logo
Водные ресурсы Украины

Проблемы водных ресурсов Украины.

Системный анализ современного экологического состояния бассейнов рек Украины и организации управления охраной и использованием водных ресурсов дал возможность очертить круг наиболее актуальных проблем, которые нуждаются в решении, а именно:

избыточная антропогенная нагрузка на водные объекты в результате экстенсивного способа ведения водного хозяйства привела к кризисному уменьшению самовоспроизводящих возможностей рек и истощения водноресурсного потенциала;

стала тенденция к значительному загрязнению водных объектов в результате неупорядоченного отведения стоковых вод от населенных пунктов, хозяйственных объектов и сельскохозяйственных угодий;

широкомасштабное радиационное загрязнение бассейнов многих рек в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ухудшение качеств питьевой воды в результате неудовлетворительного экологического состояния источников питьевого водоснабжения;

несовершенство экономического механизма водопользования и реализации водоохранных мероприятий;

недостаточная эффективность существующей системы управления охраной и использованием водных ресурсов в результате несовершенства нормативно-правовой базы и организационной структуры управления;

отсутствие автоматизированной постоянно действующей системы мониторинга экологического состояния водных бассейнов акватории Черного и Азовского морей, качества питьевой воды и стоковых вод в системах водоснабжения и водоотвода населенных пунктов и хозяйственных объектов.

Долгосрочными целями политики рационального использования и воссоздания водных ресурсов и экосистем являются:

уменьшение антропогенной нагрузки на водные объекты;

достижение экологически безопасного использования водных объектов и водных ресурсов для удовлетворения хозяйственных потребностей общества;

обеспечение экологически стойкого функционирования водного объекта как элементу естественной среды с сохранением свойства водных экосистем возобновлять качества воды;

создание эффективной структуры управления и механизмов экономической регуляции охраны и использования водных ресурсов.

Для поэтапного выполнения отмеченных целей необходимо осуществить комплекс мероприятий за такими приоритетными направлениями:

охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения;

экологически безопасное использование водных ресурсов;

возрождения и поддержки благоприятного гидрологического состояния рек и мероприятия борьбы с вредным действием вод;

усовершенствование системы управления охраной и использованием водных ресурсов;

уменьшение влияния радиоактивного загрязнения.

Реализация отмеченной водно-экологической политики должна осуществляться на основе разработки и поэтапного внедрения природоохранных мероприятий, определенных Государственной и региональными программами экологического оздоровления водных бассейнов.

Важным условием реализации политики рационального использования и возобновления водных ресурсов и экосистем на ближайшие годы является необходимость выполнения в первую очередь мероприятий, которые не нуждаются в значительных капитальных затратах, а именно:

повышение общей культуры производства;

суровое соблюдение технологических норм потребления и использования водных ресурсов;

поддержка в надлежащем состоянии действующих очистительных сооружений и оборудования;

предотвращение аварийных ситуаций;

обеспечение своевременной уборки мусора и очистки застроенных территорий, сурового контроля со стороны природоохранных органов по состоянию застроенных территорий городов;

соблюдение законодательства относительно режима использования прибрежных полос и водоохранных зон;

контроль за хранением и использованием органических и минеральных удобрений, ядохимикатов, нефтепродуктов и тому подобное с целью предотвращения их выноса в воду.

Выводы.

Анализируя эту большую совокупность проблем, мы можем сделать очень важные выводы относительно экологической действительности нашего государства, обнаружить факторы и особенности жизнедеятельности и природопользования.

“Базовыми” недостатками Украины на современном этапе являются сложные, многогранные факторы, которые осуществляют комплексное, тотальное влияние на все отрасли экономики, действуют в разных сферах, на разных уровнях ведения хозяйства, и потому они нуждаются в особенном внимании, особенных решениях, то есть системного решения со стороны государства. Этими факторами являются:

макроэкономическая политика, которая принуждает субъектов ведения хозяйства к экстенсивному использованию природных ресурсов;

инвестиционная политика, которая ориентирована на развитие ресурсоёмких секторов экономики;

ошибочная секторная политика (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, лесное хозяйство и другое);

нестабильное законодательство;

отсутствие прав собственности на природные ресурсы;

отсутствие эколого-сбалансированной долгосрочной экономической стратегии;

на региональном и локальном уровнях недостаток прямого и не прямого эффекта охраны окружающей среды от (экономического и социального) “глобальных прибылей “ ;

инфляция, экономический кризис и нестабильность экономики мешают осуществлению долговременных проектов, к числу которых относится большинство экологических проектов;

естественно-ресурсные свойства экспорта;

существование действительно большого стимула к получению значительных и быстрых прибылей от продажи природных ресурсов ( лес, руды );

отсутствие экологического мышления, экологического сознания.

Для решения этих вопросов 12 мая 1997 года Кабинет Министров Украины постановлением N 439 утвердил Концепцию (стратегию) сохранения биологического многообразия Украины, для воплощения которой разрабатывается Национальная программа действий на 1998-2015 годы. Основными заданиями деятельности в этой сфере являются:

сохранение, улучшение состояния и возобновления естественных и нарушенных экосистем, сред существования отдельных биологических видов и компонентов ландшафтов;

содействие перехода к сбалансированному использованию природных ресурсов; минимизация прямого и непрямого негативного влияния на экосистемы, их компоненты и комплексы;

повышение уровня информированности населения по вопросам биологического многообразия, а также активизация участия граждан в деятельности относительно его сохранения; усиление ответственности предприятий, организаций, учреждений и граждан, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей среды, за сохранение биологического многообразия.

