1.3 Экономическое положение
Экономика Южной Кореи по состоянию на 2011 год является 12-й в мире по валовому внутреннему продукту и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более 31 000 долларов США в 2011 году. Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века -- в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того, как президент страны Пак Чонхи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а её структура сильно изменилась. Бурный экономический рост 80-х годов замедлился к концу десятилетия. К тому времени этот рост составлял 6,5 % в год, а с повышением заработной платы населения выросла и инфляция. Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а в начале XXI века она составляет две трети всего ВВП.
Начало бурного роста (1962--1970)
С начала 60-х годов XX века корейская экономика бурно развивалась. За три десятилетия (с 1962 по 1989 год) валовый национальный продукт увеличивался в среднем на 8 % в год, поднявшись с 2,3 миллиардов долларов в 1962 году до 204 миллиардов в 1989 году. Средний годовой доход населения вырос с $87 на человека в 1962 году до $4 830 в 1989 году. Доля промышленного сектора в 1962 году составляла 14,3 % от ВНП, а в 1987 году -- 30,3 %. Объём торговли товарами народного потребления вырос с $480 млн. в 1962 до $127,9 млрд. в 1990.
Наиболее значимым фактором в ускорении развитии экономики страны стала экономическая политика нового президента Пак Чон Хи, который направил усилия правительства на привлечение иностранных инвестиций, увеличение объёма экспорта и индустриализацию экономики. Государство стало играть более заметную роль в экономической жизни общества. Стали внедряться элементы плановой экономики -- пятилетние экономические планы. В период развития лёгкой промышленности с 1962 по 1971 года иностранные инвестиции составили 2,6 миллиарда долларов, в основном в виде займов, предоставленных правительству и частному сектору. Сделав ставку на промышленный сектор экономики и ориентированную на экспорт стратегию развития страны, правительство страны искусственно увеличило разрыв между промышленным и аграрным направлениями в экономике, что стало серьёзной проблемой к началу 1970-х годов.
Период стабилизации (1970--1997)
К началу 1970-х годов, однако, промышленный сектор страны столкнулся с проблемами. До этого национальная промышленность производила дешёвые продукты, используя дешёвую рабочую силу, что увеличивало конкурентоспособность южнокорейских товаров и стимулировало проведение политики протекционизма со стороны других развивающихся стран. Правительство ответило на это увеличением финансирования тяжёлой и химической промышленности и направлением инвестиций в капиталоёмкие и высокотехнологичные отрасли экономики.
Структурный переход к капиталоёмкой промышленности был сложным. Ситуацию осложняло то, что в конце 1970-х годов случился мировой энергетический кризис, приведший к увеличению цен на нефть и ограничивший объёмы южнокорейского экспорта. В 1980 году южнокорейская экономика пережила временный кризис: впервые с 1962 года национальная экономика показала отрицательный рост, увеличилась инфляция. В начале 1980-х годов правительство страны начало широкомасштабные экономические реформы. С целью обуздания инфляции были приняты консервативная монетаристская политика и жёсткие фискальные меры. Рост денежной массы был ограничен с 30 % в 1970-х годах до 15 %. Бюджет ненадолго был заморожен. Вмешательство правительства в экономику сильно уменьшилось, а для иностранных инвесторов были созданы более свободные условия. Для того, чтобы сократить разрыв между городом и деревней, правительство увеличило объём инвестиций в такие проекты, как дорожное строительство, создание сетей коммуникаций и механизация деревенского труда.
Эти меры, наряду с общим оздоровлением мировой экономики, помогли южнокорейской экономике выйти на прежний уровень роста уже во второй половине 80-х годов. В период с 1982 по 1987 годы экономика росла в среднем на 9,2 % в год, а в период с 1986 по 1988 годы -- на 12,5 %. Инфляция, которая в 70-х годах в процентном выражении составляла двузначную цифру, была взята под контроль, цены на товары народного потребления увеличивались в среднем на 4,7 % в год. Сеул добился существенного прибавления платёжного баланса в 1986 году, а сальдо платёжного баланса в 1987 и 1988 годах составило соответственно $7,7 млрд. и $11,4 млрд. Такое бурное развитие помогло Южной Корее сократить свой внешний долг. В конце 1980-х годов внутренний рынок стал основой экономического роста. Рост спроса на автомобили и другие дорогостоящие товары сильно увеличился вследствие общего роста платёжеспособности населения. Вследствие этого экономическая политика правительства, прежде направленная на экспорт корейских товаров, изменилась в сторону самообеспечения, что привело к уменьшению зависимости от других государств. Особенно в те годы бурно развивался сектор услуг.
90-е годы ознаменовались тесной интеграцией Южной Кореи в мировую экономику (в середине 90-х годов она стала членом нескольких международных экономических организаций) и бурным ростом доходов населения. Однако к 1990 году стало ясно, что высокие темпы роста 80-х годов замедлятся. Рост экономики в 1989 году составил всего 6,5 %. В первой половине 90-х годов темпы снижаться не стали, напротив, было небольшое оживление -- с увеличением инвестиций и экспорта экономический рост увеличился с 3 % в 1992 году до 8,6 % в 1994 и 8,9 % в 1995. Валовый национальный продукт на душу населения вырос до $10 000 в 1995, а в 1996 году безработица достигла беспрецедентного уровня в 2 %. Инфляция оставалась относительно стабильной -- 4 % в год.
