2.1 Социально-экономическое положение Орловской области
Основные социально-экономические показатели, сложившиеся в январе-марте 2009 года, свидетельствуют о сохранении кризисной ситуации в экономике Орловской области. При этом в отдельных секторах сохраняется позитивная динамика развития.
В I квартале 2009 года аграрный сектор экономики области развивался под действием позитивных тенденций: неуклонное наращивание объемов производства скота и птицы на убой (в живом весе), прежде всего, благодаря успешному развитию свиноводства на возрождаемых в регионе специализированных животноводческих комплексах, увеличение валовых надоев молока за счет роста молочной продуктивности дойного стада.
Валовая продукция сельского хозяйства по сравнению с январем-мартом прошлого года увеличилась на 6%, составив (по оценке) 4,7 млрд. рублей. В хозяйствах всех категорий реализация скота и птицы на убой в живом весе выросла на 12%, производство молока - на 3% при уменьшении сбора яиц на 20%. Производство мяса в сельскохозяйственных организациях по РФ возросло на 11%, по ЦФО - на 23%. Реализация скота и птицы на убой в Орловской области увеличилась на 29%. Валовой надой молока в сельскохозяйственных организациях в целом по России уменьшился на 0,1%, по ЦФО - на 4%. Производство молока в Орловской области увеличилось на 6%. Сбор яиц в сельскохозяйственных организациях по РФ возрос на 3%, по ЦФО - на 7. В Орловской области он сократился на 37%.
Промышленное производство январе-марте 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 38%. По добыче полезных ископаемых объем производства снизился на 42% в результате сокращения добычи песка и гравия. По обрабатывающим производствам рост производства наблюдался только по двум видам экономической деятельности: химическому производству - на 31%, целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности - на 2%. Наибольший спад производства в марте наблюдался в прочих производствах на 72%, производстве машин и оборудования - на 71, производстве транспортных средств и оборудования - на 64, обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 58, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 57, производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 48, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 46%. С начала 2009 года объем выпуска продукции снизился в производстве машин и оборудования на 80%, производстве транспортных средств и оборудования - на 74, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 62, производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 60, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 58, в прочих производствах - на 57, обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 47%. Производство, передача и распределение электроэнергии по сравнению с январем-мартом 2008 года сократилось на 14%, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) - на 4%. Негативная помесячная динамика промышленного производства сложилась начиная с сентября 2008 года.
Объем выполненных работ по виду экономической деятельности «Строительство» уменьшился на 48%. Перевозки грузов транспортом сократились на 17%.
В социальной сфере ситуация по отдельным направлениям социально-экономического положения области продолжает оставаться сложной. По оценке, численность постоянного населения области на 1 марта 2009 года составила 816,0 тыс. человек и сократилась за январь-февраль почти на тысячу человек.
Общая демографическая ситуация в области, как и в целом по России, продолжает оставаться сложной. Демографическая ситуация характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения. За два месяца текущего года отмечено увеличение числа родившихся и сокращение числа умерших против аналогичного периода прошлого года. Коэффициент рождаемости в расчете на 1000 населения увеличился на 3,1%, а коэффициент смертности уменьшился на 8,2%. По-прежнему, определяющим фактором процесса депопуляции остается превышение числа умерших над числом родившихся в 1,8 раза (в 2008 г. - в 2,0 р.). По данным УФМС России по Орловской области, в январе-феврале 2009 года сложилось незначительное положительное сальдо миграции за счет прибывших из республик бывшего СССР. Численность населения г. Орла продолжает сокращаться. По состоянию на 1 марта 2009 г. она составила 318,7 тыс. человек и сократилась за истекший период на 369 человек. Число умерших превысило число родившихся в 1,4 раза (533 человека родилось и 772 умерло).
В текущем году в области продолжается снижение показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за февраль 2009 года, на крупных, средних, малых предприятиях и организациях составила 10673,9 рубля. По сравнению с январем 2009 г. она уменьшилась на 0,6%, а с февралем 2008 г. увеличилась на 9,2%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в феврале 2009 года снизилась по отношению к февралю 2008 года на 4,8%.
Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2009 года составила 114,4 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 февраля 2009 г. на 20,4 млн. рублей (15,1%).
Не получили вовремя заработную плату 6532 человека, в среднем каждому из них предприятия и организации должны по 17,5 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в объеме просроченной задолженности по заработной плате по видам экономической деятельности составляет задолженность в обрабатывающих производствах - 99,7 млн. рублей (87,2%); формам собственности - на негосударственных предприятиях - 113,7 млн. рублей (99,4%). По сравнению с аналогичной датой прошлого года общая сумма просроченной задолженности увеличилась на 88,3 млн. рублей (в 4,4 раза).
Социально-трудовая сфера области характеризуется сокращением численности населения трудоспособного возраста, и, как следствие, снижением численности трудовых ресурсов области. Общая численность безработных составила 24,7 тыс. чел, а официально зарегистрированных безработных - 5,5 тысячи. При этом уровень общей безработицы в среднем за 2008 год составил 5,5%, уровень регистрируемой безработицы - 1,3%, по России - 2,5%. По уровню занятости область среди 17 регионов ЦФО занимала 6 место и 13 место по уровню безработицы на регулируемом рынке труда. К концу марта 2009 года на учете в Управлении занятости населения состояло 9,6 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 8,6 тыс. человек имели статус безработного, получали пособие по безработице 7,7 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,1% экономически активного населения.
В марте 2009 года на потребительском рынке цены (тарифы) на товары и платные услуги по сравнению с предыдущим месяцем увеличились в среднем на 1,4%, по сравнению с декабрем 2008 года - на 5,5%. На продовольственные товары за март текущего года цены повысились на 1,8%. С начала года цены на продовольственные товары повысились на 5,7%. Стоимость минимального набора продуктов питания в марте текущего года в среднем по области составила 1908,7 рубля, в том числе в Орле - 1895,6, Мценске - 1933,2, Ливнах - 1936,8 рубля. Структура стоимости набора в марте 2009 года по сравнению с соответствующим месяцем 2008 года изменилась, что обусловлено неодинаковыми темпами роста цен на продукты, входящие в набор. Наиболее существенно увеличился удельный вес стоимости говядины (кроме бескостного мяса). Цены на непродовольственные товары за истекший месяц повысились на 1,2%. Цены (тарифы) на платные услуги населению за март текущего года увеличились на 0,9%, За три месяца текущего года платные услуги подорожали на 7,6%. По сравнению с соответствующим месяцем 2008 года жилищно-коммунальные услуги подорожали в среднем на 17,8%. Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в марте текущего года по сравнению с предыдущим месяцем составил 101,5%, по сравнению с декабрем 2008 года - 104,3%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в марте 2009 г. в Орловской области составила 6178,4 руб. Это самый низкий уровень в Центральном Федеральном округе. Сопоставление изменения номинальной начисленной заработной платы в организациях Орловской области и стоимости названного набора показало, что за два года (февраль 2009 г. к февралю 2007 г.) зарплата увеличилась на 43,6%, в то время как набор подорожал на 40,3%.
Проанализировав основные данные о социально-экономическом положении Орловской области за январь - март 2009 г. можно прийти к выводу, что на данный момент ситуация в экономике Орловской области заметно ухудшилась. В большинстве отраслей экономики сокращается прирост объемов производства. Промышленное производство сократилось на 38%. Демографическое положение области также нельзя назвать утешительным. Проанализировав социальное положение Орловской области, можно с уверенностью утверждать, что численность всего населения быстро сокращается, что вызвано превышением смертности над рождаемостью (естественная убыль населения).
Не смотря на то, что в Орловской области зарплаты повышаются, пенсии, и прочие выплаты индексируются, тем не менее, уровень жизни населения ухудшается из-за высоких темпов инфляции и опережающего роста цен. В итоге можно сказать, что социально-экономическое положение Орловской области ухудшается.
