logo
Факторы, влияющие на перспективный уровень добычи энергоресурсов

1. Развитие добычи нефти

Структурная перестройка позволит к 2020 году в расчете на год экономить более одного миллиарда тонн условного топлива, а энергосбережение - порядка 400 млн. тонн, одна треть из которых придется на топливно-энергетический комплекс, еще одна треть - на другие отрасли промышленности, и свыше четверти - на коммунально-бытовой сектор.
При ежегодных темпах роста валового внутреннего продукта в 5,5 процента к 2020 году потребуется добывать не менее 430 млн. тонн угля, 360 млн. тонн нефти, 700 млрд. кубических метров газа и вырабатывать 1620 млрд. киловатт-часов электроэнергии.

Достигнуть этого будет невозможно без увеличения инвестиций. В российском обществе кое-кто думает, что запасы энергоресурсов в наших недрах безграничны, а свободных средств, гуляющих в мировой экономике столько, что стоит только позвать и они потекут рекой, особенно в экспортно-ориентированные отрасли. К сожалению, эти люди глубоко заблуждаются.

Что касается инвестиционных средств, то потребность в них мирового ТЭКа составляет 950 млрд. долларов, а ресурсы международного финансового рынка, которые могут быть направлены в ТЭК, существенно меньше. При этом в большинстве стран в экономику вкладываются средства населения, размещенные на депозитах в национальных банках или вложенные в ценные бумаги национальных производителей. Мы же, вместо того чтобы обеспечить российскому населению безопасность и надежность его вложений в собственную экономику, в основном ориентируемся на зарубежные инвестиции, хотя совершенно очевидно, что только вера всего российского общества в стабильность экономики и законов России придаст импульс инвестиционным потокам.

Что без структурной перестройки национальной экономики и перехода промышленности на производство с высокой энергетической эффективностью цели энергетической стратегии оказываются невыполнимыми.

Говоря о прогнозе производства углеводородного сырья на период до 2020 года, хотелось бы обратить внимание на рост экспорта энергоносителей. Он согласован с российским внешним платежным балансом, так как не принимать во внимание обязательства страны перед кредиторами мы не имеем права.

В этой связи любые заявления о том, что в России добывается достаточно первичных ресурсов для внутреннего потребления, что любые внутренние потребности будут обеспечены, стоит только ограничить экспорт энергоносителей, представляются, по меньшей мере, малообоснованными. Необходимо учитывать и тот факт, что инвестиционная активность в таких отраслях как газовая и нефтяная во многом зависит от цен на их продукцию за рубежом и игнорировать это фактор также нельзя.

В соответствии с прогнозом перспективный уровень добычи нефти в России будет определяться в основном зарубежными ценами, налоговыми условиями нефтедобычи и нефтепереработки, интенсивностью внедрения научно-технических разработок на месторождениях с истощаемыми и низкодебетными запасами, а также ввода новых месторождений, особенно в перспективном восточносибирском регионе. При их благоприятном сочетании прогнозируемая добыча нефти составит к 2017 году 335, а к 2020 году - 360 млн. тонн. Надеяться на большее не приходится, поскольку происходит нарастающее качественное ухудшение сырьевой базы.
Запасы на действующих месторождениях выработаны до 54 процентов, а доля трудно извлекаемых запасов повысилась до 55-60 процентов.

Между тем ресурсный потенциал новых провинций в Восточной Сибири, Тимано-Печорском регионе, на Дальнем Востоке в несколько раз ниже, чем в старых освоенных районах. Поэтому в перспективе главным нефтедобывающим регионом остается Западная Сибирь, хотя и ее доля в добыче нефти к 2020 году сократится с 68 до 55 процентов.

Что касается новых месторождений, то их вовлечение в эксплуатацию невозможно без государственного стимулирования инвестиций. Каждый из нас хорошо помнит, какие гигантские бюджетные и привлеченные под гарантии государства кредитные средства были вложены в Западную Сибирь. Месторождения Восточной Сибири также масштабны и, понимая, что время централизованных государственных капвложений уже прошло, а освоение столь масштабных программ не по силам даже самым крупным российским компаниям, необходимо законодательно закрепить преференции инвесторам в новые нефтегазовые регионы, а также рассмотреть возможность объединения интересов компаний или групп компаний в консорциумах с участием государства.

Учитывая высокую капиталоемкость освоения новых месторождений, необходимо будет увеличивать нефтеотдачу пластов. В связи с ростом себестоимости нефтедобычи без установления специальных налоговых норм для низкодебетных и с трудно извлекаемыми запасами месторождений достичь запланированного увеличения добычи не удастся.
Не менее важным как для диверсификации экспорта, так и обеспечения потребности российских потребителей в моторном топливе, является рост объемов переработки нефти на НПЗ России. В стратегии предусматривается рост переработки к 2020 году до 225 млн. тонн, то есть на 29 процентов, при увеличении глубины переработки до 85 процентов.

Ввиду избыточности мощностей российских НПЗ по сравнению с нынешней их загрузкой необходимо решить задачу оптимизации их использования с учетом минимизации маршрутов транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, сокращения их потерь, а также мобилизации ресурсов для поддержания заданного уровня экспорта. Одновременно энергетической стратегией предусматривается изменение номенклатуры производимых нефтепродуктов для обеспечения растущих потребностей в сырье нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше самого сырья.

Безусловно в связи с исключительно высокими ценами на нефть на мировом рынке и нерегулируемым ценообразованием на внутреннем рынке нефтепродуктов, нефтяные компании смогли существенно увеличить инвестиции в развитие нефтедобычи. Таким образом, благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть позволит не только укрепить российский бюджет, но и инвестировать в нефтегазовый комплекс около 8 млрд. долларов.

Не менее важным для достижения запланированных объемов производства в связи с прогрессирующим ухудшением горно-геологических условий нефтедобычи должно стать введение в отрасли новой системы налогообложения, включающей платежи за пользование недрами, налога на прибыль и налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, а также перенос основной налоговой нагрузки с производителей нефтепродуктов на сферу розничной торговли.

месторождение газ нефть потенциал