Экономический кризис (1997)
Стабильное экономическое развитие южнокорейской экономики было прервано в 1997 году вместе с глобальным экономическим кризисом. В октябре 1997 года началось резкое снижение курса воны по отношению к доллару. К 21 ноября золотовалютные резервы страны были практически полностью истощены, и для того, чтобы предотвратить полный крах экономики, правительство было вынуждено сделать крупные займы у Международного валютного фонда. Серия мер, предпринятая правительством, включая ряд экономических реформ, позволили Южной Корее довольно скоро выйти из кризиса. Уже в 1999 году экономический рост составил 10 %, а в 2000 году -- 9 %.
Текущее состояние
Замедление роста мировой экономики и падение объёмов экспорта в 2001 году сказались на южнокорейской экономике: в 2001 году рост составил всего 3,3 %. Однако уже в следующем, 2002 году экономика вышла на уровень роста 6 %. Реструктуризация больших компаний, приватизация банков и общая либерализация экономики являются основными направлениями работы правительства страны. В 2004 году перспективы развития экономики выглядели не так хорошо, как за несколько лет до этого. Активная торговля с Китаем, однако, является хорошим фактором для развития Южной Кореи. На данный момент южнокорейская экономика основывается, прежде всего, на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжёлой промышленности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта. Несмотря на то, что рынок импорта в последние годы стал более свободным, сектор сельского хозяйства до сих пор находится под политикой протекционизма из-за серьёзного несоответствия уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире. На 2005 год цена риса в Южной Корее была в пять раз больше, чем на международном рынке. В конце 2004 года, однако, с Всемирной торговой организацией была достигнута договорённость о постепенном повышении доли импорта на рынке риса в стране -- к 2014 году импортированный рис должен составить 8 % всего потребляемого количества. Помимо этого, до 30 % импортированного риса должно поступать к конечным потребителям (до этого импортированный рис использовался в основном для производства различных продуктов питания и напитков, таких как соджу). К 2014 году рынок риса в Южной Корее должен стать полностью открытым. Экономический кризис 2008-2010 годов сильно сказался на экономике Южной Кореи. В 2008 году сокращение промышленного производства в стране составило 26 %,[10] выросла безработица, существенно понизился курс воны к доллару. В течение 2009 года экономика страны постепенно восстанавливалась, чему способствовала правительственная программа по борьбе с кризисом и понижение курса воны в 2008 году, что создало благоприятные условия для корейских экспортёров. Рост ускорился в 2010 году, после начала восстановления мировых рынков, являющихся потребителями южнокорейских товаров, в частности в первом квартале 2010 года прогноз годового прироста ВВП составил 5.2 %, а безработица снизилась с 4,4 % до 3,8 %.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F - cite_note-11
Экономическая политика Пак Чонхи
В 1961 году генерал Пак Чонхи сверг режим премьер-министра страны Чан Мёна. Главным направлением его действий в экономической сфере было превращение страны из отсталой аграрной в современную индустриальную. Начиная с его правления, экономика Южной Кореи переживала бурный рост. Администрация Пак Чонхи решила, что в экономическом развитии ключевую роль должно играть централизованное управление. Сложившаяся в результате мер правительства структура экономики включала элементы, как государственного капитализма, так и свободной торговли. Именно во время правления генерала Пака в стране появились чеболи -- крупные частные конгломераты, занимающиеся различной деятельностью. Так, правительство сохранило за собой право собственности на железные дороги, источники электроэнергии, водоснабжение, автодороги и порты.
Была проведена масштабная национализация. Вся банковская система перешла под контроль государства. Был проведен ряд мероприятий, призванных улучшить положение в аграрном секторе (в 1961 году крестьянство составляло 58 % населения). Так, правящая группировка освободила крестьян от выплат долгов по ростовщическим процентам, приняла программу стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличила процент выплат по банковским вкладам, что так же стимулировало приток в банки свободных средств и облегчило получение кредитов, были приняты и другие подобные меры. Главными экономическими целями правительства Пак Чонхи было усиление ключевых отраслей промышленности, уменьшение безработицы и разработка более эффективных управленческих методик. Были направлены меры на увеличение уровня экспорта, что означало усиление конкурентоспособности южнокорейских товаров и производительности труда. Ключевыми отраслями промышленности были признаны электроника, кораблестроение и автомобильная промышленность. Правительство всячески поощряло открытие новых производств в этих отраслях.
