6. Оценка предоставления услуг учреждениями образования
Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети (см. таблицу3).
Таблица 3
Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)
1998 |
1999 |
2000 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Число общеобразовательных учреждений, тыс. |
67,3 |
66,9 |
66.4 |
|
В том числе: начальных |
15,7 |
15,4 |
14,9 |
|
основных |
13,2 |
13,0 |
12,7 |
|
средних (полных) |
36,4 |
36,5 |
36,8 |
|
образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Данные таблицы показывают, что с 1998 г. по 2000 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 0,9 (1,3%). Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах - темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течение трех лет.
Я могу сказать исходя из собственного опыта, что многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми внутри помещений. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются, что ясно выражено на рис. 2.
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Рис. 2. Ввод в действие общеобразовательных учреждений предприятиями и организациями всех форм собственности.
Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями.
С 1998 г. по 2000 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа - на 2,4 (7,7%), в сельской местности - на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2000 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. - в городах и поселках городского типа, 855 тыс. - в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др.
Как мне кажется ситуация с высшими учебными заведениями несколько улучшилась в период с 20001 по 20023 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. Министр Образования РФ В.Филипов выступая в 2002 г. перед студентами Московского Государственного Университета Инженерной Экологии отметил что по его данным более 40% негосударственных вузов не имеют аккредитации Мин. Образования РФ, а не менее 7% предоставляют квалификацию в областях не входящих в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования РФ. В период с 19934 по 20023 число студентом очников негосударственных вузов возросло более чем в 6.5 раз.
В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Динамика числа школьных учреждений
1998 |
1999 |
2000 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Число дошкольных учреждений тыс. |
56,6 |
53,9 |
51,3 |
|
В том числе в городах и поселках городского типа |
31,0 |
29,6 |
28,6 |
|
В сельской местности |
25,6 |
24,3 |
22,7 |
- Введение
- Основная часть
- 1. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие
- 2. Социальные нормативы и потребности
- 3. Задачи изучения уровня жизни
- 4. Системы показателей
- 5. Характеристика уровня развития здравоохранения
- 6. Оценка предоставления услуг учреждениями образования
- 7. Обеспеченность жильем
- 8. Региональная дифференциация
- 9. Выводы и предложения
- 8. Уровень жизни населения Беларуси. Показатели для его оценки (мпб, бпм, ср. Зарплата) их динамика. Региональная дифференциация уровня жизни.
- Уровня жизни населения
- Тема 24. Уровень жизни, его оценка, проблема дифференциации доходов населения
- Статистические показатели уровня жизни населения.
- 65. Проблемы и пути преодоления региональной дифференциации.
- Тема 20. Уровень жизни, его оценка, проблема дифференциации доходов населения
- Методы измерения уровня жизни населения
- 65. Проблемы и пути преодоления региональной дифференциации.
- 34. Проблемы измерения уровня и качества жизни населения.