Современный образ малого города (на примере г. Рузаевка)

дипломная работа

1.2 Город - экономико-географический аспект

В толковом словаре город определяется как крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. В Философском словаре под редакцией И.Т. Фролова (1986 г.) город и деревня рассматриваются как относительно обособленные формы общественного расселения людей. При этом объективной основой отделения города от деревни называются потребности развития материального производства, которое на определенном этапе с необходимостью порождает общественное разделение труда: отделение промышленности от сельского хозяйства, выступающее вначале как отделение ремесла от земледелия, умственного труда от физического. Здесь обращается внимание на то, что с момента своего появления города выступали административными, военными и культурными центрами территорий, а с выделением из общин ремесленного производства - и в роли производственно-ремесленных центров (хотя в период феодализма центр хозяйственной жизни переместился в деревню).

В Географическом энциклопедическом словаре (1998г.) город квалифицируется как населенный пункт, отнесенный законодательством государства к категории городов, обладающих, как правило, значительной (по сравнению с сельскими поселениями страны) численностью населения, которое занято преимущественно в несельскохозяйственных сферах деятельности. Здесь же справедливо указывается на историческую изменчивость понятия «город». Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу, города действительно получали все большее развитие по мере углубления общественного разделения труда.

Города являются местами сосредоточения промышленных, транспортных, торговых, культурных, административно-политических функций, центрами науки, организации отдыха и лечения, обслуживания окружающей сельскохозяйственной территории.

Таким образом, сопоставив изложенные позиции в отношении понятия «город», можно выделить три признака (черты), характеризующие города. Во-первых, это выполнение городом функции центра соответствующих территорий в различных аспектах: административном, промышленном, культурном, научном и др. Во-вторых, это количественная оценка города как крупного населенного пункта по сравнению с сельскими поселениями. И, в-третьих, это формально-юридический признак отнесения законодательством населенного пункта к категории городов.

Согласно Советскому энциклопедическому словарю городом считается населенный пункт, достигший определенной людности (критерий которой различен, обычно не менее 2-5 тыс. жителей) и выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции. Некоторые ученые понимают под городом населенный пункт, большинство жителей которого не занимаются сельским хозяйством. Таким образом, функции города обусловлены задачами развития промышленности и обслуживания прилегающей территории. Вероятно, подобное определение города является исторически правильным и сохраняется некоторую историческую преемственность. Помимо этого, в «советские времена» он приобрел и значительную политическую функцию, которой должен был бы обладать с момента появления как такового (на Руси город не имел весомой политической силы до конца XIX века). Таким образом, необходимо отметить один из плюсов существования СССР. В политической жизни страны город представляет собой общественно-политический организм, обеспечивающий самоуправление и являющийся административно-территориальной единицей.

Виды городов

В настоящее время города, особенно крупные, являются центрами политической, экономической, социально-культурной жизни государства, имеют свои особенности, специализацию хозяйства, этнический, демографический и количественный состав населения, различное административно-территориальное устройство и другую специфику. Однако проблемы типологии современного города недостаточно исследованы, в законодательстве практически не отражается специфика их правового статуса, нет достаточно четких и ясных критериев классификации городов.

По профилю и специализации хозяйства выделяют промышленные центры, портовые города, научные центры, «закрытые» города, транспортные узлы. В 90-е годы появились сельские или квазисельские города. Согласно Положению о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г., в зависимости от административного статуса различают города республиканского, краевого, областного, окружного районного подчинения. Особый статус имеет г. Москва как столица государства. По административному устройству города областного значения подразделяются на административные центры, являющиеся административными центрами районов и областей и не являющиеся таковыми. Административные центры -- это, как правило, крупные города, развитые в промышленном и социально-культурном отношении.

Города областного значения можно подразделить на имеющие и не имеющие районного деления. Наличие районного деления связано с большой численностью городского населения, обширной территорией и состоянием городского хозяйства. Создание районов в крупных административных и промышленных центрах вполне целесообразно, а в тех городах, где количество населения невелико, где компактная территория и сравнительно однородный состав населения, где доминируют отдельные отрасли народного хозяйства, не всегда имеет смысл создавать внутригородские районы, а значит и районное самоуправление.

