logo
Географические открытия, знания и представления в Древнем Китае

1. Историческая справка

Китай с древних времен славился своими открытиями в области естествоиспытания, что послужило стимулом к развитию картографии и написанию значимых литературных трудов в этом направлении. Уже в IX- VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения, целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.

Наиболее ранние из известных географических заметок в Китае датируются V веком до н. э., в начале периода Сражающихся царств (481- 221 гг. до н. э.). Это была глава «Юй Гун» книги Шу-Цзин, в которой описывались традиционные 9 провинций, тип их почвы, производимые продукты и товары, взимаемая с них дань, их специализация, сельскохозяйственные системы, а также различные реки и озёра, расположенные на их территории. Земли, вошедшие в это описание, располагались у реки Хуанхэ, в нижнем течении Янцзы, равнина между ними с Шаньдунским полуостровом, а также области к западу от северных частей рек Ханьшуй и Вэй.

В древних географических трактатах, которые сильно повлияли впоследствии на более поздних китайских географов и картографов, используется мифическая фигура Великого Юя, описывающего известные земли. Кроме этой личности, других элементов мифологии, легенд или фантазий в этих работах не встречается. Хотя китайская картография во времена Геродота и Страбона была менее точна и системна, но начиная с III и до XIII века методика ведения географических документов стала более совершенной, нежели в Европе.

Самые ранние из сохранившихся в настоящее время китайских карт датируются IV веком до н. э. были сделаны в древнем царстве Цинь. Первое известное употребление геометрической сетки и градуированной шкалы встречается в записях картографа Пэй Сю (224- 271). Начиная с I века нашей эры официальные китайские тексты содержали географические разделы, которые зачастую были огромными списками названий мест и административных делений, контролируемых правящей династией, описаний горных хребтов, речных систем, налогооблагаемой продукции и т. д. Древний китайский историк Бан Гу (32-92) начал традицию создавать географические справочники, которая была популярной в периоды Южных и Северных Династий и династии Суй. Местные справочники содержали большой объём географической информации, хотя их создатели не были профессионалами.

C V века китайские географические документы начинают содержать всё больше конкретной информации и меньше мифической составляющей. В годы правления династии Хань (202 год до н. э.- 203 год н. э.) под редакцией принца Лю Ан была создана книга Хуайнаньцзы (Книга правителей Хуайнаня, завершена в 139 году), четвёртая глава которой содержала общие систематические сведения о топографии и иллюстрации в виде карт. В книге Чана Чу «Хуа-Ян-Го-Чи» (Историческая география Сычуаня), написанной в 347 году были описаны не только реки, торговые пути и различные народы, но и упоминалась карта Сычуаня, которая была составлена ещё в 150 году. Написанный в эпоху Троецарствия труд Шуй-Цзын (Классика водных путей), авторство которого точно установлено, но часто приписывается Го Пу, содержал описание 137 рек, расположенных в разных частях Китая. В VI веке этот труд был расширен в несколько десятков раз географом Ли Даоюань и получил название Шуй-Цзын-Чжу (Классика водных путей с комментариями).

В более поздние периоды династий Сун (960 - 1279) и Мин (1368 - 1644) появилось гораздо больше систематической и профессиональной географической литературы. Поэт, учёный и чиновник династии Сун Фан Чэнда (1126 - 1193) написал географический трактат под названием Гуй-Хай-Юй-Хен-Чи, в котором он дал топографическую, сельскохозяйственную и экономическую характеристику каждого региона на юге Китая. Китайский учёный Шэнь Ко (1031 - 1095) посвятил значительную часть своих работ географии, а также гипотезе о процессе формирования ландшафта, основываясь на найденных на суше окаменелостях морских животных и выкопанных из-под земли окаменелостях бамбука в местах, где сам бамбук расти не мог. Географ династии Юань (XIV век) На-синь написал трактат по археологической топографии регионов к северу от Хуанхэ под названием «Хэ-Шо-Фан-Гу-Цзи». Географ династии Мин Сюй Сякэ (1587 - 1641) прошёл по китайским провинциям и создал обширную работу по географии и топографии мест, в которых побывал. В своей работе Сюй приводит различные детали путешествия, систематически подходя к измерениям, из-за чего его трактат похож больше на отчёт исследователя XX века, чем на описание учёного XVII века.

