logo
Экономико-географическая характеристика размещения производительных сил и транспорта Северо-Западного федерального округа

3.8 Внешнеторговые перевозки

Северо-Западный федеральный округ имеет уникальное географическое положение и единственный из округов непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Северной Европы, Содружеством Независимых Государств, связан через Балтийское море с Федеративной Республикой Германия, Королевством Швеция, Королевством Дания и через морские пути с другими европейскими странами, имеет развитые экономические и культурные связи с зарубежными партнерами. В Северо-Западном федеральном округе сосредоточены основные морские порты европейской части России, проходят важнейшие транспортные коридоры, связывающие страну с государствами ЕС, СНГ и другими странами и регионами. Находясь на пересечении транспортных путей, СЗР играет важную роль в обеспечении транзита грузов в Северную Европу из стран бассейна Каспийского моря, благодаря Волго-Балтийскому водному пути, и стран Тихоокеанского бассейна с использованием Транссибирской железнодорожной магистрали.

В 2012 году внешнеторговый оборот Северо-Западного федерального округа составил 76748,3 млн. долларов США, что в 1,8 раза больше объема оборота за 2011 год. Объем экспорта составил 36890,7 млн. долларов США, а импорта - 39857 млн. долларов США. Экспорт увеличился на 16 процентов, импорт - на 36,5 процента.

Сохраняется сложившаяся ориентация внешнего рынка Северо-Западного федерального округа на страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте округа составляет свыше 90 процентов.

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, лидируют в экспорте г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. В импорте 1-е место занимает г. Санкт-Петербург, 2-е место - Калининградская область, 3-е место - Ленинградская область. Следует отметить, что распределение стоимостных объемов экспорта и импорта по субъектам Северо-Западного федерального округа в 2012 году по сравнению с 2008 годом практически не изменилось. В товарной структуре экспорта 1-е место занимают минеральные продукты, 2-е место - металлы и изделия из них, 3-е место - древесина, бумага и изделия из них.

В 2012 году участниками внешнеэкономической деятельности ввозились товары из 155 стран мира. В товарной структуре импорта 1-е место занимали машины, оборудование, транспортные средства, 2-е место - продовольственные товары и сырье для их производства, 3-е место - продукция химической промышленности.

В экспортных грузопотоках на долю морского транспорта приходится 74% перевозок, в импортных - 62%. Второе место в экспортных грузопотоках принадлежит железнодорожному транспорту, а в импортных - автомобильному. Такая структура обусловлена различиями в товарной структуре экспортного и импортного грузопотоков.

Приоритет в приграничной торговле принадлежит Финляндской Республике. Экспортировались топливо минеральное, древесина и изделия из нее, а также химическая продукция. Из Финляндии поставлялись молочные продукты, бумага и картон, машиностроительная продукция и изделия из пластмасс.