В результате этих мер рост промышленного производства составлял 25 % в год, причём в середине 70-х годов темпы увеличились до 45 % в год. Экономические планы
Начиная с 1960-х годов экономическая программа, страна стала базироваться на пятилетних экономических планах. Первый пятилетний экономический план (1962--1966) включал начальные шаги на пути построения эффективной промышленности. Был сделан акцент на развитие таких отраслей, как производство электроэнергии, минеральных удобрений, нефтехимическая промышленность, цементная промышленность. Второй пятилетний план (1967- 71) предполагал модернизацию промышленности и развитие, прежде всего отраслей, способных производить продукцию, до этого импортировавшуюся: производство стали, машиностроение, химическую промышленность. Третья пятилетка (1972-76) ознаменовалась бурным развитием экспортно-ориентированной экономики, прежде всего тяжёлой и химической промышленности, в том числе машиностроения, электроники, кораблестроения и нефтепереработки. В четвёртую пятилетку (1977-81) страна стала производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. Стратегические направления включали наукоёмкие высокотехнологичные отрасли: машиностроение, электронику и кораблестроение, химическую промышленность. В результате тяжёлая и химическая промышленность выросли на 51,8 % в 1981 году, доля экспорта в производстве увеличилась до 45,3 %. Пятая и шестая пятилетки снизили акцент на тяжёлой и химической промышленности и перенесли его на высокотехнологичное производство: электронику, полупроводниковую промышленность, информационные технологии. Седьмая пятилетка (1992-96) и последующие пятилетки продолжили это направление.
Политика в области производства
Главной проблемой, с которой столкнулось правительство Пак Чонхи в начале 1960-х годов, была повсеместная бедность населения. Необходимо было также увеличивать государственные резервы для того, чтобы стимулировать промышленный рост. Внутренние сбережения государства были весьма невелики. В результате правительство стало активно занимать деньги у других государств, а также создавать налоговые льготы для привлечения иностранного капитала в страну. Из всех быстроразвивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона -- Тайваня, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи -- только последняя финансировала свою экономику в основном при помощи внешних заимствований. В 1985 году внешний долг страны составил $46,8 млрд. Иностранные инвестиции шли главным образом из Японии и США.
Правительство смогло мобилизовать внутренний капитал страны с помощью гибкой системы поощрения капиталовложений, отличающейся для различных отраслей промышленности и их экспортного потенциала. Правительство также смогло реструктурировать многие отрасли промышленности, такие как военно-промышленный комплекс и строительство, часто стимулируя или ослабляя конкурентную борьбу.
Предприятия и компании
После формального окончания Корейской войны помощь иностранных государств стала самым значимым источником ресурсов для восстановления экономики. Большая часть того, что осталось от построенных японцами во время колониального правления заводов к середине 1950-х годов было либо разрушено войной, либо сильно устарело. Остальное перешло в частные руки. Именно в тот период в Южной Корее стали складываться большие промышленные конгломераты, позднее получившие название чеболей. Эти группы компаний, занимающихся торговлей, производством, оказанием услуг, и сейчас доминируют в южнокорейской экономике.
Возникновение чеболей благоприятно сказалось на увеличении объёмов экспорта из страны. В 1987 году доходы четырёх крупнейших чеболей составили $80,7 млрд., что составляло две трети валового национального продукта. В том же году группа компаний Samsung получила доходов на сумму $24 млрд., Hyundai -- $22,7 млрд., Daewoo -- $16 млрд., а Lucky-Goldstar (ныне известная как LG) -- $18 млрд. Доходы следующего по величине чеболя -- Sunkyong -- составили $7,3 млрд. На долю десяти крупнейших чеболей в том году пришлось 40 % всех банковских кредитов, 30 % всей промышленной добавочной стоимости страны и 66 % всего южнокорейского экспорта. В пяти крупнейших чеболях работало 8,5 % всех трудовых ресурсов
Бюджет страны
Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году бюджет предполагает рост номинального ВВП на 7,5 %. Уровень расходов увеличился на 5,9 % по сравнению с бюджетом 2005 года до 220 трлн. вон (около 230 млрд. долларов). Внешний долг предполагается удерживать на уровне около 30 % ВВП, однако уже в 2007 году планируется начать его снижение в процентном отношении. Налоговая нагрузка предполагается на уровне 20 %. В недавнее время этот показатель увеличился ввиду сокращения доходов. В течение периода 2005--2009 планируется удерживать этот показатель на том же уровне.
Акцент в расходной части бюджета сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаются в поддержке правительства. Планируется вложить больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены также расходы на оборону.
Ниже дана детализация расходной части бюджета по ключевым отраслям в 2005 году, в 2006 году и в 2009 году. Все цифры приведены в триллионах вон.
