Экономико-географическая характеристика города Кронштадт

доклад

История города

Кронштамдт (от нем. Krone - корона и Stadt - город) - город-порт в России, расположенный на острове Котлине и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. Является единственным муниципальным образованием Кронштамдтского райомна города федерального значения Санкт-Петербурга.

Комтлин (фин. Retusaari, Ретусаари, швед. Reitskдr, Рейтшер) - остров в Финском заливе Балтийского моря, в 30км западнее центра Санкт-Петербурга. Длина острова - около 12км, максимальная ширина менее 3 км, площадь около 16 кв. км. Остров соединён с материковой частью автодорогой, проходящей по комплексу защитных сооружений от наводнений. На острове располагается часть города Кронштадта. Возле Котлина проходят два судоходных фарватера из Финского залива в Невскую губу: южный и северный. Остров был частью великих торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», и в последующее время - прибывавшие купцы дожидались на острове лоцманов из Новгорода, которые проводили торговые караваны через Неву и Волхов до Ильменя. Существует легенда, согласно которой шведы при высадке на остров русских поспешно бежали, оставив на костре котелок. Этот легендарный котелок изображён на гербе Кронштадта. От слова «котёл», якобы, и происходит название Котлин. На самом же деле, Котлин назвали так, потому что даже на старых картах было видно, что горловина Финского залива восточнее острова похожа на котёл.

С 1323 года по Ореховскому мирному договору остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, служил границей между Новгородской землёй, а затем Россией - с одной стороны и Швецией - с другой. 27 февраля (9 марта) 1617 года по Столбовскому мирному договору остров отошёл к шведам.

На островке, отсыпаном на отмели к югу от острова Котлин Петром I в 1703 был заложен форт Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи - Санкт-Петербург. Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму 1703-1704 года острове, на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин - на краю фарватера со стороны материка. Для возведения форта на льду из хвойных пород дерева сколачивались ряжи, вокруг них прорубались проруби (майны), после чего заполнявшиеся камнями ряжи опускались под своей тяжестью на дно, создавая основу для насыпи. Возведя затем на острове и на берегу по форту, Пётр создал надёжный заслон.

7 (18) мая 1704 года крепость была освящена и названа Кроншлот (нидерл. Kronslot - коронный замок). Этот день и считается датой основания города Кронштадта, а архитектором крепости является Доменико Трезини. Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

В 1706 году крепость дополнена Александр - Шанцем в западной оконечности острова. В Кронштадт на постоянное место жительство переселяли дворян, купцов с семьями и многочисленных работных людей. В это время были возведены трёхэтажный дворец Петра I (сгорел в конце XVIII века) и Итальянский дворец А. Д. Меньшиковаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%EE%ED%F8%F2%E0%E4%F2 - cite_note-.D0.A1.D0.9F.D0.B1_.D0.AD.D0.BD.D1.86.D0.B8.D0.BA.D0.BB.D0.BE.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D1.8F-6.

С 1720-х Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота. В 1722 году сооружен форт-остров «Цитадель». В 1723-1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши.

18 октября 1723 - на острове Котлин Петром I заложена крепость КРОНШТАДТ, главная база Балтийского флота. Кронштамдт - город-порт в России, расположенный на острове Котлине и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе.

В 1724г. под руководством капитан - командора Эдуарда Лейна в основном завершены работы по созданию Купеческой, Итальянской, Средней, Лесной, Военной гаваней, береговых стенок с укреплениями, орудиями, складами, мастерскими, жилыми домами. Россия впервые стала обладать первоклассным торговым и военным портом.

В октябре 1751г. под руководством инженер - генерал - майора И.Л. Любераса закончено окончательно строительство доковой системы «Док-канал, Док, Доковый овраг с кюветом для спуска воды из канала и дока, Доковый бассейн для приема доковых вод и последующей ее откачки насосами, приводимыми в действие ветряными мельницами. Длина всей системы 2,2 км.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С.И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780-1790-х годах по проектам архитекторов М.Н. Ветошникова, В.И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Значительная часть построек Кронштадта, порта и крепости была разрушена в результате наводнения 1824 года. Для руководства работами по восстановлению города был создан Комитет об устройстве Кронштадта. В результате деятельности Комитета были сооружены Гостиный двор (1833-1835), комплекс военно-морского госпиталя (1830-1840-е), арсенал (1832-1836) и другие. В 1858 году завершено строительство Пароходного завода (теперь Кронштадтский морской завод.

В 1869г. изобретатель, служащий Кронштадтского военного порта И.Ф.Александровский разработал и представил первый в мире проект самодвижущейся мины (торпеды), по которому были изготовлены два образца. Свои изобретения автор описал в трудах: «Краткий отчет об опытах подводной лодки» (1878) и «Подводное плавание и его применение к военным действиям» (1888) и др. В сентябре 1869г. Главный строитель Кронштадтской крепости инженер-генерал-майор Константин Яковлевич Зверев по разрешению инженер-генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена распорядился покрыть природным асфальтом полы в жилых казематах и в помещениях для хранения снарядов и зарядов на 4-м и 6-м северных фортах. Это было первое удачное применение асфальта в России. После этого опыта в 1870г. инженер-капитан Жданович выполнил асфальтирование тротуаров на нескольких улицах Петербурга, а также во внутренних дворах и подвалах Зимнего дворца и в царских конюшнях. В 1861-1888 годах Кронштадтская крепость была перестроена по проекту военного инженера Э.И. Тотлебена. Крепость была перевооружена нарезной артиллерией. С момента своего возникновения город-крепость получил регулярный план, представленный сеткой пересекающихся под прямыми углами улиц. Современная топонимика в названиях многих улиц сохранила следы идеологии периода «строительства коммунизма», что нашло своё выражение в исчезновении ряда исторических названий. А некоторые новые названия не выдержали испытания на свою историческую значимость.

Делись добром ;)