logo
Состояние экономики Италии

Сферы услуг Италии, транспорт, сельское хозяйство

Сфера услуг Италии представлена такими наиболее значимыми отраслями, как туризм, транспорт и банковская деятельность. их доля в ВВП составляет 69%. Транспортный комплекс Италии обеспечивает не только внутренние потребности страны, но и является важным звеном транспортной системы всех стран ЕС. Касается это прежде трубопроводных и морских магистралей. Банковская сфера всегда хорошо была развита в стране, которая является ее родиной. Однако количество банков и объем их активов сейчас неуклонно сокращаются.

Из примерно 4,5 миллионов итальянских предприятий 99,9% являются предприятиями малого и среднего бизнеса, из которых, в свою очередь, 95% представляют собой фирмы, в которых менее 10 сотрудников (микропредприятия). Более крупные компании (от 50 до 249 работников) составляют всего лишь 0,5% от общего количества итальянских предприятий.

Около 76% предприятий малого и среднего бизнеса, особенно те, в которых менее 10 человек, сосредоточены в сфере обслуживания, в частности, в секторах недвижимости, информатики, исследовательской деятельности, в розничной торговле.

Предприятия малого и среднего бизнеса не только являют собой костяк национальной производственной системы, значителен их вклад и в рынок труда: они обеспечивают работой более 81% всего занятого населения, в особенности в сфере услуг (около 49%). Аналогичная ситуация и в отношении добавленной стоимости: 72,4% (исключая сельское хозяйство) - результат деятельности именно мелких и средних предприятий, из которых более половины заняты в сфере обслуживания.

Сервис в Италии представляет наиболее важный сектор экономики, как по численности занятых в нем (67% от общего количества работающих), так и по добавленной стоимости (71%). Этот сектор экономики по сравнению с другими гораздо более динамичен: более 51% от более чем 5 млн. действующих предприятий относится к сфере услуг, и 45,8% входят в состав Национальной конфедерации работников торговли (Confcommercio). Именно в этом секторе рождаются более 67% новых предприятий.

Самыми важными видами деятельности в Италии являются туризм и торговля, обслуживание как частных лиц, так и предприятий. К примеру, на 2006 год в торговом секторе было зарегистрировано 1.600.000 предприятий, в сфере транспорта, связи и туризма - более 582.000 предприятий.

В банковском секторе в первое десятилетие этого века уменьшилось количество занятых, прежде всего из-за распространения новых информационных технологий. Часто банковские концерны являются собственниками важных предприятий, страховых компаний, недвижимого имущества и издательских групп. Финансовый сектор в последние годы имеет сильную тенденцию к объединению банков и страховых компаний.

Система транспорта Италии отличается своим комфортом и доступными ценами на проезд. Особенно на полуострове она развита в Северных районах страны, где сосредоточено огромное количество городов. Междугороднее сообщение между различными городами Италии, как правило, осуществляется не только по суше, но и по морю и воздуху.

Италия имеет развитую сеть железных и автомобильных дорог. Более 90 % пассажиров и свыше 80 % грузов перевозятся автомобилями. Во внешних перевозках преобладает морской транспорт.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире.

В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 7 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан - Варесе, построенная в 1924 г.

Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия.

Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-Дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя.

Около половины автомобильных дорог приходится на северную Италию, на Юге страны густота дорожной сети значительно меньше.

В Италии транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями, какие наблюдаются в других странах Европы - в частности, повышается удельный вес автодорожного транспорта, главным образом за счет сокращения доли железнодорожного транспорта. Это объясняется тем, что автодорожный транспорт более мобилен, требует меньших затрат на вспомогательные службы и сводит к минимуму перевалочные работы, поскольку доставляет груз непосредственно к месту назначения (это возможности, которых лишен морской и железнодорожный транспорт). Отличие Италии состоит в том, что здесь и во внутренних перевозках грузов исключительно высокий удельный вес приобрел автодорожный транспорт, а доля всех других видов транспорта упала до крайне низкого уровня.

Цена ж/д билетов напрямую зависит от типа поезда, а также расстояния, на которое путешествует пассажир. Главное управление железных дорог Италии разработало гибкую систему скидок для туристов, которые ездят группами от 3-х человек, для детей, пенсионеров и прочее. Существует гибкая система скидок для групп от 3 человек, для детей и т.д.

Сельское хозяйство. Несмотря на благоприятные природные условия страны и богатейший многовековой опыт ведения с/х., эта отрасль экономики Италии - самая отсталая. Доля экономически активного населения, занятого в с/х., выше, чем в других капиталистических странах, несмотря на то, что за последние десятилетия многие крестьяне, особенно мелкие землевладельцы, покинули свои хозяйства и перешли в промышленность и сферу услуг. Сельское хозяйство обеспечивает потребности итальянского населения в продовольствии практически на 80%.

Основу итальянского с/х. составляет растениеводство. Разнообразие климата и почв, социальных условий и традиций в разных областях страны привели к тому, что в Италии выращивается очень большое число с/х. культур - субтропических и типичных для умеренного климата, В последние годы требования рынка диктуют сокращение числа видов сельскохозяйственных культур, но увеличение их сбора. Италия дает ежегодно множество разнообразных фруктов: яблок, груш, персиков, инжира, черешни и пр. Около 60% всех фруктов выращивается на Севере Италии, в основном в специализированных фермерских хозяйствах площадью от 3 до 10 га с очень небольшим применением наемного труда. В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук. Италия - один из крупнейших в мире и в Средиземноморье производитель цитрусовых. Почти весь урожай дают небольшие плантации в южных областях, прежде всего на Сицилии и в Калабрии. Выращиваются не только широко известные апельсины, лимоны, мандарины и грейпфруты, но и менее распространенные виды - бергамот, дающий ценнейшую бергамотовую эссенцию, кинотто, лиметта и некоторые др. виды. Средиземноморье - родина винограда. Из 246 сортов винограда, известных в Италии, наиболее распространены 17. Без виноградников нельзя себе представить итальянского пейзажа. Часто виноград культивируют в сочетании с другими сельскохозяйственными растениями, фруктовыми деревьями, используя их как опору для лозы. По сборам винограда Италия постоянно соперничает с Францией за первое место в мире. Почти весь урожай перерабатывается в вино. Другая характерная итальянская культура, такая же древняя и распространенная, как виноград, - олива. Так же как и виноград, она выращивается и специализированно, и в сочетании с другими культурами. По сбору оливок Италия уступает только Испании. Около 90% всего сбора приходится на южные области, особенно Апулию.

Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы и Сицилии. В последние годы сокращается традиционный лов тунца. Одновременно на берегах, особенно сицилийских, растет число заводов по производству разнообразных морских продуктов. В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специи разводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными стоками речных и озерных вод.