Отрасль |
Объём ассигнований (2005) |
Объём ассигнований (2006) |
Объём ассигнований (2009), план |
|
НИОКР |
7,8 |
8,9 |
11,1 |
|
Образование |
27,6 |
28,7 |
36,3 |
|
Здравоохранение, социальные программы |
49,6 |
56 |
70,5 |
|
Сельское хозяйство, рыболовство |
14,1 |
15,1 |
15,8 |
|
Промышленность, малый и средний бизнес |
11,9 |
12,4 |
13,4 |
|
Охрана окружающей среды |
3,6 |
3,8 |
4,9 |
|
Национальная оборона |
46,6 |
65 |
н/д |
|
Внешние сношения, расходы на объединение |
2 |
2,6 |
2,7 |
|
Культура, туризм |
2,6 |
2,9 |
3,3 |
|
Внутренняя безопасность |
9,4 |
10,2 |
11,7 |
Банковская система
Большая часть небанковских финансовых учреждений возникла в течение 1970-х годов с целью диверсификации финансовых ресурсов и стимуляции денежного обращения в стране, а также для привлечения инвестиций. Начиная с 1980-х годов, несколько коммерческих банков и небанковских финансовых организаций вовлечены в программу ускорения либерализации и интернационализации экономики. Специализированные банки начали создаваться в 60-х годах XX века. Главным образом они образовывались для поддержки ключевых секторов экономики (согласно пятилетним экономическим планам). Сейчас специализированные банки работают в основном с сельским хозяйством (National Agricultural Cooperative Federation), рыболовством (National Federation of Fisheries Cooperatives), внешней торговлей (Export-Import Bank of Korea), промышленностью (Industrial Bank of Korea) и пр.
Центральный банк Южной Кореи был основан 12 июня 1950 года. Главной его функцией является выпуск национальной валюты, определение монетаристской и кредитной политики, контроль за курсом иностранной валюты, исследование и сбор статистики о финансовой системе страны, регулирование деятельности частных банков. Банк Кореи осуществляет кредитование правительства и является проводником деятельности правительства в отношении банков страны. Все южнокорейские банки поддерживают свою кредитоспособность через Центробанк Кореи.
Инвестиции
В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. Южнокорейское правительство направляет усилия на привлечение иностранных инвестиций в страну. Самый свежий пример -- открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в Пхаджу, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны.Крупнейшие инвесторы в южнокорейскую экономику -- США, Япония и Великобритания. Ниже приведены объёмы прямых иностранных инвестиций по странам-инвесторам (млн. долларов США)
Год |
Всего |
США |
Япония |
Гонконг |
Германия |
Великобритания |
Франция |
Другие |
|
1980 |
143,1 |
70,6 |
42,5 |
0,5 |
8,6 |
2,3 |
18,6 |
||
1985 |
532,2 |
364.3 |
59,9 |
13,4 |
11,3 |
12,3 |
5,1 |
65,9 |
|
1990 |
802,6 |
317,5 |
235,9 |
3 |
62,3 |
44,8 |
22,4 |
116,6 |
|
1995 |
1 947,2 |
644,9 |
418,3 |
58, 0 |
44,6 |
86,7 |
35,2 |
659,5 |
|
1997 |
6 970,9 |
3 189,6 |
265,7 |
84,6 |
398,1 |
258,6 |
410,7 |
2363,6 |
|
2000 |
15 216,7 |
2 922 |
2 448,0 |
123,0 |
1&599,0 |
84,0 |
607,0 |
7 433,6 |
|
2002 |
9 101,0 |
4 500,0 |
1 403,0 |
234,0 |
284,0 |
115,0 |
111,0 |
2 454,0 |
|
2003 |
6 468,0 |
1 240,0 |
541,0 |
55,0 |
370,0 |
871,0 |
150,0 |
3241 |
|
2004 |
12 787,6 |
4 717,6 |
2 258,1 |
90,1 |
487,0 |
642,0 |
180,0 |
4 899,8 |
|
2005 |
11 563,5 |
2 689,8 |
1 787,8 |
819,7 |
704,8 |
2 307,8 |
85,2 |
3 168,4 |
Для того чтобы сделать экономику страны более привлекательной для иностранных инвестиций, правительство приняло ряд мер, среди которых следует отметить принятие нового нормативного документа -- «Акта об операциях в иностранной валюте» (англ. Foreign Exchange Transaction Act). Эти меры были разбиты на два этапа с расчётом на два года. Главные цели -- либерализация капитала и модернизация рынка обмена валюты. В мае 1998 года был упразднён потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. С 25 мая того же года иностранцы могут покупать доли в любой южнокорейской компании без разрешения совета директоров (за исключением компаний военно-промышленного комплекса и общественных объединений). Иностранцы могут приобретать до 50 % стоимости общественных объединений. В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат. Была упразднена процедура сертификации Центральный банком страны и упрощён документооборот при совершении финансовых сделок. Движение капитала стало более свободным.
Промышленность
За период с 1976 по 2006 годы средний рост валового национального продукта составил 9 %. Доля промышленного производства в экономике страны поднялась с 21,5 % в 1970 году до 28,9 % в 1997 году. Крупнейшими отраслями промышленности являются производство электроники, кораблестроение, автомобильная промышленность, строительство и текстильная промышленность.
Автомобильная промышленность
В Южной Корее автомобильная промышленность составляет 9,4 % всего объёма добавленной стоимости, 8,3 % всего экспорта и обеспечивает занятость 7,4 % всей рабочей силы страны.
