1.1 Транспорт и дорожная сеть района
Выгодное географическое положение способствовало превращению Самарской области в мощный транспортный узел. Здесь проходят важнейшие воздушные линии, железнодорожные, автомобильные, и водные магистрали государственного значения.
Cамарская область, граничащая с Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областями и Республикой Татарстан, занимает выгодное транспортно-географическое положение. Через Самару проходят пути из европейской части страны в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и Китай. На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе транспортная система, находящаяся на пересечении международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" и обеспечивающая транспортные связи федерального и регионального значения во всех направлениях. Коммуникация осуществляется посредством железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта.
В Самарской области лидер по грузообороту -- трубопроводный, по пассажирообороту -- автомобильный. Его удельный вес в общем объеме всех перевезенных грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвленной сети автодорог с твердым покрытием (12728 км).
Характеристика транспортных путей Самарской области
Таблица 3
Регион |
Железные дороги, тыс. км |
Речные пути, тыс. км |
Автомобильные дороги, тыс., км |
Площадь территории региона, тыс. км2 |
Густота жд путей, км/10000 км2 |
Густота речных путей, км/1000 км2 |
Густота автом. дорог, км/1000 км2 |
|
Самарская область |
1,368 |
0,685 |
10,0 |
53,565 |
255,3 |
127,8 |
1866,8 |
|
Приволж-ский округ |
14,897 |
9,374 |
174,796 |
1036, 975 |
143,6 |
90,3 |
1685,6 |
|
Россия |
140 |
102 |
871 |
17072,4 |
81,9 |
59,7 |
510,1 |
В грузообмене Самарского региона с другими регионами России по отправлению преобладает северо-западное направление: (Московский и С- Петербургский регионы) - более 25%. Причем, около 77% составляют грузопотоки нефти и нефтепродуктов.
Самарская область занимает первое место по объему отправленных грузов внутренним водным транспортом общего пользования как в Приволжском федеральном округе, так и в России. Основными грузами в Самарской области являются строительные материалы (песок, щебень), нефть, нефтепродукты, металл, зерно, минеральные и химические удобрения.
Автомобильный транспорт: на него приходится основная масса пассажиро- и грузопотоков. В области сложилась разветвленная сеть автодорог с твердым покрытием (более 12,5 тыс. км). Трубопроводный транспорт является важным элементом транспортной инфраструктуры области - на его долю приходится около 30% общих грузоперевозок. Железнодорожный транспорт: на его долю приходится более 20% перевозки грузов. Водные транспортные пути области, позволяющие принимать суда системы река-море, имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы. Воздушный транспорт: в Самарской области расположены три аэропорта, в том числе недавно ставший международным крупнейший в Поволжье аэропорт «Самара».
Пассажирские и грузовые перевозки на транспорте
Пассажирский автомобильный транспорт осуществляет все виды перевозок: внутригородские, пригородные, междугородние, международные. Во всех городах области. а также в посёлке Безенчук осуществляется внутригородское сообщение. Хотя сохраняется тенденция к сокращению объёма пассажирских перевозок Самарская область занимает третье место среди регионов округа по их объёму.
Основная масса пассажиро- и грузопотоков приходится именно на автомобильный транспорт, чей удельный вес в общем объёме всех перевезённых грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвлённой сети автодорог с твёрдым покрытием - 12,7 тыс. км. По территории области проходит автомагистраль Москва - Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и северные районы России. 55 автотранспортных предприятий региона выполняют пассажирские и грузовые перевозки по области и России.
По территории области проходит автомагистраль Москва - Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и Северные районы России. 55 автотранспортных предприятий области выполняют пассажирские и грузовые перевозки по области и России.
Автомобильный транспорт
Автотранспортные перевозки в области осуществляют более чем 40 акционерных предприятий автомобильного транспорта. Количество транспортных средств более 808725 единиц (в городах 85%, в сельской местности 15%). Общая протяженность сети автомобильных дорог - 7938 км.