В территорию некоторых городов областного значения включены близлежащие поселки и села, что обусловлено спецификой крупного города, концентрирующего в себе значительный объем хозяйства. Наиболее актуальными являются проблемы правового статуса городов, особенно городов областного значения. Анализ действующего законодательства позволяет подразделить правовой статус городов на общий, специальный (например, города пограничной зоны, курортные города, поселки городского типа и т.д.) и индивидуальный статус конкретного города.

Город областного значения в качестве объекта социального управления представляет собой сложную социально-экономическую систему, совокупность различных, но органически взаимосвязанных объектов, управляемых разными субъектами. Таким образом, областной город приобретает специфические черты, т.к. в условиях федеративного государства, как центр субъекта Федерации, получает иной по сравнению с другими городами правовой статус. То есть областной центр является составной частью субъекта Федерации и Федерации в целом, а значит - частью системы государственного управления. В его границах соприкасаются полномочия и интересы государственных федеральных структур, областных и государственных органов власти, субъекта Федерации и муниципальных органов.

Проявляются вышеупомянутые взаимодействия в следующем: во-первых, в областном центре, функционируют органы и иные структуры федеральной государственной власти; во-вторых, областной центр выступает как сосредоточение органов и организаций областного значения; в-третьих, областной центр, обеспечивая на своей территории деятельность федеральной и областной власти, в то же время выступает как субъект местного самоуправления со своими правами и обязанностями, не являющимися государственными полномочиями. Указанные структуры, осуществляющие деятельность в черте одного населенного пункта, обеспечиваются единой инфраструктурой. Поэтому, вероятно, требуется четкое определение правового статуса областного центра, отражающего специфику его положения.

Принятие Конституции РФ 1993 г. наметило тенденцию серьезного влияния города на политическую и экономическую жизнь в стране, что требует комплексного рассмотрения всех сторон его деятельности. Анализ действующего законодательства дает основание, считать город субъектом права, поскольку субъектами права являются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей, местное же самоуправление определяется Европейской хартией, как право местных сообществ самостоятельно решать большую часть публичных дел (ст. 3).2 Соответственно, субъектом права является не просто территория, а именно административно-территориальная единица, организованная определенным образом. Административно-территориальная единица представляет собой не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы власти и местного самоуправления, придает административно-территориальной единице политические черты и качества субъектов права. Поэтому, можно говорить о том, что принципы права не допускают существовании местного самоуправления и на уровне города, и на уровне района, т.к. одно и то же население, одна и та же территория не может быть представлена дважды. Субъектами права являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией, это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур.

Деятельность города носит публичный характер, выражая общезначимые интересы местного сообщества и всего государства в целом. Признание города субъектом права наделяет его определенными правами и обязанностями, необходимыми для осуществления целей, задач и функций. Таким образом, использую аналогию понятий, как и в гражданском законодательстве РФ юридические лица не могут быть зарегистрированы по одному и тому же фактическому адресу, так и на одной и той же территории, при сохранении одного и того же состава участников (населения), не могут существовать различные субъекты правоотношений. Проводя дальнейшую аналогию с гражданско-правовыми отношениями, можно говорить о муниципальном управлении на уровне города лишь как о неком координационном центре (структура подобная холдингу). В данном случае городской муниципалитет должен являться лишь представителем районных образований в органах власти субъектов Федерации. Фактически, районные органы самоуправления на договорной основе создают некий координационный совет, наделяя его определенными представительскими, а также некоторыми властными полномочиями. То есть, формируется не городское самоуправление, а органы управления городом. При этом, крайне важным является их создание «снизу», т.к. в противном случае не происходит формирования политики города власти на основе решений, принимаемых в районах. Субъект, первоначально наделенный властью, практически невозможно лишить ее. В нашем же случае необходимо не ограничение власти городского муниципалитета, а координация деятельности районов в условиях существования Федерации.

Таким образом, в современных условиях развития РФ, город, переходящий к рыночным отношениям, будет представлять собой звено государственного устройства, как элемент местного самоуправления. Фактически, появляется представительство городов на государственном уровне, подобно представительству населения в органах законодательной власти. В этом случае, отношения «государство-город» прекращают носить императивный характер со строго заданным вектором власти.