2.2 Анализ социально-экономического положения в Орловской области
Для проведения анализа социально-экономического положения в Орловской области использовался инструментарий SWOT-анализа. Выбор данного инструментария обуславливается системным изучением ситуации и представлением взаимосвязей между основными внешними и внутренними компонентами или свойствами исследуемого объекта.
Напомним, что, как уже отмечалось в параграфе 1.2, основные этапы SWOT-анализа заключаются в выделении сильных и слабых сторон объекта, а также исследовании его стратегических возможностей и потенциальных угроз.
Для проведения SWOT-анализа использовались официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, официальные документы и отчеты, представленные на официальном сайте Администрации Орловской области.
В соответствии с общей методологией проведения анализа сначала были выявлены сильные стороны социально-экономического положения в Орловской области. Основные результаты представлены на рисунке 2.1
В Орловской области создана и успешно функционирует отрасль сельского хозяйства - растениеводство.
По данным государственного комитета статистики всеми сельхозпроизводителями намолочено около 2,3 млн. тонн зерна в весе после доработки (169% к уровню 2007г.), накопано 926 тыс. тонн сахарной свеклы (92%) и 409 тыс. тонн картофеля (103%), собрано 87 тыс. тонн овощей открытого и защищенного грунта (110%).
В ряде сельскохозяйственных предприятий и КФХ (крестьянских (фермерских) хозяйствах) прочно закрепляются тенденции научно-обоснованного ведения растениеводства, особо важными и актуальными становятся вопросы роста продуктивности полей, повышения качества продукции и снижения затрат на ее производство.
Рисунок 2.1 - Результат SWOT-анализа: сильные стороны социально-экономического положения Орловской области
Внедряются технологии сберегающего земледелия, которые резко сокращают затраты труда и энергоносителей, восстанавливают структуру, состав и биологическое многообразие почвы, сводят до минимума загрязнение воды и воздуха. Активно проводятся сортосмена и сортообновление, используются современные селекционные достижения.
В прогнозном периоде для обеспечения роста сельскохозяйственного производства предполагается осуществить мероприятия по следующим направлениям:
1. Оптимизация отраслевых структур, сбалансированность, пропорциональность развития отраслей;
2. Максимальное вовлечение в хозяйственный оборот и повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов;
3. Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и технического перевооружения отрасли, разработки ресурсосберегающей политики, обеспечения экологической безопасности;
4. Развитие всех форм бизнеса: крупного, среднего, малого;
5. Восстановление и поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
6. Формирование эффективной конкурентной среды и взаимовыгодных отношений между субъектами сельской экономики;
7. Формирование разветвленной инфраструктуры (производственной, рыночной, социальной).
Область активно участвует в выполнении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». В области осуществляется государственная поддержка из средств областного и федерального бюджета в виде субсидий на производство животноводческой и племенной продукции, осуществление мероприятий по повышению плодородия почв, расширение посевов зерновых и зернобобовых культур, приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, приобретения горючего и смазочных материалов.
Низкий инвестиционный риск региона в сфере сельского хозяйства делает регион привлекательным для инвесторов. На протяжении ряда лет в Орловской области осуществляется широкомасштабная работа по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику региона. По итогам 2008 года объем инвестиций в основной капитал в Орловской области составил 27 млрд. рублей, рост по отношению к 2007 году составил 10%.
В ходе пленарного заседания Ярмарки инвестиций «Орел-2006» подписаны соглашения с отечественными и зарубежными инвесторами:
1. Соглашение между Коллегией администрации Орловской области и закрытым акционерным обществом «Моссельпром».
Целью Соглашения является взаимовыгодное сотрудничество по реализации комплексного инвестиционного проекта по строительству свиноводческих комплексов мощностью 25 тыс. тонн мяса в год и предприятия переработки в Орловской области с общим объемом инвестиций в размере 2 миллиардов рублей в 2006-2007 годах.
2. Соглашение между Коллегией администрации Орловской области и обществом с ограниченной ответственностью "Виана".