В отмеченных целях предусматривается применять и развивать соответствующие правовые, финансовые, организационные, научно-методические и информационно-образовательные средства. При этом основными направлениями деятельности относительно сохранения биологического многообразия являются: достижение экономико-экологической сбалансированности, структурная перестройка экономики, углубление усовершенствования законодательства и культуры природопользования, сохранения и возобновления экосистем, а именно:

сохранение и возобновление прибрежно-морских и морских, речных и пойменных, озерных и болотных, луговых и степных, лесных и горных экосистем ;

сохранение видов и популяций; экологическое оздоровление урболандшафтов и других территорий интенсивного ведения хозяйственной деятельности;

экологизация агроландшафтов и агротехнологий, методов деятельности в лесном, рыбном, охотничьем, водном и земельном хозяйствах;

создание национальной экологической сети (системы «зеленых» коридоров) как составной части европейской экологической сети.

Финансовыми ресурсами для программы будут средства от платы за использования природных ресурсов, средства предприятий, учреждений и организаций, государственный бюджет Украины, местные бюджетные фонды, международные программы и другие источники. Организационной основой относительно реализации Концепции и выполнения мероприятий, планов действий есть система органов Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, другие министерства и ведомства, деятельность которых связана с охраной и использованием природных ресурсов. Разветвленная сеть научных учреждений, естественных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, факультетов и кафедр экологического профиля в учебных заведениях и школы формируют научные и образовательные предпосылки воплощения программы.

Выполнение намеченных мероприятий даст возможность остановить разрушительную тенденцию к уничтожению живой компоненты окружающей среды и будет способствовать практическому воплощению принципов сбалансированного развития и неизнурительного природопользования, а также реформирование экономической системы и переход к рынку должен не только повысить эффективность национальной экономики, но и способствовать ликвидации субсидий на использование таких природных ресурсов как энергия, полезные ископаемые и вода и улучшению состояния окружающей среды благодаря применению жестких мероприятий по ответственности за массовое нерациональное использование природных ресурсов.

Для учета экологических требований в ходе развертывания приватизационных процессов все большего значения должен приобретать экологический аудит. Внедрение экологического аудита в практику будет способствовать получению основных данных о неблагоприятных с точки зрения экологии предприятиях для приватизационной деятельности, определению заданий в краткосрочный период. Совершенствование действующего экономического механизма природопользования и природоохранной деятельности и формирования стабильных источников финансирования природоохранных мероприятий в условиях перехода к рыночным отношениям должно стать органической составляющей системы управления и регуляции экономики, стимулировать охрану и воссоздание естественно-ресурсного потенциала страны путем создания соответствующих экономических условий (инвестиционных, налоговых, кредитных и тому подобное).

Система финансирования природоохранных мероприятий в условиях перехода к рыночной экономике формируется на основе таких главных источников:

Государственного бюджета Украины и местных бюджетов;

бюджета Автономной Республики Крым;

фондов охраны окружающей естественной среды всех уровней;

собственных средств предприятий;

иностранных поступлений и инвестиций;

других внебюджетных средств.

Для обеспечения стабильного поступления средств для осуществления природоохранных мероприятий приоритетное значение должно предоставляться развитию экономического механизма природопользования. Главными составными элементами экономического механизма природопользования должны быть:

плата за специальное использование природных ресурсов;

плата за загрязнения окружающей естественной среды и другие виды вредного влияния на окружающую среду;

система финансирования и кредитования природоохранных мероприятий (государственный и местные бюджеты, природоохранные фонды, банки, средства предприятий, иностранные поступления и инвестиции и тому подобное);

экологизация налоговой и ценовой систем;

поддержка становления и развития экоиндустрии.

Привлечению иностранных инвестиций для осуществления природоохранных программ и проектов в Украине должно способствовать:

активная интеграция Украины в европейские и мировые природоохранные процессы;

формирование благоприятных условий и эффективной системы привлечения иностранных инвестиций как в экономику Украины в целом, так и в охрану окружающей среды и использования природных ресурсов.

Важное значение для осуществления механизма привлечения иностранных инвестиций имеет ежегодный сбор Европейского банка реконструкции и развития на котором Украина имеет действительную возможность получить статус полноценного партнера, принимать участие в глобальных проектах, а также реализовать свои возможности. На этом сборе будет представленное большое количество социально экономических проектов, значительную часть которых будут составлять экологические. Самым важным и первоочередным среди них является проект финансирования ликвидации следствий катастрофы на ЧАЭС и дальнейшее прекращение ее функционирования.

На грани третьего тысячелетия экологическую ситуацию на Украине можно рассматривать как кризисную. Для ее решения нужные очень значительные финансовые, квалификационные ресурсы, значительный отрезок времени. Все это должно ускоряться эффективными государственными механизмами. Но все эти свойства присущие экономически развитым странам, которой Украина не является.

Проанализировав всю сложность проблемы, обнаружив факторы, а также учитывая что удельный вес бюджетных расходов на природоохранные проекты имеет тенденцию к сокращению, мы можем сделать прогноз с большим уровнем вероятности, что состояние окружающей среды следующие 10-15 лет не станет лучше.

Литература

1. Чернова Н.М., Былова А.М., Экология. Учебное пособие для педагогических институтов, М., Просвещение, 1988;

2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Экология, М., Издательский дом "Дрофа", 1995;

3. Левковский С. С. Водные ресурсы Украины. - К. : Вища школа, 1979

4. Основні напрями державної політики України у галузі охорони довкілля, використання природних ресурсів та забезпечення екологічної безпеки. - http://student.km.ru