Китайцы также занимались сбором географической информации зарубежных регионов. Несмотря на то, что первые документы, описывающие цивилизации Ближнего Востока, Индии и Центральной Азии, появились ещё во II веке до н. э. после путешествия Чжан Цяня, адекватная информация о топографии и географии этих регионов появилась гораздо позже. Дипломат династии Тан (618 - 907 гг н. э.) Ван Сюань-цэ в VII веке путешествовал в Магадху (северо-восточная часть современной Индии), после чего написал книгу «Иллюстрированные особенности центральной Индии», которая содержала массу географических данных. Такие китайские географы как Цзя Дань (730 - 805) также описывали свои заграничные походы. В своей работе Цзя Дань описывает морской путь ко входу в Персидский залив, где средневековые иранцы (которых он называл народом страны Ло-Хэ-И, то есть Персии) воздвигли в море декоративные колонны, служащие маяками. Подтверждая свидетельства Цзя о маяках, арабские писатели Аль-Масуди и Аль-Мукаддаси век спустя писали о подобных структурах в Персидском заливе. В период династии Сун посол Сюй Цзин описал в 1124 году своё путешествие в Корею в книге «Иллюстрированная история посольства в Корею в период правления Сюань-Хэ». География средневековой Камбоджи (Кхмерской империи) описана в книге «Записки об обычаях Камбоджи», которая была написана Чжоу Дагуанем в 1297 году.

В древности территория Китая была мало похожа на современную. Ее покрывали девственные леса и болота, питавшиеся реками, разливавшимися в половодье, обширные озера, непроходимые солонцы, и только на плоскогорьях расстилались луга и степи.

На востоке между низовьями Хуанхэ (Желтой реки) и Янцзы тянулась цепь зыбучих почв. Современная провинция Хэбэй была огромной дельтой, носившей название «Девятиречье». Дальше от морского берега простирались широкие озера и болота, а реки И и Хуай пропадали в заболоченной долине нижнего течения Янцзы. Буйная растительность покрывала весь бассейн реки Вэйхэ; там росли величественные дубы, всюду виднелись группы кипарисов и сосен. В лесах жили тигры, ирбисы, желтые леопарды, медведи, буйволы, кабаны; вечно выли шакалы и волки.

Борьба с реками испокон веков занимала большое место в жизни китайского народа. В сухое время года они сильно мелели, но стоило пройти дождям в горах, как они вздувались и выходили из берегов. Разлившись, реки теряли скорость течения и откладывали наносы. Одна часть древних насельников Северного Китая ушла от бушевавших вод в горы, где поддерживала свою жизнь охотой, другая же часть вступила в решительную борьбу со стихией рек - это были предки китайцев. Трудолюбивые китайские земледельцы с глубокой древности стали сооружать дамбы, чтобы спасти свою жизнь и свои поля от наводнений. «На территории Китая издавна жили племена с различной культурой, имевшие различных предков. На землях, где они обитали, каждое племя в борьбе с силами природы развивало свою собственную культуру». Эти племена нередко боролись друг с другом. Согласно китайской исторической традиции, уже первая из китайских династий, полулегендарная Ся, вступила в борьбу с другими племенами, населявшими территорию Китая в III тысячелетии до н.э. Эти племена назывались жуны и ди. Они населяли лесистые горы, тогда как предкам китайцев достались низины. Севернее, в сухих степях, жили племена хунь-юй. Из легенд известно, что в 2600 г. до н.э. «Желтый император» предпринял против них поход. Но главными противниками Ся были не они, а жуны и ди. В китайском фольклоре сохранились отголоски борьбы «черноголовых» предков китайцев с «рыжеволосыми дьяволами». Китайцы выиграли тысячелетнюю войну. Они оттеснили «варваров» в горы, степи и даже южные джунгли, но эта победа не была окончательной. Несмотря на успехи, царство Ся владело лишь областью Хэнань и юго-западной частью Шаньси; именно здесь было сосредоточено ядро будущего китайского народа.

В 1764 г. до н.э. в Китае в результате переворота вместо династии Ся утвердилась династия Шан, при которой сложились основы древнекитайской цивилизации, и оформился древнекитайский народ.

Шан-Инь - это первая вполне историческая династия Китая. С нею связано возникновение первого китайского государства. Многочисленные раскопки восстанавливают картину ее культуры, но политическая история по-прежнему темна. Ясно, что Шан было уже настоящее рабовладельческое государство с наследственной властью и аристократией. Важнейшим культурным достижением этой эпохи было изобретение иероглифической письменности, которое сыграло чрезвычайно важную роль в дальнейшей истории Китая. Развивалась торговля не только с лежащими к северу от Хуанхэ Хэбэем, торговые связи доходили через северо-восток Китая до Байкала и берегов Ангары. Конечно, туда попадали только товары, а не сами китайцы, которые обычно производили обмен с помощью племен-посредников. В Сибирь отправляли металл: олово, бронзу, а из Сибири - зеленый и белый нефрит, драгоценные меха и, возможно, рабов. Так складывался дальневосточный очаг культуры.