logo
Сравнительная экономико-географическая характеристика Северо-Западного и Приволжского федеральных округов

3.2 Транспортный комплекс

Транспортная система Северо-Западного федерального округа представлена всеми видами транспорта: железнодорожными, морскими, автомобильными, воздушными и трубопроводными. Основные перевозки грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный, морской и речной транспорт.

Крупным железнодорожным узлом является Санкт - Петербург, от которого берут начало магистрали на Калининград, Хельсинки, Мурманск, Москву, Пермь, Урал, Сибирь, Белоруссию и Украину и др, благодаря которым обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами и экономические связи с другими федеральными округами России.

В округе расположены крупнейшие морские порты страны - Санкт - Петербург, Мурманск, Архангельск, Калининград.

Большое судоходное значение имеют реки Северная Двина, Вычегда, Печора. На юго-западе проходят Волго-Балтийский путь и Северо-Двинская система.

Важным узлами автомобильных дорого являются Санкт - Петербург и Вологда. Автомобильные дороги соединяют Санкт - Петербург со с областными и районными центрами округа, странами Балтии, Скандинавии.

Важным звеном транспортной системы округа является трубопроводный транспорт. От Вуктыльского месторождения берет свое начало газопровод «Сияние Севера»,по территории округа проходят газопроводы из Западной Сибири.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. Округ - крупнейший в Европейской части поставщик продукции машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, поставщик топливно - энергетических ресурсов и минерального сырья, продукции металлургической промышленности и строительных материалов. На долю округа приходится значительная часть экспортных поставок целевой древесины, товарной целлюлозы, бумаги.

Импортируется оборудование для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса, транспортные средства.

Исключительно выгодное положение Приволжского федерального округа - на пересечении главной водной магистрали страны - Волги (дополненной параллельной железной дорогой) с железными и автомобильными путями, связывающими Центральную Россию с Нижним Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном. Волгу пересекают также нефте - и газопроводы.

Единая глубоководная транспортная система обеспечивает выход региона к портам Каспийского, Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов. Волго-Камский речной бассейн является основным в стране. Роль речного транспорта в транзитных перевозках выше, чем в других регионах, хотя ведущую роль играет железнодорожный транспорт.

Через Приволжский федеральный округ проходит Куйбышевская железнодорожная магистраль, обеспечивающая связь западных и центральных регионов России с Уралом, Сибирью.

По территории округа проходят ряд крупных нефте - и газопроводов российского и международного значения («Дружба», нефтепровод Сургут - Полоцк, газопровод Уренгой - Ужгород). Приволжский федеральный округ имеет довольно разветвленную сеть трубопроводного транспорта внутреннего значения, она объединяет эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы.

В структуре вывоза из Приволжского федерального округа преобладают продукция машиностроения и химической промышленности, нефть и нефтепродукты, значительную роль играют зерно, мука и другие виды сельскохозяйственной продукции.

Основными статьями импорта является продукция машиностроения, продовольствие, минеральное сырье и топливо.

Вывод: Проанализировав транспортный комплекс, я пришла к выводу, что, несмотря на многообразие транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный, Северо-Западный федеральный округ по обеспеченности транспортом регионов округа уступает выгодно расположившемуся в транспортном отношении Приволжскому федеральному округу.

Так, например густота автомобильных дорог общего пользования в Приволжском федеральном округе составляет 130 км дорог, а в Северо-Западном - только 43 км дорог (Таблица №5).

Но, вместе с тем, число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения в Северо-Западном федеральном округе составляет 62 шт., а в Приволжском - только 53 шт. (Таблица №6).