Начало производству было положено в начале 1960-х годов, когда был принят первый пятилетний экономический план. С тех пор южнокорейская автомобильная промышленность стала одной из важнейших отраслей экономики, показывая высокие темпы роста. Сейчас Южная Корея -- пятый в мире производитель автомобилей (её доля составляет 5,4 % мирового производства). В стране пять основных предприятий, производящих автомобильную продукцию -- Hyundai Motor, Kia Motors, GM Daewoo Auto & Technology, SsangYong Motor Company и Renault Samsung Motors.
В 2002 году в стране было произведено более 3,1 млн. автомобилей, в том же году продажи на местном рынке составили 1,62 млн. автомобилей, что на 11,8 % больше, чем в 2001 году. Экспорт остался на прежнем уровне (1,5 млн. автомобилей).
В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн. автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн. автомобилей в год.
Машиностроение
В машиностроение, помимо судостроения и автомобилестроения можно включить производство двигателей и турбин, металлообрабатывающего инструмента, горнодобывающего и сельскохозяйственного оборудования, холодильного и химического оборудования и т. д..Машиностроение сильнее, чем остальные сектора экономики, пострадало от кризиса 1997 года. Производство и внутреннее потребление продукции отрасли в 1998 году сократилось почти вдвое, в основном это произошло из-за резкого оттока инвестиций и банкротства многих предприятий. В настоящее время отрасль ещё не до конца оправилась от последствий кризиса, однако в 1999 году объём производства составил 24,7 млн. долларов, что на 25,3 % выше, чем в предыдущем году. Сократился также и импорт -- за первый после кризисный год он упал на 53,4 %. В 2002 году объём производства находился на уровне 38 млрд долларов (в докризисном 1996 году -- 43 млрд долларов), при этом темпы роста в период между 2000 и 2002 годами составил в среднем 10 %. Объём импорта в 2002 году составил 21 млрд долларов (ежегодный прирост 18,2 %). Большая часть импорта приходилась на долю Японии -- 40 %. Объём экспорта в 2002 году составил 13 млрд. долларов (ежегодный прирост 8,3 %).
Металлургия
Южнокорейская металлургическая промышленность пережила кризис 1997 года относительно легко, достигнув предкризисного уровня производства уже в 1999 году. Производство необработанной стали выросло с 38,9 млн. тонн в 1996 году до 41 млн. тонн в 1999 году, в результате чего Южная Корея стала шестым в мире производителем стали. Доля металлургии в общей структуре экономики также повысилась, достигнув 7 % в 1998 году. Доля в добавленной стоимости повысилась до 5,9 %. Общий спрос на металлургическую продукцию рос на 11,7 % в год в период с 1996 по 1999 годы и на 6,9 % в период с 2000 по 2002 годы, достигнув уровня 53,8 млн. тонн в 2002 году. Внутренний спрос рос ещё более высокими темпами -- на 12,4 % в год с 1998 по 2002 годы. В 2002 году производство стали достигло 51,1 млн. тонн.
Энергетическая промышленность
Южная Корея -- относительно бедная полезными ископаемыми страна. Её энергетические ресурсы включают небольшие запасы каменного угля, урана и гидроресурсов. Производство электроэнергии в 2001 году составило 5 212 тыс. тонн в нефтяном эквиваленте (ТНЭ), что соответствует только 2,7 % потребляемой в стране энергии. Добыча каменного угля упала с 2 228 тыс. ТНЭ в 1995 году до 1 718 тыс. ТНЭ в 2001 году. Гидроэлектростанции и возобновляемые источники энергии в 2001 году дали энергии в 1 038 тыс. ТНЭ и 2 456 тыс. ТНЭ соответственно. Разработка урановых залежей в Южной Корее не производится. За последние три десятилетия потребление энергии в стране существенно выросло -- с 43,9 млн. ТНЭ в 1980 году до 198,4 млн. ТНЭ в 2001. Основной источник энергии -- нефть (51 % всей энергии в 2001 году). Южная Корея -- шестой в мире потребитель и четвёртый в мире импортёр нефти. В 2001 году было импортировано около 1,1 млрд баррелей, в основном из стран Ближнего Востока. Страна также является вторым в мире импортёром сжиженного природного газа и седьмой в мире импортёр природного газа вообще. Импортируется также и каменный уголь -- в основном из Китая и Австралии.
В 1978 году в стране был запущен первый атомный реактор, после чего атомная энергетика в стране начала быстро развиваться. Сейчас в стране 16 атомных электростанций. В 2001 году эти электростанции выработали 39 % всей электрической энергии. Ниже приведён список источник энергии в тыс. ТНЭ:
1980 |
1990 |
2001 |
||
Нефть |
26 830 |
50 175 |
100 385 |
|
Природный газ |
3 023 |
18 924 |
20 787 |
|
Каменный уголь |
13 199 |
24 385 |
45 711 |
|
Гидроэлектростанции |
496 |
1 590 |
1 038 |
|
Атомная энергия |
869 |
13 222 |
28 033 |
|
Другие |
2 517 |
797 |
2 130 |
|
Всего |
43 911 |
93 192 |
198 410 |
Правительство страны большое внимание уделяет развитию возобновляемых источников энергии. В 2001 году из них было произведено энергии в 2,45 млн. ТНЭ (1,2 % всего количества). Большая часть приходится на производство энергии из промышленных и бытовых отходов. В 2001 году в стране было 442 предприятия по производству энергии из отходов. Южное побережье страны подходит для нужд солнечной энергетики, с помощью которой в 2001 году было произведено 37,2 тыс. ТНЭ энергии. В том же году в стране было 40 ветряных электростанций общей мощностью 6,6 МВатт, производящих электричество по цене 0,1 доллар за кВатт.