Таблица 4
Наименование |
Значение |
Протяжённость по |
Расчётная интенсивность |
|
Москва-Самара-Челябинск |
федеральная магистраль |
351 |
19 000 |
|
Ульяновск -Сызрань |
федеральная дорога |
132,5 |
4800 |
|
Самара-Оренбург |
федеральная дорога |
135,7 |
5500 |
|
Самара - Большая Черниговка - Казахстан |
федеральная дорога |
186 |
7000 |
|
Сызрань - Волгоград |
межмуниципальная дорога |
23 |
2500 |
|
Самара - Волжский |
межмуниципальная дорога |
96 |
6000 |
|
Самара -Ульяновск |
межмуниципальная дорога |
74,2 |
3700 |
|
Самара -Бугуруслан |
межмуниципальная дорога |
144 |
8000 |
|
Восточная обводная г. Самары |
80 |
12 000 |
||
Сызрань - Шигоны - Усолье |
межмуниципальная дорога |
63,4 |
2000 |
По территории области также проходят автомобильные трассы федерального значения М5 (Москва - Уфа), М32 (Самара - Чимкент) и Р223 (Самара - Оренбург), а также ряд крупных автодорог регионального значения.
Структура автомобильных перевозок в Самарской области для транспорта отраслей экономики и транспорта общего пользования составляет 79,6 % и 19,6 % соответственно. Отраслевой транспорт характеризуется малым расстоянием перевозок (по России в целом на 40 % меньше, чем автотранспортом общего пользования), однако его вклад в суммарный грузооборот существенно выше. По Самарской области этот показатель составляет 80 %.
По объёмам перевозок транспортом общего пользования Самарская область находится на третьем месте среди регионов Приволжского федерального округа, а по общему объёму -- на четвёртом.
Железнодорожный транспорт
Область находится на пересечении трех железных дорог, соединяющих центр страны с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией. Города Самара, Сызрань, Кинель являются важными железнодорожными узлами.
Железнодорожный транспорт обеспечивает 22,8% грузоперевозок. Основное направление Похвистнево - Сызрань, одно из самых грузонапряженных в России.
Самарская область обслуживается Самарским отделением Куйбышевской железной дороги. Главный ход Новообразцовое - Сызрань - Самара - Кинель - Похвистнево - 237,6 км.
Куйбышевская железная дорога имеет пассажирские и грузовые перерабатывающие, а также ремонтные комплексы в городах Самара, Сызрань, Кинель и Тольятти. Она занимает 4-5 места среди филиалов компании "РЖД" по объему перевозок в России. Общая протяженность путей Куйбышевской магистрали составляет 11,5 тыс. км, в том числе главных 7,2 тыс. км. За 2010 год Куйбышевская магистраль перевезла более 62 млн тонн грузов и порядка 22,8 млн человек. Наиболее загруженным участком дороги является участок Самара -- Октябрьск. Однако в целом, провозные способности дороги используются не более чем на 50 %, только на отдельных участках загрузка доходит до 85 %.
Участок Сызрань - Тольятти - Смышляевка - 103,7 км. Обводной участок Безенчук - Кинель (Южный обход) - 109 км. Участок Кротовка - Серные Воды - 85,6 км.
По экспертным оценкам, наиболее загруженными участками железнодорожной сети Куйбышевской железной дороги по транзитным грузоперевозкам в Самарской области являются станции Сызрань, Октябрьск, Кинель (рис.6), по экспорту - станция Химзаводская, по работе с контейнерами - станции Безымянка и Химзаводская.
Общая протяженность железнодорожных линий составляет 1398 км, в том числе электрифицированных - 744 км. Отдельные участки дороги (Сызрань - Кинель) по интенсивности движения в числе мировых лидеров.
Воздушный транспорт
В Самарской области воздушным транспортом осуществляются перевозки как внутри области, так и внутри России, а также на международных авиалиниях. В регионе действуют аэропорты «Курумоч», «Смышляевка», «Безымянка», «Кряж», «Рождествено». Имеются недействующие посадочные полосы для малой авиации: Тольятти, Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево.
На территории области находится авиатранспортный комплекс, обслуживающий регион с населением 11 миллионов человек. В год из аэропорта «Курумоч» отправляется примерно 456 тысяч человек -- это девятый показатель среди аэропортов России. В аэропорту имеется две взлётно-посадочные полосы, семь рулёжных дорожек, перрон, стояночные места на 50 судов, аэровокзал с пропускной способностью 450 чел./час.