Стороны договорились о взаимовыгодном сотрудничестве для реализации инвестиционного проекта "Развитие плодово-ягодного производства и создание современного холодильного модуля для хранения плодово-ягодной и мясной продукции по мировым стандартам" с общим объемом инвестиций 1 миллиард 500 млн. рублей
3. Соглашение между Коллегией администрации Орловской области, банком "Авангард" и обществом с ограниченной ответственностью "Белый Фрегат".
Стороны договорились о взаимовыгодном сотрудничестве для реализации инвестиционного проекта "Строительство элеватора в Кромском районе" с общим объемом инвестиций 210 миллионов рублей.
Высокая доля расходов бюджета на выплаты пенсий и образование способствует как развитию человеческого капитала, так и поддержке внутреннего спроса.
Средства, направленные на развитие экономики и социальной сферы, оцениваются в 27 млрд. руб., или 94% к 2007 году. В социальной сфере в прошедшем периоде текущего года в области продолжался рост показателей, характеризующих уровень жизни населения. Темпы роста денежных доходов населения превысили темпы роста потребительских цен. Среднедушевые номинальные денежные доходы в январе-мае 2008 года увеличились к уровню прошлого года на 13,8% и составили 7180 рублей, среднемесячная заработная плата за аналогичный период возросла на 33 % и достигла 10296 рублей. Средний размер назначенной пенсии на 1 июля текущего года составил 3924 рубля и увеличился к прошлому году на 31 процент. При этом прожиточный минимум во 2 квартале (3662 рубля) в стоимостной оценке увеличился на 26,2 процента.
По проекту бюджета пенсионного фонда в 2009 году размер среднемесячной пенсии должен составить 5000 руб., или на 20,5% выше текущего года. Темпы индексации пенсий в будущем году по сравнению с текущим годом повысятся. Если в 2007 году страховая часть трудовой пенсии индексировалась один раз (с 1 апреля - на 9,2%), то в 2008 году индексация страховой пенсии проводилась дважды (с 1 февраля - на 8% и с 1 апреля - на 7,5%). Базовая часть трудовой пенсии в 2007 году повышалась трижды (с 01 апреля - на 7,5%, с 1 октября - на 13,2% и с 1 декабря - на 23,8%), в 2008 году дважды повышалась эта часть пенсии (с 1 апреля - на 7,0% и с 1 августа - на 14,6%). В последующие два года пенсионным фондом планируется регулярная, два раза в год, индексация обеих частей пенсии. К 2011 году средний размер начисленных пенсий достигнет 7160 рублей, что в 1,6 раза в реальном исчислении превысит уровень 2007 года.
На сегодня в области в полной мере сформирована законодательная база, которая позволяет осуществлять полномочия по национальному проекту «Образование» на областном и муниципальном уровнях. Заключены соответствующие соглашения между коллегией области и федеральными органами власти. Областным бюджетом предусмотрены средства для выполнения программ софинансирования. Реализация проекта за 2006-2007 годы позволила привлечь 423,4 млн. рублей федеральных и региональных средств, в том числе 100,8 млн. руб. - за счет средств регионального бюджета.
Географическое положение (наличие рынков сбыта) и природно-климатические условия позволяют организовать конкурентоспособное производство сельскохозяйственной продукции, а так же выгодное географическое положение создает хорошие предпосылки для развития аграрного сектора экономики и легкой промышленности области.
В 2009 году объем отгруженных товаров, работ услуг собственного производства по обрабатывающим предприятиям составит 6,4 млрд.рублей, темп роста к оценке 2008 года составит 119,1%, объем подрядных работ в строительстве - 1,4 млрд.рублей, темп роста 125%, оборот розничной торговли - 8,2 млрд.рублей, темп роста 113%..
