logo
Экономико-географическая характеристика размещения производительных сил и транспорта Северо-Кавказского экономического района

4.2 Железнодорожный транспорт

Территория Северо-Кавказского экономического района обслуживается Северо-Кавказской железной дорогой, которая обеспечивает как внутрирайонную связь, так и связь с другими регионами. Эксплутационная длина железнодорожных путей района составляет 6,3 тыс. км. (7,4% эксплутационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. кв. км. территории - 160 км. железнодорожных путей (средняя по РФ - 51 км). Северо-Кавказская железная дорога и район её тяготения полностью совпадает с границами района.

Таблица № 3. Характеристика железнодорожного транспорта региона: (данные 2006 года)

Субъект Федерации

Длина ж/дороги (тыс. км.)

Плотность ж/дороги (км/1000 кв.км.)

Адыгея республика

148

194

Дагестан республика

516

103

Ингушетия республика

39

178

Кабардино-Балкария республика

133

107

Карачаево-Черкессия республика

51

36

Краснодарский край

2174

286

Ростовская область

1865

185

Северная Осетия-Алания республика

144

180

Ставропольский край

944

142

Чечня республика

304

178

И Т О Г О:

6318

1578

Главной осью Северокавказской железной дороги, проходящей по территории Северного Кавказа, является магистраль (Лиски) - Лихая - Ростов - Тихорецкая - Кавказская - Армавир - Минеральные воды - Прохладная - Гудермес - Махачкала - Самур - (Баку), пересекающая район с северо-запада на юго-восток. К ней примыкает линия Армавир - Туапсе - Сочи - веселое, обеспечивая выход в западные районы Закавказья. С юго-запада на юго-восток проходит направление Новороссийск - Крым - Краснодар - Кавказская - Ставрополь - (Элиста). Выход с Северного Кавказа на Нижнюю Волгу и далее на восток обеспечивают два направления: Червленная - Узловая - Кизляр - Олейниково - (Астрахань) и Тихорецкая - Сальск - Котельниково - (Волгоград). Наиболее разветвленную сеть имеет северо-западная часть Северо-Кавказского района, которая обеспечивает взаимодействие с морским и речным транспортом, имея выходы к портам, а также осуществляя транспортно-экономические связи с ближним и дальним зарубежьем. В условиях сложной политической обстановки и военных действий в Чеченской республике, была построена обходная железнодорожная линия Кизляр - Карлан-Юрт, в обход Чечни через территорию Дагестана.