Классификация городов

Несмотря на большое разнообразие городских поселений России, среди них выделяются многочисленные группы, объединяемые рядом общих признаков, что позволяет выработать единые принципы решения научно-практических задач для городов определенного типа. Экономико-географическая классификация городов проводится и по отдельным признакам, и по их совокупности.

Классификация по численности населения широко применяется не только в экономической географии. Для последней она имеет немаловажное значение, несмотря на то что дает лишь статистическую характеристику. От величины города зависят темпы его роста, некоторые элементы демографической и функциональной структуры, планировки. При разработке типологии городов численность населения учитывается как неотъемлемый их признак. В статистических источниках и градостроительной практике выделяют следующие группы городов: малые -- до 50 тыс. человек, средние -- 50--100 тыс., большие -- 100--250 тыс., крупные -- 250--500 тыс., крупнейшие -- от 500 тыс. до 1 млн человек,

Классификация по экономико-географическому положению позволяет определить общие черты экономической структуры и направления дальнейшего развития исходя из потенциальных возможностей, которые заложены в районе или какой-то его фокусной точке. В зависимости от географического положения могут быть выделены города, расположенные, например: в узлах пересечения транспортных путей -- Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород; в крупных горнодобывающих районах -- Новокузнецк, Кемерово, Магнитогорск, Шахты; в районах крупной обрабатывающей промышленности -- Ярославль, Иваново, Серпухов; в районах интенсивного сельского хозяйства -- Краснодар, Ставрополь и др. Классификация по народнохозяйственным функциям, выявляющая их наиболее важные особенности, по существу является синтетической. На основании функциональной классификации города (рис.1) делят на:

-- полифункциональные -- сочетающие административно-политическую, культурную и экономическую деятельность (промышленность и транспорт). К таким городам относят столицы, все краевые и областные центры, а также многие большие города страны, в которых каждая из перечисленных функций имеет градообразующее значение;

-- с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. Все города можно условно разделить на промышленные, транспортные и промышленно-транспортные. Промышленные очень разнообразны, среди них выделяют города узкой производственной специализации, например центры металлургии, машиностроения, химической индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Типов специализированных городов очень много;

-- выполняющие административные и организационные функции «местных центров» в низовых районах, национальных округах, наряду с промышленными и транспортными, -- это главным образом небольшие поселения городского типа;

-- особую группу составляют города-курорты. В последние годы быстро развиваются научные и научно-производственные центры.

Рисунок 1 - Функциональная типология городов[]

Классификация по степени их участия в территориальном разделении общественного труда, которая зависит от величины города, функций, связей, которые они поддерживают, -- локальные или межрайонные. Одни обслуживают небольшие территории, будучи местными центрами, другие -- крупный район по линии межрайонного разделения труда, значение третьих выходит за рамки страны, так как они участвуют в международных экономических и культурных связях.

Классификация по генетическим признакам. Объективные закономерности развития и качественных преобразований хозяйственных Функций оказывают большое влияние на тип современного города. Рудничный поселок, основанный в крупном железорудном бассейне, в процессе развития превращается в металлургический город, последний может стать также центром машиностроения. Нефтепромысловый поселок имеет основания превратиться в город с нефтеперерабатывающей и необходимых видов энергии, рабочей силы, воды, рынка сбыта и т. д. Все это следует учитывать при отборе генетических признаков.

Генетический тип города -- понятие, включающее совокупность признаков, формирующих его определенные качества. Отбор таких признаков подчинен задаче, для которой проводится классификация. При прогнозировании экономического развития города важно знать генезис его хозяйственных функций и их качественные преобразования. Для решения планировочных проблем необходимо учитывать эволюцию их планировочной структуры.

Классификация по типам перспективного развития разрабатывается в районных планировках на основе анализа основных факторов роста городов. Она позволяет комплексно и взаимосвязано оценить условия и перспективы их развития на обширной территории, учесть проектную величину, изменения функциональной структуры, создание новых городов. Перспективная типология городов способствует целеустремленному развитию и преобразованию систем расселения.

По признаку развитости функциональной структуры выделяется категория однофункциональных городов. Однофункциональные города, в свою очередь, делятся на две больших группы: города, специализирующиеся на производственных функциях (в большинстве своем это промышленные, транспортные центры) и центры непроизводственных функций (центры науки, курорты).

