logo
Экологические проблемы и экологическая политика Японии

3. Проводимая экологическая политика Японии

Японцы научились уважать природу, и беречь ее, миниатюзировать технику и технологию и относится к ним как к средствам, помогающим выжить. Борьба за выживание при вечной угрозе наступления тяжёлых времен и стихийных бедствий, стремление произвести товары при минимуме сырья - все это стало для японцев образом жизни, и поэтому пустые траты считаются позором, чуть ли не преступлением. В 1989 году, когда Япония была полностью изолирована, ей приходилось преодолевать любые бедствия собственными средствами, был голод, землетрясения и пожары, многим пришлось начинать все с нуля. Можно прямо сказать, что японцы стали мастерами по борьбе с кризисами.

В Японии остро стоит проблема охраны природы от ущерба, наносимого деятельностью человека. Особую актуальность представляет борьба против ухудшения состояния окружающей среды в результате загрязнения земли, водоёмов и атмосферы производственными и бытовыми отходами, а также распространения шума, вибрации и т. д. Среди жителей наиболее экологически неблагоприятных районов получили распространение специфические заболевания, вызванные загрязнением окружающей среды. Под давлением общественности японское правительство было вынуждено принять неотложные меры по улучшению экологической обстановки. Природоохранное законодательство этой страны ныне включает основной закон об охране окружающей среды. Была создана целая система природоохранных органов во главе с управлением по вопросам окружающей среды. Большое внимание было уделено научно-техническому обеспечению охраны окружающей среды. В японском машиностроение сложилась под отрасль по производству очистного оборудования и средств контроля за состоянием окружающей среды. Осуществление природоохранных мероприятий и структурная перестройка японской экономики способствовали тому, что многие традиционные экологические проблемы в настоящее время решены. В тоже время возросла опасность для окружающей среды таких явлений, связанных с развитием НТП (научно-технического прогресса), как электронное излучение, загрязнение радиоактивными или редкими химическими элементами и их соединениями, возможность появления новых биологических видов в результате генетических манипуляций и т. д. Вторым направлением природоохранной деятельности являются мероприятия, направленные на сохранение ценных природных объектов, флоры и фауны. К их числу относится регулярное, раз в 5 лет, проведение обследований состояния природы, создание охраняемых территорий - природных парков.

Современная Япония является одним из мировых лидеров в разработке новых экологически чистых технологий. Гибридные автомобили Honda и Toyota имеют высокую топливную экономичность и низкие выбросы. Это связано с передовой технологией в гибридных системах, биотопливом, использованием более лёгкого материала и лучшей техники.

Япония рассматривает также вопросы, связанные с изменением климата и глобальным потеплением. Как страна, подписавшая Киотский протокол, Япония приняла обязательства по сокращению выбросов двуокиси углерода и другие меры предупреждения, связанные с изменением климата. Выполняя свои обязательства по Киотскому протоколу, Япония готовится сильно сократить выбросы парниковых газов.

Природоохранная политика Японии по своей сути напоминает, политику западноевропейских стран. Среди эффективных черт японской природоохранной политики следует назвать:

* инициативы местных органов власти в сфере охраны окружающей

среды, активно поддерживаемые населением;

* разработку и широкое применение новых, экологически чистых

технологий благодаря привлечению частного бизнеса;

* четко функционирующую государственную систему экологического регулирования, сформированную под воздействием общественного экологического движения 60-70-х годов (движение экологического протеста

было связано с заболеваниями, вызванными загрязнением окружающей среды: «болезнью Минамата» (отравление метаном и ртутью), болезнью «итай-итай» (отравление кадмием), астмой Ехати (астма вследствие загрязнения воздуха, вызванного деятельностью нефтехимического комбината)).

Последний фактор стимулировал возникновение природоохранного законодательства Японии. Начиная с конца 60-х годов была принята целая серия нормативных актов, среди которых Закон об охране окружающей среды, Основной закон о контроле за загрязнением, закон об охране воздушного бассейна, закон об охране водных ресурсов и др. В 1971 году в Японии было создано Управление по охране окружающей среды, призванное обеспечить координацию деятельности различных министерств в экологической сфере, однако на практике его функции достаточно скромные.

Префектуры Японии имеют свои законы по охране окружающей среды и собственные экологические программы. Заслугой местных органов самоуправления в решении экологических проблем стало заключение добровольных соглашений с компаниями о контроле за загрязнением. В Японии, как и в большинстве стран Запада, в контроле за состоянием окружающей среды активно задействованы (наряду с центральными и местными органами власти) многочисленные подразделения, созданные в промышленных компаниях.

