическое развитие и размещение хозяйства Китая
- 3.1 География промышленности
- 3.1.1 Энергетика. Металлургия
- 3.1.2 Машиностроение
- 10.7. Современный Китай в планах сша
- Современный Китай: проблемы развития
- Глава 9 Китай в современном мире
- Вопрос 30 - Особенности экономической модели Китая. Современные тенденции и проблемы экономического развития Китая.
- 1.1. Характеристика экологических проблем в современном Китае.
- Вопрос №50 Демографическая проблема в Китае. Проблема отраслевой структуры экономики. Региональная проблема в Китае. Внешнеэкономические аспекты развития Китая, его эк отношения с Россией.
- 3.Актуальные проблемы внешней политики Китая
- Оценка современного положения в экономике Китая
- Социально-политическое и экономическое развитие современного Китая: основные проблемы и перспективы.