logo
Уровень жизни населения: проблемы определения и региональная дифференциация

6. Оценка предоставления услуг учреждениями образования

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети (см. таблицу3).

Таблица 3

Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)

1998

1999

2000

1

2

3

4

Число общеобразовательных учреждений, тыс.

67,3

66,9

66.4

В том числе:

начальных

15,7

15,4

14,9

основных

13,2

13,0

12,7

средних (полных)

36,4

36,5

36,8

образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

2,0

2,0

2,0

Данные таблицы показывают, что с 1998 г. по 2000 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 0,9 (1,3%). Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах - темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течение трех лет.

Я могу сказать исходя из собственного опыта, что многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми внутри помещений. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются, что ясно выражено на рис. 2.

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Рис. 2. Ввод в действие общеобразовательных учреждений предприятиями и организациями всех форм собственности.

Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями.

С 1998 г. по 2000 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа - на 2,4 (7,7%), в сельской местности - на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2000 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. - в городах и поселках городского типа, 855 тыс. - в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др.

Как мне кажется ситуация с высшими учебными заведениями несколько улучшилась в период с 20001 по 20023 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. Министр Образования РФ В.Филипов выступая в 2002 г. перед студентами Московского Государственного Университета Инженерной Экологии отметил что по его данным более 40% негосударственных вузов не имеют аккредитации Мин. Образования РФ, а не менее 7% предоставляют квалификацию в областях не входящих в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования РФ. В период с 19934 по 20023 число студентом очников негосударственных вузов возросло более чем в 6.5 раз.

В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Динамика числа школьных учреждений

1998

1999

2000

1

2

3

4

Число дошкольных учреждений тыс.

56,6

53,9

51,3

В том числе в городах и поселках городского типа

31,0

29,6

28,6

В сельской местности

25,6

24,3

22,7