logo
Экономико-географическая характеристика Орловской области – района тяготения Московской железной дороги

Глава 5. Транспортный комплекс Орловской области

Структура транспортного комплекса в области представлена предприятиями железнодорожного, автомобильного и городского электрического транспорта. Транспорт выполняет вспомогательные функции и отражает состояние экономической активности в области.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 596 км, четверть из них электрифицирована.Протяженность автомобильных дорог составила 7508 км, трамвайного пути составляет 18,0 км, троллейбусных линий - 46,8 километра.

В 2012 году объем перевозок грузов всеми видами транспорта составил 10626 тыс. тонн (80 % к 2011 году), грузооборот - 6649,4 млн. т-км (72 %). Объем коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта, составил 5224,5 тыс. тонн (76 % к 2011 году), коммерческий грузооборот - 6422,5 млн. т-км (72 %). Из общего объема перевозок доля коммерческих перевозок грузов и доля коммерческого грузооборота в общем объеме грузооборота составила 49,2 % и 96,6 % соответственно. Снижение объема перевозок грузов и грузооборота связано с падением промышленного производства и снижением объемов строительного сектора. Однако в целом по транспортному комплексу темпы падения объемов перевозок, начиная с начала 3 квартала, замедлились. Так, в первом полугодии темпы падения составили 22 % против соответствующего периода 2011 года, во 2 полугодии - 18,7 %.

Автомобильный. Основные автодороги региона:

M2 "Крым", E 105 (протяжённость в пределах области -- 152 километра, через Мценск и Орёл)

Р119 Орёл -- Тамбов (151 км, через Ливны и далее в Елец и Липецк)

Р120 Орёл -- Ефремов (158 км, через Новосиль)

А141 Орёл -- Витебск (57 км, через Нарышкино, и далее в Брянск)

Р92 Орёл -- Калуга (67 км, через Болхов, и далее в Белёв, Перемышль, Калугу)

A142, E 93 Троснянский район Орловской области -- Железногорск

Пассажирское сообщение на территории области осуществляется преимущественно автомобильным пассажирским транспортом. Эта услуга выполняется силами автотранспортных организаций, находящихся в ведении Орловской области, муниципальных образований, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

До 70% пассажиров от общего числа перевозимых в Орловской области перевозится в областном центре. Именно в областном центре сосредоточено максимальное количество автомобильных пассажирских маршрутов. Другая сторона роста числа городских маршрутов - это скученность автобусов на маршрутах, на остановках, большая плотность графиков движения, что снижает безопасность перевозок.

В Орловской области в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста количества автомобильной техники.

Индивидуальные предприниматели снижают требования к нормам безопасности перевозки пассажиров, при этом отсутствует должный контроль за перевозчиками со стороны организаторов перевозок.

Проблемы пассажирских перевозок можно объединить в следующие группы:

- убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком;

- значительный износ автобусного парка в автотранспортных организациях;

- недофинансирование межтарифной разницы при пассажирских перевозках;

- недостаточный контроль организаторов перевозок за организациями-перевозчиками (автотранспортными организациями, индивидуальными предпринимателями);

- увеличение на маршрутах численности маловместительных автобусов;

- большие расходы автотранспортных организаций на ГСМ;

- рост загазованности воздушного пространства в городах автомобильными выхлопными газами;

- отсутствие в муниципальных образованиях Орловской области достаточного количества дорог с твердым покрытием.

Автомобильный грузовой транспорт. В Орловской области в настоящее время нет достаточного спроса на работу грузовой автотранспортной техники, что влечет за собой поиск работы для грузового транспорта в соседних регионах.

Возрастающие транзитные автомобильные перевозки через Орловскую область незначительно загружают Орловских перевозчиков.

Железнодорожный. Основная линия -- двухпутная электрифицированная магистраль Москва -- Харьков -- Симферополь (136 км, через Мценск, Орёл, Змиёвку и Глазуновку). Кроме неё действуют тепловозные однопутные линии: Орёл -- Елец (130 км, через Залегощь, Верховье, Хомутово и Красную Зарю) с ответвлениями в сторону Ливен, Долгое и Колпны; историческая Рига -- Орёл (64 км, через Нарышкино и Хотынец и далее на Брянск); и Орёл -- Дмитриев-Льговский (83 км, через Кромы)

В Орловской области железнодорожные перевозки осуществляет Орловско-Курское отделение Московской железная дорога" ОАО "РЖД". Это устойчиво работающая, развивающаяся организация, вносящая свой вклад в бюджет области. Иные виды транспорта в Орловской области не представляют конкуренцию железнодорожным перевозкам.

В настоящее время ОАО "Российские железные дороги" приступило к III этапу структурной реформы. Началось формирование независимых операторов перевозки пассажиров и грузов. Коллегия Орловской области в пределах своей компетенции принимает меры по решению задач структурной перестройки.

На уровне Орловской области существует ряд проблем в организации железнодорожных перевозок.

Это:

- недостаточное развитие инфраструктуры отдельных грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, осуществляющих работу в Орловской области (отсутствие вагонных весов у предприятий);

- задержка некоторыми организациями оплаты за проведенные железной дорогой работы по техническому обслуживанию весового хозяйства;

- в некоторых организациях не ведутся работы по приведению в надлежащее состояние технических устройств на железнодорожных путях необщего пользования для обеспечения безопасности движения и сохранности вагонного парка (замена кранового хозяйства, установка габаритных ворот, смотровые эстакады, строительство повышенного пути и т. д. );

- не достаточно решаются вопросы приведения в надлежащее состояние и поддержки на должном уровне подходов автомобильных дорог, находящихся в ведении отдельных организаций и муниципальных образований.

Трубопроводы и ЛЭП. Через регион проложен крупнейший магистральный нефтепровод Дружба. В юго-западной части области проходит небольшой участок газопровода Уренгой -- Помары -- Ужгород.

Орёл -- крупный узел нефтепродуктопроводов в том числе экспортных в Белоруссию, Западную Украину и Прибалтику, с ответвлениями проходящими через Брянск и Курск.

Основная линия электропередач -- 500 кВ связывающая Елецкую и Новобрянскую подстанции, и питающая регион в основном от Курской и Смоленской АЭС.

Авиатранспорт. Крупнейший аэропорт -- Орёл-Южный, имелся аэродром в Ливнах.

Таблица 8

Регион

Железные дороги, тыс. км/
с учетом поправочного коэффициента к=1,05

Автомобильные дороги, тыс. км/
с учетом поправочного коэффициента к=1,05

Площадь территории региона, тыс.кмІ

Густота ж/д путей, км/10000 км2

Густота автодорог, км/1000 км2

Орловская область

0,95

0,94

24,7

2,3

13,2

Россия

90

754

17100

50,3

44,1

Вывод: Из данной таблицы мы видим, что густота транспортных путей Орловской области малая, что свидетельствует о малой протяженности транспортных путей.