В Японии имеются стандарты, которые трудно встретить за ее пределами. Стандарт озеленения определяет количество зеленых насаждений на осваиваемой территории. Существует шкала индексов озеленения территории.

Существует стандарт на сохранение в городе старых заповедных территорий естественной природы и памятников старины. В Японии имеются также порядок классификации архитектурных памятников и целая система регламентов, связанных с их охраной, реставрацией и эксплуатацией.

Стандарт воздействия на экосистемы в отличие от физико-химических стандартов загрязнения воды, воздуха, почвы позволяет интегративно оценить качество среды (качество водоемов пресной воды классифицируется в зависимости от того, какая рыба там живет).

Экологическую экспертизу проходят проекты даже небольших предприятий и социальных объектов. В экспертизе обязательно участвует и само население. Можно выделить три наиболее ценных момента в японском варианте экологической экспертизы: стандартизация работ по экспертизе; их компьютеризация; достижение широкого участия общественности в обсуждении проекта и контроле за природной средой в регионе. Последнее возможно после наделения местных органов власти достаточными правами.

В Японии существует система строжайшего контроля за выполнением стандартов. Важное место в организации контроля за состоянием окружающей среды занимает автоматизированная система мониторинга. Уже в 1970 г. в Японии насчитывалось 10700 постоянных и временных служб мониторинга, в том числе примерно 4300 станций наблюдения за качеством воды, 2300 станций наблюдения за качеством воздуха (уровней окислов серы и азота, взвешенных частиц и окиси углерода) и 9100 станций, измеряющих уровни шума и вибрации. Не найдено пока радикальных способов устранения таких неприятных последствий технического прогресса, как постоянные шумы транспортных средств и предприятий, а также шумы, создаваемые находящимися в индивидуальном пользовании населения музыкальными инструментами, телевизорами, радиоприемниками.

Самое серьезное внимание в Японии уделяют неприятным запахам, источниками которых являются животноводческие фермы (26%), индустрия сервиса (21 %), промышленные предприятия (13%), хозяйство соседей (10%), канализация (7%). После введения стандартов количество выбросов легковыми автомобилями снизилось в 1975 г. по окиси углерода - в 20 раз, по углеводородам и окиси азота - в 12, по серному ангидриду - в 5 раз [18].

Формирование природоохранного механизма Японии тесно связано с принципом «загрязнитель платит», в результате чего промышленные предприятия были вынуждены разрабатывать технологии по контролю за экологической обстановкой. В случае несоблюдения экологических стандартов было предусмотрено привлечение к уголовной ответственности. Загрязнитель также в соответствии с Законом о компенсации ущерба для здоровья в связи с экологическим загрязнением должен оплачивать пострадавшему населению лечение специфических заболеваний.

В последнее время в проведении экологической политики Япония сочетает административные и экономические методы регулирования. К административным мерам относятся:

*введение стандартов качества продукции и окружающей среды;

*экологическая экспертиза;

*соглашения между местными органами власти и предприятиями о контроле

*за загрязнением;

*система арбитража экологических конфликтов.

Следует также отметить, что в Японии одни из самых строгих в мире нормативов по загрязнению атмосферы, превосходящие в 2-3 раза аналогичные параметры в других странах. Экономические меры включают: платежи за природные ресурсы (они идут на финансирование экологических проектов); налоги на источники выбросов серы, налоги на потребителей бензина, повышен налог на покупку земель в окрестностях городов и др. С другой стороны, поощряются предприятия, использующие экологически чистые технологии.

Япония не считает неизбежным противоречие между экологическим регулированием и экономическим ростом. Страна использует эколого-технологический подход к обеспечению экологически безопасного развития - так называемое «спасение с помощью науки», активно финансируемой государством.

С середины 90-х годов Япония активно присоединилась к международному экологическому сотрудничеству подписанием соглашений по сохранению озонового слоя Земли и Конвенции по климатическим изменениям, финансированием отдельных экологических проектов развивающихся стран и др. В то же время требует корректировки позиция Японии относительно снижения выбросов углекислого газа, учитывая, что страна принадлежит к первой пятерке стран, ответственных за потепление климата.

По словам премьер-министра, ядерный кризис в Японии медленно стабилизируется и теперь страна должна сосредоточиться на восстановлении повреждений, нанесённых разрушительными землетрясением и цунами, которые обрушились на северо-восточное побережье.

Согласно новым данным, впервые дни кризиса в воздух было выброшено больше радиоактивных веществ, чем предполагалось ранее.

япония экологический охрана