Потребительская электроника и телекоммуникационное оборудование
Товары потребительской электроники (англ. Consumer electronics) делятся на три категории: аудиоустройства, видеоустройства и бытовые приборы. Видеоустройства включают устройства воспроизведения и записи видеоинформации (телевизоры, видеомагнитофоны, видео, фотокамеры и т. д.), аудиоустройства -- устройства для записи и воспроизведения аудиоинформации, а бытовая техника включает домашние устройства, такие как микроволновые печи, холодильники, стиральные машины и т. п. Телекоммуникационное оборудование -- это, прежде всего устройства для проводной и беспроводной связи -- роутеры, телефоны и т. д.
В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты как цифровые телевизоры, DVD, портативные цифровые аудио проигрыватели и т. д. Крупнейшие компании в отрасли -- LG, Samsung и Daewoo Electronics. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идёт на экспорт. Объём производства потребительской электроники составил 17,6 млрд. долларов в 2002 году, экспорт составил 11 млрд. долларов. Телекоммуникационное оборудование, производящееся южнокорейскими компаниями -- это, прежде всего, сотовые телефоны, хотя остальные сегменты также хорошо развиты. Это связано как с большим объёмом внутреннего рынка (который в 2002 году составил 27,9 млрд. долларов), так и высоким спросом на южнокорейскую продукцию за рубежом (объём экспорта в 2002 году составил 22,3 млрд. долларов). По данным Gartner, в июле -- сентябре 2004 года Samsung Electronics, продав 22,9 млн. мобильных телефонов, впервые опередила американскую компанию Motorola по числу проданных единиц, завоевав второе место (после финской Nokia), или 13,8 % всего мирового рынка терминалов.
Полупроводниковая промышленность
Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, полупроводники являются крупнейшей статьёй южнокорейского экспорта, составляя в нём 10 % (по состоянию на 2002 год). Полупроводниковая промышленность, особенно производство чипов памяти, сыграла ключевую роль в подъёме экономики страны после кризиса 1997 года. До сих пор Южная Корея является главным производителем чипов памяти в мире. Большая часть экспорта идёт в развитые страны: США, Японию, Евросоюз и страны Юго-Восточной Азии.
В период с 2000 по 2002 год южнокорейская полупроводниковая промышленность испытывала застой ввиду общемирового снижения спроса на полупроводниковую продукцию. Так, общее снижение объёма выпуска продукции в этот период составило около 10 млрд. долларов (с 28,5 млрд. до 18,2 млрд.), однако уже в 2002 году был зафиксирован рост на 8,2 % из-за увеличения спроса на некоторые виды микросхем, в частности на чипы памяти DRAM. Экспорт в том же году вырос до 16,6 млрд долларов, что на 16 % выше, чем в предыдущем 2001 году. Внутренний спрос на продукцию полупроводниковой промышленности вырос с 9 млрд. в 2001 до 9,7 млрд. в 2002 году (рост 7,7 %). Вырос также и объём импорта с 4,2 млрд. до 8,6 млрд. долларов. Особенностью южнокорейской полупроводниковой промышленности является то, что она в большой степени зависит от спроса на чипы памяти, доля которых в общем объёме производства составляет 80-90 % (в других развитых странах эта доля колеблется от 10 % до 30 %). Рынок оборудования для полупроводниковой промышленности Южной Кореи составил в 2002 году 1,9 млрд. долларов, однако только 15 % из этой цифры составляет внутреннее производство, остальное импортируется. Материалы для полупроводниковой промышленности включают маски для фотолитографии, кремниевые подложки микросхем, фоторезисты и т. д. Объём внутреннего рынка материалов в 2002 году составлял 1,7 млрд. долларов, половину этой суммы составил импорт из США и Японии. Зависимость от импорта полупроводниковых материалов в Южной Корее ниже, чем в Японии, однако выше, чем в США.
Сельское хозяйство и рыболовство
Климат Южной Кореи относится к муссонному типу с тёплым и влажным летом и относительно холодной и сухой зимой. До XX века основной продукцией сельского хозяйства страны был рис, однако сейчас номенклатура продукции существенно расширилась и включает многие виды фруктов, овощей, животноводческой продукции и продукции лесного хозяйства. Доля сельского хозяйства и лесной промышленности в 2001 году составляла 4 % валового национального дохода (англ. Gross National Income) страны, крестьянское население -- 4 миллионов человек (8,3 % всего населения). Хотя доля сельского хозяйства в экономике страны невелика, доля смежных отраслей, таких как производство минеральных удобрений, пищевая промышленность и т. п., составляет 14 % валового национального дохода. Вступление страны во Всемирную торговую организацию в 1995 году ускорило трансформацию и либерализацию сельскохозяйственного рынка, что привело к падению цен на продукцию. Правительству пришлось проводить политику протекционизма по отношению к национальным производителям.