В январе-феврале 2009 года объем производства валовой продукции сельского хозяйства в фактических ценах, по оценке, составил 3,4 млрд. рублей, что на 11% выше уровня прошлого года. За два месяца текущего года всеми категориями сельхозтоваропроизводителей отгружено по всем каналам сбыта 12 тыс. тонн скота и птицы (в живом весе), 18 тыс. тонн молока и более 4 млн. штук яиц.
Относительно высокий уровень платежеспособного спроса (высокая среднемесячная номинально начисленная заработная плата, существенный рост величины реальных денежных доходов населения), стимулирует рост спроса на потребительских рынках.
Общая среднесписочная численность работающих на крупных, средних и малых предприятиях области в январе-ноябре 2008 года составила 267,1 тыс. человек. К концу декабря 2008 года на учете в Управлении занятости населения состояло 6,6 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 6,1 тыс. человек (1,4% экономически активного населения) имели статус безработного, получали пособие по безработице 5,3 тыс. человек. Работодатели заявили потребность в 3,1 тыс. работников. Денежные доходы населения, достигшие (по оценке) 96,2 млрд. рублей, возросли по сравнению с 2007 годом номинально на 33%, реально - на 17%. Среднедушевые денежные доходы сложились в размере 9786 руб. в месяц. Средняя номинальная заработная плата, начисленная за ноябрь 2008 года, на крупных, средних и малых предприятиях и организациях составила 11259 рублей, реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, возросла по отношению к ноябрю 2007 года на 6,7%. В ноябре 2008 года в 602 крупных и средних предприятиях (организациях) области (20% от их количества) средняя заработная плата в расчете на одного работника сложилась в размере 15 тыс. рублей и более. Население использовало на приобретение товаров и оплату услуг 69,5% доходов, 8,4 - на оплату налогов и взносов, 4,8 - на приобретение валюты, 3,8 - на покупку недвижимости, 1,2% - на накопление рублевых сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Развития система поддержки малого и бизнеса способствует улучшению институциональных условий работы бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство - значительное явление социально-экономической жизни Орловской области. В силу указанных причин поддержка малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Орловской области, решающей двуединую социально-экономическую задачу.
Областная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется на основании Федерального закона от 24.07.2007г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и закона Орловской области от 09.02.2004 г. № 372 «Об областной государственной поддержки малого предпринимательства в Орловской области», а также региональной программы поддержки и развития малого предпринимательства в Орловской области на 2005-2008 годы.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статья 4) на территории области осуществляют свою деятельность 8566 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 156 - средние, 2160 - малые, 6250 - микропредприятия.
Слабые стороны социально-экономического положения в Орловской области (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Результат SWOT-анализа: слабые стороны социально-экономического положения Орловской области
В соответствии со статистическими данными в Орловской области наблюдается снижение развития животноводства. До конца 2008 года сохранялась тенденция сокращения крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях и хозяйствах населения. В 2008 году по сравнению с 2007 годом в хозяйствах всех категорий на 13,5% сократилось поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров - на 1,8%.В 2008 году производство яиц во всех категориях хозяйств снизится к уровню прошлого года на 0,7% и составит 220 млн. штук, в том числе снизится в сельскохозяйственных предприятиях на 4 млн. штук, или 7,7% и составит 48 млн. штук. На результатах производства яиц в области отражается работа ЗАО «Птицефабрика «Орловская». За 8 месяцев 2008 года на фабрике произведено 23,4 млн. штук яиц или 87,3% к аналогичному периоду прошлого года. По состоянию на 1 сентября 2008 года птицефабрика не восстановила имеющуюся ранее численность птицы.
В области так же наблюдается слабый объем инвестиций в производство из-за высокого инвестиционного риска в промышленности. Прежде всего, это обусловлено следующими факторами:
1. Отсутствует развитие наукоемкого производства в регионе;
2. Трудности развития обрабатывающих производств, уступающих импорту в конкуренции за внутренний рынок, создают угрозу возобновления тенденции к замедлению экономического роста.