За редким исключением однофункциональны малые города. Но среди малых городов есть весьма распространенная категория и многофункциональных центров. Это города - центры административных районов. Они находятся в тесном контакте с окружающим районом, сосредоточивают предприятия по переработке разнообразного местного сырья и обслуживают население и хозяйство своего окружения в транспортном, строительном, культурно-бытовом отношениях, что и определяет их многофункциональность.

Как правило, чем больше по величине город, тем сильнее у него выражена многофункциональность. Принято различать два ее уровня (Г. Лаппо). На первом сочетаются производственные функции, чаще всего промышленность и транспорт, разные их отрасли. На втором уровне совмещаются производственные и непроизводственные функции. Характерным для эпохи НТР стало развитие центров науки, опытно-конструкторских разработок и опытных производств, научных центров фундаментальной науки с предприятиями научного приборостроения, центров прикладной науки, образования и промышленности и др.

Степень развитости функциональной структуры находится в прямом соответствии с величиной города, которую выражают в первую очередь с помощью показателя людности, т.е. численности населения. Кроме того, людность - интегральный показатель значимости города, и за ним стоит достаточно устойчивое сочетание градостроительных параметров и характеристик. В градостроительстве принята следующая классификация городов по их величине, существует 6 типов городов:

Города - миллионеры - с численностью 1 млн. и более. В Р.Ф. 10 городов - миллионеров: Москва, С-П, Новосибирск, Н.Новгород, Самара, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Ростов-на-Дону. Воронеж, Казань.

Крупнейшие города - 500 тыс. до 1 млн.

Крупные города - 200-500 тыс. (Брянск - 432 тыс. человек).

Большие города - 100-200 тыс.

Средние города - 50-100 тыс.

Малые города - менее 50 тыс.

В современной классификации введена позиция для городов-мегаполисов, их население 3 млн. и более.

Первые крупные города возникли около 4 тыс. лет назад в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долине рек Нила, Инда (в западной Индии), Хуанхэ (в северном Китае). Возникновение городов связывается с экономическим прогрессом -- появлением излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного населения. Города возникали и как резиденции правителей (например, в Древнем Египте -- как места жительства фараонов и жрецов), как крепости, главной функцией которых была оборона. В этом случае они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах. В Средние века самыми большими городами мира были Нанкин (470 тыс. чел.), Каир (450 тыс. чел.), Виджаванагар (350 тыс. чел.), Пекин (320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс.), почти вдвое от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона, ставшего к началу XIX века крупнейшим городом мира с населением 870 тыс. чел., едва достигало 50 тыс. чел. Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из-за развития энергетики: разработка технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее нефти. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали: производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен.

Сосредоточение крупнейших агломераций идет все в большей степени в развивающихся странах. Так, в 1950 г. из 30 крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 -- в развивающихся странах. В 2015 г. среди 30 крупнейших агломераций останутся только 5 агломераций из развитых стран (Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Осака, Париж); эту группу покинут Лондон, Москва. Дальнейшая эволюция форм расселения приводит к формированию мегалополисов -- урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории. В трех частях света -- Европе, Америке и Австралии -- и Океании преобладают жители городов. Особенно выделяются три основных региона -- США, Западная Европа, Япония. В то же время население африканских и азиатских стран благодаря своей большой численности создает перевес села над городом в среднем по миру. Ожидается, что общая численность городского населения в промышленно менее развитых регионах будет расти экспоненциально, в то время как в промышленно более развитых -- почти линейно. Среднее время удвоения численности городского населения в промышленно менее развитых регионах составляет 20 лет, что соответствует более быстрому росту, чем рост общей численности населения мира.

Развитие городов сопровождается увеличением разрыва между ростом городского населения и его реальным включением в городской образ жизни (по характеру занятости, уровню образования, культуры и т. д.). Рост населения в городах, значительно опережая спрос на рабочую силу в современных отраслях, сопровождается не только абсолютным, но подчас и относительным расширением тех слоев, которые не участвуют ни в современном производстве, ни в современном потреблении и остаются, в сущности, неурбанизированными.

Делись добром ;)