Главный сельскохозяйственный продукт Южной Кореи -- рис: около 80 % южнокорейских ферм культивируют этот злак. Рис потребляется в основном внутри страны, так как неспособен конкурировать на внешнем рынке из-за своей высокой цены. В 2001 году рис выращивался на 1,08 млн. гектарах земли. Урожай составил 5,16 тонн на гектар. Производство других злаковых (прежде всего ячменя и пшеницы) составило в 2001 году 271 тыс. тонн. Сои и картофеля в том же году было произведено 140 тыс. тонн. В 2001 году на экспорт пошло 11,46 тыс. тонн персиков (в основном в США, Канаду, Тайвань и Индонезию), 3,73 тыс. тонн яблок (в основном на Тайвань, Сингапур и в Японию) и 4,66 тыс. тонн мандаринов.
Животноводство -- второй после риса сектор сельского хозяйства по величине дохода. В 2001 году поголовье крупного рогатого скота составляло 1 954 тыс. голов, поголовье свиней достигло 8,7 млн. голов, количество цыплят составляло 102 млн. Потребление животноводческой продукции в конце XX -- начале XXI века постоянно росло. Потребление говядины в 2001 году достигло 384,06 тыс. тонн, свинины -- 807,42 тыс. тонн, птицы -- 350,3 тыс. тонн.
Лесная промышленность начала развиваться в стране с 1960-х годов. Леса покрывают 6,4 млн. гектаров территории страны. Общий объём рынка в стране составлял в 2001 году 428 млн. кубометров, в том же году было импортировано бревна объёмом 7,1 млн. кубометров на сумму, объём импорта всех видов продукции лесной промышленности в денежном эквиваленте составил 1,7 млрд. долларов. Некоторые продукты, однако, идут на экспорт -- это, прежде всего, грибы и плоды каштана. В 2001 году объём экспорта составил 210 млн. долларов.
Рыболовство является важной частью южнокорейской экономики. В этом секторе работает около 140 тыс. человек. В стране насчитывается около 96 тысяч рыбопромысловых судов. Объём добычи в денежном эквиваленте составил 3,6 млрд. долларов в 2000 году. В прибрежных водах активнее всего идёт добыча сайды, сардин, скумбрии, анчоусов, камбалы, каракатиц и кальмаров. Морскую продукцию также выращивают в питомниках -- это, прежде всего моллюски. В подобных питомниках в 2000 году было выращено продукции на сумму 560 млн. долларов. Экспорт в 2000 году составил 1,5 млрд. долларов рыбы и рыбной продукции, а импорт -- 1,4 млрд. долларов. Главные потребители южнокорейской рыбной промышленности --Россия, Китай, Япония и США -- на долю этих стран приходится 70 % всего южнокорейского экспорта. Импортируются в страну в основном креветки, кальмары и сардины. 1 июля 1997 года Южная Корея приняла закон о снятии ограничений на импорт рыбной продукции. Таким образом, был открыт рынок для 390 видов рыбной продукции, перечисленной в специальном списке, составленном правительством страны. В то же время было смягчено экспортное регулирование, и приняты меры к увеличению экспорта свежей и мороженой камбалы, угря и некоторых других видов рыбы.
Сфера обслуживания
В сферу обслуживания входят страховые компании, предприятия общественного питания, подающие блюда корейской кухни, гостиницы, прачечные, сауны, медицинские спортивные учреждения, предприятия, работающие в сфере развлечений, розничной торговли и т. п.
В середине 1980-х годов больше всего работников в этом секторе экономики было занято в розничной продаже. Подавляющее большинство магазинов было небольшими лавками с ограниченным ассортиментом, чаще всего принадлежавшими одной семье. В 1986 году в стране было около 26 тысяч оптовых и 542 тысяч розничных пунктов продаж, а также 233 тысячи гостиниц и пунктов общественного питания, в которых работало в совокупности 1,7 млн. человек.
Сейчас сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, составляя две трети всего валового внутреннего продукта. В 2006 году был принят закон о консолидации рынка капитала (англ. Capital Market Consolidation Act) для либерализации сектора услуг и превращения страны в крупный финансовый узел Восточной Азии.
Телекоммуникации
Сегодня Южная Корея имеет одну из наиболее развитых систем телекоммуникаций в мире. В 2000 году, в рамках 15-летней программы электронного развития «КиберКорея-21», была построена расширенная сеть широкополосного доступа в Интернет, охватившая практически всю страну. Среди стран -- членов Организации экономического сотрудничества и развития по уровню проникновения широкополосного Интернета Южная Корея лидирует: по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики страны, он составляет 24,08 на 100 человек.
Транспорт
Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали. Общая длина железных дорог -- 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу иТэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен -- старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог -- 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи -- Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.