Аэропорт удобно расположен в транспортном плане: нет ограничений по росту территории, нет воздушных препятствий и крупных населенных пунктов в полосах воздушных подходов, федеральная автодорога проходит всего в 2 км от аэропорта, подходит ветка железнодорожной магистрали.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт является важным элементом транспортной инфраструктуры Самарской области - на его долю приходится 29,4% общих грузоперевозок. Общая протяженность трубопроводов составляет более 6 тыс.км.
Добыча и переработка нефти и газа непосредственно на территории Самарской области привели к созданию разветвленной сети трубопроводов различного диаметра и назначения. Они производят транспортировку нефти, газа и целого ряда продуктов нефтехимии. Трубопроводы расположены компактно и образуют комплексные транспортные коридоры, которые проходят в основном параллельно железнодорожным и автомобильным магистралям. По центральным и западным районам области проходит 300 километровый участок магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса.
Через территорию области проходит нефтепровод “Дружба”(головной пульт управления находится на территории Самарской области в селе Лопатино), соединивший места добычи и центры переработки нефти. Этот вид транспорта осуществляет перевозку сырой нефти и газа и считается более дешевым и эффективным, так как перевозка сырой нефти дешевле, чем переброска готовых нефтепродуктов. Объем перевозок грузов через систему нефтепроводов по Самарской области составляет около 32 млн. тонн в год.
Плодотворным для Самарской области может стать сотрудничество России с Казахстаном с целью привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами.
В рамках развития транспортной системы России основными задачами Самарской области по созданию транспортно-логистической инфраструктуры являются:
повышение привлекательности инвестиционных проектов, реализуемых на территории Самарской области;
обеспечение согласованного развития объектов транспортной, складской и таможенной инфраструктуры области для организации беспрепятственного процесса обработки грузов;
организация взаимодействия между различными видами транспорта и терминальными комплексами, основанного на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения;
оптимизация процесса транспортировки грузов с целью снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;
развитие приграничного сотрудничества, освоение новых внутренних и международных рынков;
привлечение российских и части внешнеторговых грузопотоков для обработки их на территории Самарской области.
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. тонн)
Таблица 5
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Железнодорожный В том числе: |
|||||
23,9 |
24,8 |
22,1 |
19,34 |
||
Нефтяные грузы Сухие грузы |
15,2 |
15,2 |
13,6 |
11,84 |
|
8,70 |
9,60 |
8,50 |
7,5 |
||
Автомобильный В том числе: |
|||||
9,4 |
9,4 |
9,6 |
8,65 |
||
Нефтяные грузы |
1,55 |
0,76 |
0,76 |
0,69 |
|
Сухие грузы |
7,85 |
8,64 |
8,84 |
7,96 |
|
Внутренний водный В том числе: |
|||||
6,9 |
9 |
6,4 |
4,6 |
||
Нефтяные грузы |
1,8 |
3,4 |
1,3 |
0,9 |
|
Сухие грузы |
5,10 |
5,60 |
5,10 |
3,7 |
|
Итого |
40,2 |
43,2 |
38,1 |
32,59 |
|
В том числе: |
|||||
Нефтяные грузы |
18,55 |
19,36 |
15,661 |
13,43 |
|
Сухие грузы |
21,65 |
23,84 |
22,44 |
19,16 |
- Введение
- Глава 1. Экономико-географическая характеристика Самарской области
- 1.1 Транспорт и дорожная сеть района
- 1.2 Грузоформирующие производства Самарской области
- 1.3 Геополитические особенности района
- 1.4 Экологическая обстановка района
- Глава 2. Оценка ЭГП района транспортного обслуживания
- Заключение
- Экономико-географическая характеристика регионов Беларуси
- Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства германии
- План экономико-географической характеристики страны.
- Составление экономико-географической характеристики промышленного узла (по выбору учителя)
- 120. Экономико-географические характеристики города
- Экономико-географическая характеристика регионов Беларуси
- 1. Поволжье: экономико-географическая характеристика.
- 147. Экономико-географическая характеристика Южного федерального округа.
- 1)Поволжье: экономико-географическая характеристика.
- 1. Поволжье: экономико-географическая характеристика.