Глава 5. Транспортный комплекс Орловской области
Структура транспортного комплекса в области представлена предприятиями железнодорожного, автомобильного и городского электрического транспорта. Транспорт выполняет вспомогательные функции и отражает состояние экономической активности в области.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования - 596 км, четверть из них электрифицирована.Протяженность автомобильных дорог составила 7508 км, трамвайного пути составляет 18,0 км, троллейбусных линий - 46,8 километра.
В 2012 году объем перевозок грузов всеми видами транспорта составил 10626 тыс. тонн (80 % к 2011 году), грузооборот - 6649,4 млн. т-км (72 %). Объем коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта, составил 5224,5 тыс. тонн (76 % к 2011 году), коммерческий грузооборот - 6422,5 млн. т-км (72 %). Из общего объема перевозок доля коммерческих перевозок грузов и доля коммерческого грузооборота в общем объеме грузооборота составила 49,2 % и 96,6 % соответственно. Снижение объема перевозок грузов и грузооборота связано с падением промышленного производства и снижением объемов строительного сектора. Однако в целом по транспортному комплексу темпы падения объемов перевозок, начиная с начала 3 квартала, замедлились. Так, в первом полугодии темпы падения составили 22 % против соответствующего периода 2011 года, во 2 полугодии - 18,7 %.
Автомобильный. Основные автодороги региона:
M2 "Крым", E 105 (протяжённость в пределах области -- 152 километра, через Мценск и Орёл)
Р119 Орёл -- Тамбов (151 км, через Ливны и далее в Елец и Липецк)
Р120 Орёл -- Ефремов (158 км, через Новосиль)
А141 Орёл -- Витебск (57 км, через Нарышкино, и далее в Брянск)
Р92 Орёл -- Калуга (67 км, через Болхов, и далее в Белёв, Перемышль, Калугу)
A142, E 93 Троснянский район Орловской области -- Железногорск
Пассажирское сообщение на территории области осуществляется преимущественно автомобильным пассажирским транспортом. Эта услуга выполняется силами автотранспортных организаций, находящихся в ведении Орловской области, муниципальных образований, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
До 70% пассажиров от общего числа перевозимых в Орловской области перевозится в областном центре. Именно в областном центре сосредоточено максимальное количество автомобильных пассажирских маршрутов. Другая сторона роста числа городских маршрутов - это скученность автобусов на маршрутах, на остановках, большая плотность графиков движения, что снижает безопасность перевозок.
В Орловской области в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста количества автомобильной техники.
Индивидуальные предприниматели снижают требования к нормам безопасности перевозки пассажиров, при этом отсутствует должный контроль за перевозчиками со стороны организаторов перевозок.
Проблемы пассажирских перевозок можно объединить в следующие группы:
- убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком;
- значительный износ автобусного парка в автотранспортных организациях;
- недофинансирование межтарифной разницы при пассажирских перевозках;
- недостаточный контроль организаторов перевозок за организациями-перевозчиками (автотранспортными организациями, индивидуальными предпринимателями);
- увеличение на маршрутах численности маловместительных автобусов;
- большие расходы автотранспортных организаций на ГСМ;
- рост загазованности воздушного пространства в городах автомобильными выхлопными газами;
- отсутствие в муниципальных образованиях Орловской области достаточного количества дорог с твердым покрытием.
Автомобильный грузовой транспорт. В Орловской области в настоящее время нет достаточного спроса на работу грузовой автотранспортной техники, что влечет за собой поиск работы для грузового транспорта в соседних регионах.
Возрастающие транзитные автомобильные перевозки через Орловскую область незначительно загружают Орловских перевозчиков.
Железнодорожный. Основная линия -- двухпутная электрифицированная магистраль Москва -- Харьков -- Симферополь (136 км, через Мценск, Орёл, Змиёвку и Глазуновку). Кроме неё действуют тепловозные однопутные линии: Орёл -- Елец (130 км, через Залегощь, Верховье, Хомутово и Красную Зарю) с ответвлениями в сторону Ливен, Долгое и Колпны; историческая Рига -- Орёл (64 км, через Нарышкино и Хотынец и далее на Брянск); и Орёл -- Дмитриев-Льговский (83 км, через Кромы)
В Орловской области железнодорожные перевозки осуществляет Орловско-Курское отделение Московской железная дорога" ОАО "РЖД". Это устойчиво работающая, развивающаяся организация, вносящая свой вклад в бюджет области. Иные виды транспорта в Орловской области не представляют конкуренцию железнодорожным перевозкам.
В настоящее время ОАО "Российские железные дороги" приступило к III этапу структурной реформы. Началось формирование независимых операторов перевозки пассажиров и грузов. Коллегия Орловской области в пределах своей компетенции принимает меры по решению задач структурной перестройки.
На уровне Орловской области существует ряд проблем в организации железнодорожных перевозок.
Это:
- недостаточное развитие инфраструктуры отдельных грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, осуществляющих работу в Орловской области (отсутствие вагонных весов у предприятий);
- задержка некоторыми организациями оплаты за проведенные железной дорогой работы по техническому обслуживанию весового хозяйства;
- в некоторых организациях не ведутся работы по приведению в надлежащее состояние технических устройств на железнодорожных путях необщего пользования для обеспечения безопасности движения и сохранности вагонного парка (замена кранового хозяйства, установка габаритных ворот, смотровые эстакады, строительство повышенного пути и т. д. );
- не достаточно решаются вопросы приведения в надлежащее состояние и поддержки на должном уровне подходов автомобильных дорог, находящихся в ведении отдельных организаций и муниципальных образований.
Трубопроводы и ЛЭП. Через регион проложен крупнейший магистральный нефтепровод Дружба. В юго-западной части области проходит небольшой участок газопровода Уренгой -- Помары -- Ужгород.
Орёл -- крупный узел нефтепродуктопроводов в том числе экспортных в Белоруссию, Западную Украину и Прибалтику, с ответвлениями проходящими через Брянск и Курск.
Основная линия электропередач -- 500 кВ связывающая Елецкую и Новобрянскую подстанции, и питающая регион в основном от Курской и Смоленской АЭС.
Авиатранспорт. Крупнейший аэропорт -- Орёл-Южный, имелся аэродром в Ливнах.
Таблица 8
Регион |
Железные дороги, тыс. км/ |
Автомобильные дороги, тыс. км/ |
Площадь территории региона, тыс.кмІ |
Густота ж/д путей, км/10000 км2 |
Густота автодорог, км/1000 км2 |
|
Орловская область |
0,95 |
0,94 |
24,7 |
2,3 |
13,2 |
|
Россия |
90 |
754 |
17100 |
50,3 |
44,1 |
Вывод: Из данной таблицы мы видим, что густота транспортных путей Орловской области малая, что свидетельствует о малой протяженности транспортных путей.
- Введение
- Карта схема
- Глава 1. Экономико-географическое положение Орловской области
- Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов
- Глава 3. Население и трудовые ресурсы
- Глава 4. Хозяйственный комплекс района тяготения
- Глава 5. Транспортный комплекс Орловской области
- Глава 6. Экологические проблемы Орловской области
- Заключение
- Маркетинговые обследования районов тяготения железных дорог
- Глава 2 Характеристика транспортной сети Волго- Вятского района и районы тяготения Горьковской железной дороги
- Раздел №1 Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги.
- Раздел п. Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги
- Раздел V. Составление картосхемы района тяготения железной дороги …….12
- Раздел V. СостАВлЕниЕ кАРтосхемы рАйонА тяготЕния жЕлЕзной дороги
- 25. Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района и его транспортной системы