Туризм
В Южной Корее существуют хорошие возможности для развития туризма. Красивая природа, историческое наследие, горы и море делают её привлекательной для туристов. По праву самый популярный вид туризма в стране -- горный туризм. Около 70 % территории страны покрыты горами, в которых находится множество горнолыжных курортов. Общее число иностранных туристов, посетивших страну, возросло с 173 тысяч человек в 1970 году до 4 600 тысяч человек в 1999 году. Развитие туризма является естественным результатом экономического роста страны, однако важным фактором явилась также правильная политика целевых капиталовложений в развитие туристических объектов. Правительство приняло ряд законов о развитии туризма, в результате чего в течение десяти лет в конце XX века среднегодовой рост числа туристов составлял 5,57 %. Туристическая индустрия в конце XX века смещалась от американского континента в сторону азиатского региона. В 1970 году 32 % туристов составляли американцы, а второе место по числу посетивших Республику Корея принадлежало японцам. Однако к 1999 году число граждан Японии составило уже 46,9 % от общего числа туристов, а количество туристов из стран Северной и Южной Америки, в основном из США, сократилось до 10 %. С тех пор, как были установлены дипломатические отношения между Южной Кореей и Китаем, количество китайских туристов постоянно увеличивается. В 1999 году по числу туристов Китай занимал третье место. Растёт количество гостей, приезжающих в Республику Корея и из других стран Юго-Восточной Азии, включая Гонконг.
6-7 ноября 2006 года в Сеуле состоялась первая международная конференция по инвестициям в туризм, где обсуждались положение туризма и перспективы его развития в Восточной Азии. По данным Мировой туристической организации, в ближайшем будущем рост туристического рынка Восточной Азии превзойдёт рост рынка в любом другом регионе.
Трудовые ресурсы
В 2004 году на предприятиях Южной Кореи работало свыше 15 млн. наёмных работников, кроме того, насчитывалось 7,8 млн. самозанятого населения, из них 60 % -- в сфере услуг, 30 % -- в промышленности. Безработица в стране невысока -- при росте экономически активного населения с 8,230 млн. человек в 1963 году до 23,370 млн. человек в 2004 году, уровень безработицы долгие годы не превышал 2 %. Современная система социально-трудовых отношений была окончательно сформирована в 2004 году. С 27 декабря 2004 года вступил в силу Закон о пенсионном обеспечении (англ. Employee Retirement Benefit Security Act), который ввёл накопительную схему пенсионного страхования работников. В том же году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до этого шестидневной 44-часовой рабочей недели. Структура рабочей силы за последние десятилетия XX века существенно изменилась -- коэффициент суммарной рождаемости в стране крайне низок, велика проблема старения общества. Ввиду этого Южная Корея уже в 90-е годы столкнулась с нехваткой рабочих рук. Ожидается, что в XXI веке из-за старения населения и относительного уменьшения численности, работающих положение ещё больше усугубится.
До Олимпиады 1988 года иностранцев в стране было немного, невелика была и занятость иностранной рабочей силы. В последующие годы привлечение и использование иностранной рабочей силы в южнокорейской экономике стало расширяться. Она стала привлекаться на различные предприятия, в первую очередь для выполнения грязных, тяжёлых и опасных видов работ. В результате в 1993 году иностранные рабочие составляли уже около 25 % всех занятых на мелких и средних предприятиях. В период 90-х годов в связи с возникшим дефицитом рабочей силы отдельных отраслей промышленности Южная Корея стала во все большей мере превращаться в страну, импортирующую трудовые ресурсы. В качестве особенности миграции Южной Кореи экономисты также выделяют иммиграцию квалифицированной рабочей силы, так как на неё в стране предъявляется повышенный спрос.
Экономические связи Южной Кореи
Страны Запада
Торговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнерство, прежде всего с США и Европейским Союзом. США являются главным экономическим партнёром Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке -- стран-импортёров из США. Кроме того, Южная Корея является привлекательной страной для инвестиций со стороны американских компаний -- с 1996 по 2003 год США инвестировали в южнокорейскую экономику 20 млрд. долларов. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи и седьмым по величине экспортным рынком. Укреплявшиеся экономические связи между двумя странами, однако, сопровождались многочисленными разногласиями в торговой политике. Интенсивность этих споров значительно уменьшилась, начиная с конца 80-х -- начала 90-х годов XX века, в том числе и вследствие того, что Южная Корея провела ряд рыночных реформ в качестве компенсации за получение 58-миллиардного кредита от Международного валютного фонда после кризиса 1997 года. В начале XXI века обе страны стараются более мягко решать конфликтные ситуации. В этом немалую роль сыграли двусторонние торговые соглашения, сделанные в начале 2001 года. Примерно в то же время была подписана серия торговых соглашений между Южной Кореей и странами Евросоюза, что подстегнуло рост товарооборота между двумя регионами. Объём торговли составил 46 млрд. евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор нерешёнными остаются некоторые вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного обмена в сфере науки и наукоёмких технологий (как известно, Южная Корея тратит 3 % своего валового внутреннего продукта на научные исследования). В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и технической сфере. Южная Корея также участвует в некоторых глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.