logo
Территориальная организация новейших отраслей промышленности

Отраслевая структура электронной промышленности

Электронные средства обработки информации --так часто обо-значают большую группу видов продукции отрасли, обеспечивающую нормальную и эффективную работу компьютеров. Сюда входят сред-ства технического обеспечения (сами компьютеры, оборудование для сбора, хранения, передачи информации и т.д.); технологические ус-луги (обслуживание технических средств; пакеты программ -- так на-зываемое программное обеспечение, консультации, экспертизы по их использованию и т.д.). Эти средства и услуги взаимоувязаны и обра-зуют целостное подразделение электронной промышленности мира. Производство электронных средств и предоставление услуг в мире только за 1955-2005 гг. выросли с 0,2 до 360 млрд долл., т.е. они стали сопоставимы со стоимостью всей добываемой на планете нефти. Стремительный рост стоимости продукции электронных средств об-работки информации отражает их исключительную роль в электро-низации всех сфер человеческой деятельности. Около половины сто-имости этой группы приходится на средства технического обеспече-ния --¦ прежде всего на компьютеры.

Специализация ряда фирм на определенных классах и типах ком-пьютеров отражает их борьбу за рынки сбыта. Так, в США узкоспе-циализированы на производстве суперкомпьютеров фирмы «Крей» и «Контрол Дэйта», в Японии -- «НЭК», «Хитачи», «Фудзицу»; пер-сональные компьютеры -- «Компак», «ИБМ» и «Эппл» выпускают в США. Конкуренция и рыночная конъюнктура вынудила даже «ИБМ» выпускать наряду с суперкомпьютерами и персональные. Рынок за-ставляет многие фирмы искать свои экономические ниши, часто ме-нять ассортимент компьютеров, разрабатывать все новые типы и модели аппаратуры.

Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подав-ляющую их часть дают 20-25 крупнейших. В производстве компью-теров самая высокая во всей электронной промышленности концент-рация капиталов, научного потенциала и производственных фондов. В ряде государств компьютерные фирмы имеют широкую правитель-ственную поддержку (например, в США получают огромные и вы-годные военные заказы, торговая политика Японии особо учитывает их экспортные интересы, в СССР почти все компьютеры изготавли-вались на привилегированных предприятиях военно-промышленного комплекса). За рубежом все это способствовало формированию мощ-ных ТНК, контролирующих международный компьютерный рынок. Среди них абсолютный лидер -- »ИБМ», на долю которой приходит-ся свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьюте-ров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше.

Ведущие компьютерные ТНК возникли в развитых государствах с наилучшими экономическими и научно-техническими предпо-сылками для выпуска этой сложной продукции. Из 20 крупнейших компьютерных фирм мира более половины находятся в США. Вели-ка также роль японских ТНК, ряд которых входит в первую десятку, самые большие западноевропейские фирмы располагаются лишь во втором десятке (например, «Филипс» занимает только 12-е место). Деятельность компьютерных фирм вышла далеко за пределы на-циональных границ. Их представительства, дочерние фирмы и фи-лиалы созданы в десятках развитых и развивающихся государств. Наи-более широкую их сеть организовали США и Япония в странах За-падной Европы и Азии. В последние годы ТНК проникли в государ-ства Восточной Европы, в том числе в Россию, участвуя в совместных предприятиях.

Однако сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Япо-нии, Западной Европы ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. Эта продукция тща-тельно контролируется, характеризуется своей энергоэкономичнос-тью и экологичностью («зеленые компьютеры»). Их определяют как компьютеры так называемой белой сборки. В ряде же новых инду-стриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по *отверточной технологии* из импортных комплектующих, с малой долей собственных деталей не самого вы-сокого качества. Они отличаются меньшей надежностью, худшими технико-экономическими параметрами и предназначены для менее состоятельного и менее требовательного покупателя. Эти компьютеры относят к изделиям желтой сборки. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми ее преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой».

География компьютерной промышленности мира определяется де-ятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Высокий уровень финансовой, научно-технической и организационной кон-центрации производства компьютеров в крупнейших ТНК предопре-делил столь же высокий уровень концентрации их выпуска. Он сло-жился в сравнительно немногих странах и регионах мира. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Ев-ропы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10--15% (каждой из них). Наиболее существенные различия между странами -- в ассор-тименте продукции, ее качестве, скорости обновления моделей.