Общая демографическая ситуация в области, как и в целом по России, продолжает оставаться сложной. Численность постоянного населения на начало 2008 года составила 821,9 тыс. человек и сократилась с начала года на 4,7 тыс. человек (0,6%). Основной причиной снижения численности является естественная убыль, не восполняемая миграционным приростом. Превышение числа умерших над числом родившихся в отчетном периоде составило 1,8 раза (в 2006 году - 2 раза). При этом уменьшение численности сельского населения происходило несколько быстрее, чем городского. Одной из самых болевых проблем социального развития региона остается высокий уровень смертности населения - 17,5 промилле. В 2006-2007 годах наблюдалось незначительное сокращение этого показателя относительно уровня 2005 года (18,6), но сегодня он выше, чем в целом по России (14,6 промилле) и по ЦФО (16,1). По уровню смертности область занимает 6 место среди регионов ЦФО. В отчетном периоде на 13,1% выросла смертность от болезней органов пищеварения и на 1,4% от новообразований. Особую тревогу вызывает высокий процент умерших от неестественных причин (14%). Негативным фактором явилось повышение численности людей пенсионного возраста над численностью детей до 16 лет. Удельный вес жителей старших возрастов за этот период возрос с 23,7 до 23,9%, что более чем втрое превышает установленный 7% норматив и определяет устойчиво высокую «демографическую нагрузку» населения: на 1000 человек трудоспособного населения приходится 390 лиц пенсионного возраста. «Демографическая нагрузка» в области превышает средний показатель по ЦФО на 5%, по России - на 8%.
По данным органов службы занятости социально-трудовая сфера области характеризуется сокращением численности населения трудоспособного возраста, и, как следствие, снижением численности трудовых ресурсов области. За 2007 год численность трудовых ресурсов к предыдущему периоду сократилась на 1,3 тыс. человек (0,2%) и составила 522 тыс. человек. Численность занятых в экономике за этот период осталась практически на уровне 2006 года и сократилась на 200 человек, составив 412 тыс. человек, или 94,3% от численности экономически активного населения. Экономически активное население, включающее в себя занятых в экономике и безработных, достигло 436,7 тыс. человек (53% от всего населения области). Общая численность безработных составила 24,7 тыс. чел, а официально зарегистрированных безработных - 5,5 тысячи. При этом уровень общей безработицы в среднем за 2007 год составил 5,5%, уровень регистрируемой безработицы - 1,3%, по России - 2,5%. По уровню занятости область среди 17 регионов ЦФО занимала 6 место и 13 место по уровню безработицы на регулируемом рынке труда.
На учете в органах службы занятости населения области в поиске работы состояли 28,8 тыс. человек, среди которых 380 выпускников учреждений начального и 465 выпускников учреждений среднего профессионального образования. Статус безработного имели 19,8 тыс. человек. В структуре регистрируемой безработицы на конец 2007 года две трети составляли женщины, 22% - молодежь в возрасте 16-29 лет, 11% - инвалиды. В органы службы занятости населения в течение года было заявлено 30,4 тысячи свободных рабочих мест и вакантных должностей. При содействии службы занятости на постоянные и временные рабочие места трудоустроено 14,1 тыс. человек.
- Введение
- Глава 1. Анализ социально-экономического развития региона. Содержание и основные понятия
- 1.1 Сущность и содержание анализа социально-экономического положения региона
- 1.2 Экономико-математические методы, используемые в региональном анализе
- Глава 2. Социально-экономическое положение Орловской области
- 2.1 Социально-экономическое положение Орловской области
- Часть 1. Анализ тенденций и стратегия социально-экономического развития области
- Глава 2. Полномочия органов государственной власти Орловской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка в Орловской области
- Swot – анализ социально – экономического и экологического состояния Брянской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- Swot – анализ социально – экономического и экологического состояния Орловской области.
- Общая информация об Аппарате Губернатора и Правительства Орловской области
- 36. Инвестиционная деятельность в Орловской области в переходной период и на современном этапе
- Орловская область
- 5.1 История развития туризма в Орловской области
- Краткая географическая и социально-экономическая характеристика Орловской области.