logo
Социально-экономическое развитие Венгрии

2.3 Сфера услуг

Венгерский туризм. Одна из наиболее динамично растущих отраслей венгерской экономики - сфера туризма. Туристическая инфраструктура (гостиницы, точки общественного питания, пляжные, оздоровительные, развлекательные комплексы, бассейны, охотничьи домики, рыболовные места и т.д.) ориентирована на посетителей с различным достатком. Венгрия ежегодно принимает от 10 до 20 млн. иностранных туристов. Увеличение числа иностранных туристов, посетивших Венгрию, связано, прежде всего, с появлением на венгерском рынке авиаперевозок дешевых «дисконтных» западных авиакомпаний, а также повышением уровня услуг, развитием природных, архитектурных и лечебно-оздоровительных объектов. На первом месте по численности иностранных граждан, посещающих Венгрию, стоит Румыния, затем следуют Словакия, Австрия, Сербия и Черногория, Германия и Украина. Кроме того, возрос приток туристов из стран Азии (на 22,6%) и Америки (на 16,2%).

Одним из наиболее привлекательных для туристов мест является Будапешт, один из самых красивых городов мира. Гордость Будапешта - прекрасные архитектурные памятники средневековья, 18-19 вв. Символом Будапешта стало построенное в начале нынешнего века великолепное здание парламента. Всемирной известность пользуется коллекции будапештских музеев.

Одна из самых больших достопримечательностей Венгрии - озеро Балатон. На Балатоне множество санаториев, домов отдыха, гостиниц, ресторанов.

К северу от Балатон расположена «столица» горного района Баконь - город Веспрем, известный архитектурными ансамблями в стиле барокко.

К числу наиболее посещаемых городов принадлежит Эгер, прославившийся героической обороной его крепости от нашествия 150- тысячной турецкой армии в 1552 году. Богатством памятников архитектуры отличаются, города западной и северо-западной Венгрии: Дьёр, Шопрон, Кёсег, Сомбатхей, на территории которого была некогда столица римской провинции Верхняя Паннония-Савария.

Особенно богата Венгрия лечебными минеральными водами: на территории страны зарегистрировано 135 целебных источников (термальных), 35 водолечебниц предлагают также медицинские услуги, однако, помимо них, ещё 30 купальных комплексов работают на лечебных термальных водах.

Таким образом, в 2008г. совокупный доход от туризма составил 4,7 млрд. евро. Доля туризма в 2008г. в ВВП страны составила 8,7%. Наибольший оборот отмечен в гостиничной сфере. Общее число туристов, останавливавшихся в гостиницах, увеличилось на 10%. Кроме того, правительством Венгрии пересмотрена система налогообложения турфирм в сторону снижения налоговых ставок. В 2008 году в целом Венгрию посетило 9,03 миллиона иностранцев, что на 4,6% больше, чем в 2007 году.

Самые посещаемые области - это Будапешт, и Балатон, насчитывающие более 75% всех туристов. За 2008 год иностранные посетители потратили в Венгрии 4,7 миллиарда евро.

Транспорт. Страна имеет густую сеть шоссейных дорог общей протяженностью 160 000 км, а их плотность достигает 1,7 км/кв. В ближайшие семь лет правительство выделит 4 миллиарда евро на развитие шоссейной и железнодорожной инфраструктуры. Благодаря такому интенсивному развитию к 2013 году дорожная сеть увеличится на 770 км.

Через Венгрию проходят четыре транспортных коридора, обеспечивая прекрасный доступ во все части Европы. В результате интенсивного строительства, проводимого на основных транспортных маршрутах, к концу 2008 года все автострады и магистральные дороги достигли границ страны, обеспечив более быстрые и безопасные перевозки. Плотность венгерских железных дорог достигает 13,7 км/100 км2 и является наиболее высокой в Центральной и Восточной Европе.

Протяжённость внутренних водных путей -- 1,6 тыс. км. Главный речной порт -- Будапешт.

Внутренние авиаперевозки не осуществляются, имеется сеть небольших аэродромов для приёма малой авиации. Международный аэропорт «Ферихедь» расположен вблизи Будапешта. Будапештский аэропорт перевозит все большее и большее количество пассажиров (8.597.137 в 2007 году). С помощью программы Евросоюза, гарантирующей 261 миллион евро на его модернизацию, появилась возможность дальнейшего роста объема воздушных перевозок, лучшего обслуживания пассажиров и обеспечения более высокого уровня комфорта. Большие венгерские города вновь открыли свои аэропорты, которые сейчас также переживают процесс модернизации [18].

Удобное транспортное расположение способствует повышению транзитной роли страны. Через территорию Венгрии проходят нефтепроводы «Дружба-I » (с Украины), «Дружба-II» (из Словакии) и «Адрия» (из Хорватии), газопроводы «Братство» (с Украины) и «Баумгартнер-Дьёр» (из Австрии); общая протяжённость трубопроводов 7,2 тыс.км. Активно ведётся строительство скоростных автомагистралей в рамках проходящих по территории страны транснациональных хельсинкских транспортных коридоров: в 2002 уже 60% венгерских участков «коридоров» соответствовало установленным европейским требованиям [1, c.75].