Активные электронные компоненты -- главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электрон-ной промышленности. Стоимость их производства в мире за 1958-2000 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. К активным ком-понентам относятся все полупроводниковые элементы. Ассортиментактивных компонентов быстро расширяется за счет освоения новых, все более сложных и специализированных видов и типов, предназна-ченных для самых разнообразных конечных изделий электронной промышленности. Первый образец заводского транзистора появился в 1948 г., а уже спустя десятилетие их ежегодное мировое производство превысило 1 млрд шт. Изготовление первых интегральных схем на-чалось только в 60-е гг. (около 50 млрд шт. в конце 90-х гг.). Их доля в общем выпуске активных компонентов непрерывно росла, что ко-ренным образом изменило всю структуру. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире.

Производство активных компонентов сосредоточено преимущест-венно в крупных ТНК, их многочисленных филиалах и дочерних предприятиях в разных странах мира. Уже в начале 80-х гг. на долю 20 ведущих продуцентов приходилось 75% мирового выпуска этой продукции, в том числе на 10 крупнейших -- более 50%. Эта их роль сохранилась до сих пор. У фирм -- изготовителей активных компо-нентов технический уровень производства одинаково высок, поэтому идет ожесточенная конкурентная борьба за лидерство между нацио-нальными фирмами и национальных фирм с зарубежными.

Например, в 1984-1991 гг. впереди были японские ТНК, среди которых «НЭК», «Тошиба» и «Хитачи», контролировавшие 1/4 ми-рового рынка всех видов полупроводников. Доля уступавших им аме-риканских «Интел» и «Моторола» была вдвое меньше -- 1/8. В 1993 г. «Интел» перешла с четвертого на первое место, а «Моторола» -- на третье, потеснив японские ТНК.

Все экономические, технические и организационные особенности производства активных компонентов отразились на формировании его современной географии. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%). Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистам и на протяжении чет-верти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупро-водников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне.

Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, ибо потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относи-тельно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. Уже в начале XX в. ряд крупных фирм стал выпускать аппаратуру для телеграфной, телефонной и радиосвязи («АТТ» в США, «Сименс» в Германии и др.). Создание современных систем электронной связи, оснащаемых телеаппаратурой, лазерными приборами, компьютера ми, и высокий спрос на них заставили эти фирмы переориентиро-ваться на изготовление новейших систем связи. Возникшие в сере-дине XX в. электронные фирмы «НЭК» и «Фудзицу» в Японии, «Алькатель» во Франции и особенно их дочерние предприятия в новых индустриальных странах активно подключились к широкомасштаб-ному выпуску электронных средств связи. Этим объясняется сосре-доточение 55% мирового производства аппаратуры и оборудования связи в США, Японии и ФРГ.

Бытовая электронная техника -- самый массовый и доступный вид продукции отрасли. Своим появлением она обязана изобретению радио в конце XIX в. К середине нашего века в мире сложилось круп-ное производство средств радиосвязи, а затем бытовых приемни-ков и телевизоров. Выделение и обособление продуцентов аудио- и видеоаппаратуры в 60-е гг. было вызвано невиданным расширением информационного пространства отдельных стран, постепенно охва-тывающим всю планету. Радиоприемники и телевизоры составили техническую основу всей информационной инфраструктуры у мил-лиардов жителей. Это предопределило бурный рост производства бы-товой радио- и телевизионной аппаратуры в мире.

Стремительный рост выпуска этой аппаратуры сопровождался ко-ренными сдвигами в географии их продуцентов по странам и регио-нам. В 1950 г. промышленно развитые государства дали суммарно свыше 92% радиоприемников в мире (из них 90% пришлось на США, Великобританию). К 1970 г. их производство заметно переместилось из Северной Америки и Западной Европы в Азию. Лидерами стали развивающиеся страны. Каждая из таких стран, как Гон-конг, КНР, Малайзия или Сингапур превысили выпуск радиоприем-ников в Японии, США или ФРГ.

Аналогичная ситуация имела место и для более сложной аппара-туры -- телевизоров. В 1950 г. на промышленно развитые государства приходилось 100% этой продукции, а в 1995 г. -- только около 22%. Азия заняла ведущие позиции в производстве телевизоров. При этом и КНР, и Республика Корея давали их больше, чем США и Япония в отдельности.

Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпе-ла во второй половине XX в. значительные изменения, обусловленные уменьшением доли аудиоаппаратуры. В 2000 г. соотношение стоимос-ти отдельных групп и видов произведенной в мире бытовой элек-тронной техники составило (в %): видеоаппаратура -- 53 (в том числе телевизоры -- 32,3 (цветные -- 30,7); видеомагнитофоны -- 14; ви-деокамеры -- 6); аудиоаппаратура -- 25, прочие бытовые электрондустриальных стран Азии. Однако роль США и Японии в производ-стве продукции электронной промышленности все еще остается очень высокой.