Экономико-географическая характеристика города Кронштадт

доклад

Достопримечательности

Морской собор святителя Николая Чудотворца - православный собор. Находится в Кронштадте, построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.

Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В.А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.

1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей. Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года. Окончательно храм был закрыт 14 октября 1929 года.

19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия в Свято-Никольском Морском соборе г. Кронштадта. 20 ноября 2010 года Патриарх Кирилл впервые совершил Божественную литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте. Богослужение транслировалось по телевидению Санкт-Петербурга. 19 апреля 2012 г. Патриарх Кирилл в присутствии президента РФ Д. А. Медведева совершил чин малого освящения Морского собора Святителя Николая. Реставрационные работы в соборе велись до весны 2013 года, предполагалось, что при этом по выходным и праздникам будут проводиться службы. 28 мая 2013 г. состоялось великое освящение собора, однако в июне ещё сохранялись проблемы с доступом в храм, вызванные неясным юридическим статусом здания.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель - протоиерей Святослав Викторович Мельник.

Собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные - с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды - электрощиты, ступени, надгробия и пр.

Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина - 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала - 24 метра; пролеты главных арок - 23 метра. Высота до основания главного купола - 52 метра; диаметр купола - 26,7 м; внешняя высота с крестом - 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В.А. Фролова:

Дамба

Военное преимущество Котлина было неоспоримым еще со времен Петра I, однако такое географическое положение обернулось значительными бытовыми проблемами. Только во времена правления Петра I здесь произошло 9 серьезных наводнений. По указанию царя стали рыть новые каналы, полагая, что они примут переизбыток воды. Однако эти меры оказались бесполезными, причиной наводнений была не невская вода, а различные процессы (метеорологические и гидрологические), происходящие в Балтийском море. Именно бушующая морская стихия вынуждала Неву поворачивать воды вспять. Из-за этих процессов и возникали кратковременные, но сильные подъемы воды. Причем от наводнений страдал не только Кронштадт, но и сам Санкт-Петербург.

7 ноября 1824 года случилось серьезное бедствие, названное впоследствии «невским наводнением». Оно имело катастрофические последствия и за свою беспрецедентность было увековечено в поэме «Медный всадник». После этого властям пришлось серьезно задуматься о сохранности острова и защите города от природных катаклизмов такой разрушительной силы. Архитектор Модюи и Совет путей сообщения, назначенные для поиска наилучшего варианта защиты Кронштадта, долго думали над проблемой, однако так и не пришли к единому мнению.

Аналогичное катастрофическое наводнение произошло уже в советское время, в 1924 году. Тогда была создана ведомственная комиссия, занимающаяся изучением наводнений и продумывающая способы защиты города от них. При разработке Генерального плана после Великой Отечественной войны вновь возникла потребность в созыве такой комиссии. В результате долгих споров было принято решение о возведении дамбы, которая была призвана защищать город от воздействия непокорных вод Балтийского моря. В 1979 году строительство было заморожено и возобновилось лишь в 2000 годах. В настоящее время многокилометровая Кронштадтская дамба соединяет остров Котлин с Санкт-Петербургом. В ветреную погоду необычно, строго и привлекательно выглядит контраст между Невской бухтой со спокойными водами и неистовым буйством волн Финского залива.

Комплекс гидротехнических сооружений и дамб являет собой впечатляющее зрелище. Общая длина дамбы составляет более 25 километров. Относительно недавно здесь была достроена и южная ветка. И сооружение в целом, и каждая его составляющая в отдельности необычны и интересны по-своему. Вдоль дамбы протянулось множество старых фортов. Здесь собираются туристы, рыбаки и просто отдыхающие, желающие загореть, понежиться на песке и полюбоваться чистой водой. Любители порыбачить уже давно освоили здешние места. В районе дамбы водится разная рыба: окунь, плотва, судак, балтийская корюшка, реже щука. Опытные рыболовы знают, что успех рыбалки и хороший клев напрямую зависят от многих факторов, таких, например, как направление ветра. Но даже если итог рыбалки оказался не совсем таким, какой вы бы хотели, все же день, проведенный здесь, способен обеспечить массу приятных впечатлений.

Якорная площадь - центральная площадь в городе Кронштадте.

Якорная площадь берёт от существовавшего здесь в 1754-1898 годах, наряду с другими постройками, склада якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов

Находится в историческом центре города между Советской улицей и Обводным каналом - в северной части, техническим оврагом Петровского дока и Манежным переулком - в южной части. С запада площадь ограничена стеной кронштадтского адмиралтейства, с востока - сквером Кронштадтского Морского собора. На Якорную площадь ведут со стороны Советской улицы - Советский мост (через Обводный канал), со стороны Манежного переулка через овраг - Макаровский мост (от Красной улицы) и Верхний Доковый мост (от Коммунистической улицы).

На Якорной площади сохранилась уникальная чугунная мостовая - едва ли не единственная в России. Подобными чугунными шашками в Кронштадте выложена также проезжая часть Пенькового моста. Чугунная мостовая Якорной площади протяжённостью ок. 200 метров в марте 2012 года была разобрана и до 2013 года находилась на реставрации.

Делись добром ;)