Общий грузооборот 26,9 млрд.т/км (2008). Структура по видам транспорта: автомобильный -- 51%, железнодорожный -- 30%, трубопроводный -- 15%, водный -- 3%. Структура по направлениям перевозок: международные -- 60%, внутренние -- 40%. Водный и воздушный транспорт во внутренних грузоперевозках практически не используются. Пассажиропоток на междугородних перевозках 785 млн. чел., на внутригородских -- 2,8 млрд. чел. (2008) [17].

Торговля. Розничный товарооборот на внутреннем рынке после спада 1987-1997 гг. постоянно расширяется (в 2007 г. - 27,8 млн. долл.). Этому способствуют рост денежных доходов населения, появление новых видов торговли (гипермаркетов, торговых центров) и повышение качества обслуживания. Структура товарооборота приблизительно такова: 33,4% - продовольствие, 28,4% - транспортные средства, запчасти и топливо к ним, 16,4% - мебель и бытовая техника, 9,5% - товары культурно-познавательного назначения [15].

В Будапеште 25 ноября 2005 г. состоялась конференция «Динамичная экономика», в ходе которой министр финансов Венгрии Я.Вереш, подводя итоги развития венгерской экономики за последние годы, отметил, что рост венгерского ВВП как по номиналу, так и по паритету покупательной способности был наивысшим среди стран региона. Устойчивый рост экспорта свидетельствует о том, что выпускаемая Венгрией продукция качественна и пользуется спросом на мировых рынках. Источниками роста венгерской экономики являются, в первую очередь, инвестиции транснациональных корпораций и государственные капиталовложения. Эра транснациональных корпораций и производства продуктов с низкой долей добавленной стоимости подошла к концу, поэтому экономическая стратегия должна меняться.

Со времени присоединения Венгрии к Европейскому Союзу (1 мая 2004 года), торговля со странами - членами Евросоюза осуществляется в рамках внутреннего рынка ЕС, основными руководящими принципами которого, является свободное передвижение товаров, услуг, капитала и граждан.

Банковская система и система налогообложения. С 1987 в Венгрии действует двухуровневая банковская система: Венгерский национальный банк (ВНБ) осуществляет эмиссионную и кредитную политику, общий контроль за финансовым рынком, а уполномоченные финансовые институты кредитуют непосредственно хозяйственные субъекты.

В 1991--94 реализовывалась правительственная программа банковской консолидации, направленная на улучшение кризисного состояния большинства банков и увеличение их активов, оздоровление кредитного портфеля. С 1995 началась продажа пакетов акций консолидированных банков солидным западным финансовым учреждениям. К 1998 приватизация венгерских банков практически закончилась. Уровень присутствия иностранного капитала в банковской системе -- 63%.

На начало 2000 венгерская система кредитных учреждений состояла из 43 банков (90,3% всех финансово-кредитных операций), 226 сберегательных кооперативов (5,6%), 9 специализированных финансовых учреждений (3,6%) и 4 жилищно-сберегательных касс (0,5%).

Степень концентрации банков в Венгрии достаточно высока: первая шестёрка банков в совокупности обладает почти 60% активов банковской системы.

Система государственных финансов структурно состоит из четырёх подсистем: центрального правительства (центральный уровень), органов местного самоуправления (местный уровень), обособленных государственных фондов, органов социального страхования.

Венгерское налоговое законодательство построено на основе системы самооценки. Налогоплательщики должны регистрироваться; определять причитающуюся с них сумму налогов; платить аванс; подавать от своего имени налоговую декларацию и; если необходимо, производить корректировку; хранить документацию и представлять властям информацию в соответствии с требованиями закона.

Налоговое управление может произвольно проверять налоговые декларации для того, чтобы обеспечить соблюдение системы самооценки. Главное налоговое управление (по-венгерски - APEH) каждый год определяет те области, где должны осуществляться проверки. Для индивидуальных налогоплательщиков налоговым годом считается календарный год, а для компаний - отчетный или календарный год.

Обычно налоговые декларации заполняют и подают один раз в год, но в случае НДС, заработной платы и налога на источники дохода может потребоваться ежеквартальное или ежемесячное предоставление данных. Закон XCI от 1990 года с поправками определяет порядок налогообложения в стране.

Наиболее важные действующие налоги:

· Корпоративный налог;

· Налог на доход банков;

· Индивидуальный подоходный налог;

· Налог на добавленную стоимость;

· Таможенный сбор;

· Акцизный налог;

· Налог на передачу собственности;

· Местный налог;

· Взносы по социальному страхованию;

· Взносы в фонд реабилитации;

· Взносы в фонд профессионального обучения;

· Взносы в фонд культуры;

· Налог на наследство по дарственной или завещанию в связи со смертью владельца;

· Взнос на защиту окружающей среды;

· Инновационный взнос;

· Регистрационный налог;

· Экологический налог за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, экономика современной Венгрии характеризуется широко развитым третичным сектором. Наибольшее внимание уделяется сфере туризма, доля которого в ВВП страны в 2008г. составила 8.7%. Транспортная система Венгрии обладает развитой инфраструктурой и также играет важную роль в экономике. Наиболее активно используется автомобильный транспорт, как для внутренних, так и для международных перевозок. Высоко развиты системы торговли, банковских услуг и налогообложения.

венгрия экономика сотрудничество ресурс