3 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ИСПАНИИ
Испания -- индустриально-аграрная страна, которая, однако, по уровню своего хозяйственного развития уступает высокоразвитым в экономическом отношении государствам Европы. Но ускорение темпов роста в последние 25--30лет позволяет говорить об испанском «экономическом чуде»: макроэкономические показатели выросли в 5--6 раз. Сейчас факторами роста испанской экономики являются низкие процентные ставки и растущая занятость.
Структура испанской экономики соответствует развитой индустриальной стране, причем на сектор услуг, наряду с промышленностью, приходится основной вклад во внутренний валовой продукт. Эти два сектора составляют почти 90% ВВП. Доля сельского хозяйства существенно снизилась в результате интенсивного экономического роста и в настоящее время составляет менее 4% от общего объема ВВП.
На долю машиностроения в Испании приходится около 40% рабочих мест и 30% прямых иностранных инвестиций. Испанское автомобилестроение занимает 4-е место в Европе (свыше 3 млн автомобилей в год). Оно находится под контролем иностранного капитала: 40% продукции выпускают французские компании «Citroen» и «Talbo», американские «Ford Motor» и «General Motors». Главная испанская автомобильная фирма «Ceat» -- филиал германского концерна «Volkswagen». Автомобили занимают 1-е место в испанском экспорте.
Главной движущей силой промышленного развития является сектор телекоммуникаций и информационных технологий (8% ВВП). По стоимости своей продукции он занимает 1-е место в экономике страны.
Химическая промышленность в Испании выходит сейчас на второе место. Объем синтетических смол, волокон, пластмассы и другой продукции органического синтеза в последнее время значительно увеличился.
Крупнейшие фирмы на испанском рынке -- национальные «Encpetrol», «Rio-Tinto» и «Exilosivos», американские «Texaco», «Chevron» и «Dow-Chemical», германские «BASF» и «Bayer», французские «Michelin» и «Rhone-Poulenc».
В Испании развитая обувная и пищевая (3-е место в стране по стоимости продукции) промышленность. Выделяется производство вина (центры производства качественных вин -- Малага и Херес-де-ла-Фронтера), оливкового масла и плодоовощных консервов.
В сельском хозяйстве преобладает «средиземноморский тип хозяйства» -- главную роль играет растениеводство. Испания занимает одно из первых мест в мире по выращиванию оливок, помидоров, косточковых культур, винограда и цитрусовых. Страна является крупным производителем апельсинов (1-е место в Европе), бахчевых культур (в основном дынь). Но собственного зерна не хватает. Импорт пшеницы составляет 45% объемов национального производства. Мясо и молоко в Испании импортируют, так как на долю животноводства приходится всего 40 процентов стоимости сельхозпродукции страны. Относительно неплохо развито птицеводство (ежегодное производство мяса птицы -- около 1 млн т). Испания входит в первую десятку стран мира по вылову и переработке морской рыбы.
Важную роль в экономике страны играют транспорт и связь. Протяженность автомобильных дорог составляет 664 тыс. км, железных дорог -- 14 тыс. км. Испания и Португалия договорились о строительстве 4 веток общей скоростной железной дороги, которая соединит ключевые пункты обеих стран. Морской торговый флот (примерно 500 судов) перевозит 80% импортных и 70% экспортных грузов.
Туризм -- важный элемент экономики Испании. Он обеспечивает 1,6 млн. рабочих мест, стимулирует строительство, частично покрывает дефицит внешней торговли. Испания ежегодно принимает 50--63 млн. иностранных туристов, лишь немного отставая от США и Франции.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ
- 1.1 Экономико-географическое положение Испании
- 1.2 Показатели участия страны в МРТ
- 1.3 Классификация Испании
- 2 ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
- 3 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ИСПАНИИ
- 4 Участие Испании в международном движении капитала
- 4.1 Инвестиции
- 4.2 Миграционные процессы
- 5 Участие Испании в интеграционных группировках и международных экономических организациях
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