logo
Экономико-географическая характеристика Самарской области

1.1 Транспорт и дорожная сеть района

Выгодное географическое положение способствовало превращению Самарской области в мощный транспортный узел. Здесь проходят важнейшие воздушные линии, железнодорожные, автомобильные, и водные магистрали государственного значения.

Cамарская область, граничащая с Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областями и Республикой Татарстан, занимает выгодное транспортно-географическое положение. Через Самару проходят пути из европейской части страны в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и Китай. На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе транспортная система, находящаяся на пересечении международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" и обеспечивающая транспортные связи федерального и регионального значения во всех направлениях. Коммуникация осуществляется посредством железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта.

В Самарской области лидер по грузообороту -- трубопроводный, по пассажирообороту -- автомобильный. Его удельный вес в общем объеме всех перевезенных грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвленной сети автодорог с твердым покрытием (12728 км).

Характеристика транспортных путей Самарской области

Таблица 3

Регион

Железные дороги, тыс. км

Речные пути, тыс. км

Автомобильные дороги, тыс., км

Площадь территории региона, тыс. км2

Густота жд путей, км/10000 км2

Густота речных путей, км/1000 км2

Густота автом. дорог, км/1000 км2

Самарская область

1,368

0,685

10,0

53,565

255,3

127,8

1866,8

Приволж-ский округ

14,897

9,374

174,796

1036, 975

143,6

90,3

1685,6

Россия

140

102

871

17072,4

81,9

59,7

510,1

В грузообмене Самарского региона с другими регионами России по отправлению преобладает северо-западное направление: (Московский и С- Петербургский регионы) - более 25%. Причем, около 77% составляют грузопотоки нефти и нефтепродуктов.

Самарская область занимает первое место по объему отправленных грузов внутренним водным транспортом общего пользования как в Приволжском федеральном округе, так и в России. Основными грузами в Самарской области являются строительные материалы (песок, щебень), нефть, нефтепродукты, металл, зерно, минеральные и химические удобрения.

Автомобильный транспорт: на него приходится основная масса пассажиро- и грузопотоков. В области сложилась разветвленная сеть автодорог с твердым покрытием (более 12,5 тыс. км). Трубопроводный транспорт является важным элементом транспортной инфраструктуры области - на его долю приходится около 30% общих грузоперевозок. Железнодорожный транспорт: на его долю приходится более 20% перевозки грузов. Водные транспортные пути области, позволяющие принимать суда системы река-море, имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы. Воздушный транспорт: в Самарской области расположены три аэропорта, в том числе недавно ставший международным крупнейший в Поволжье аэропорт «Самара».

Пассажирские и грузовые перевозки на транспорте

Пассажирский автомобильный транспорт осуществляет все виды перевозок: внутригородские, пригородные, междугородние, международные. Во всех городах области. а также в посёлке Безенчук осуществляется внутригородское сообщение. Хотя сохраняется тенденция к сокращению объёма пассажирских перевозок Самарская область занимает третье место среди регионов округа по их объёму.

Основная масса пассажиро- и грузопотоков приходится именно на автомобильный транспорт, чей удельный вес в общем объёме всех перевезённых грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвлённой сети автодорог с твёрдым покрытием - 12,7 тыс. км. По территории области проходит автомагистраль Москва - Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и северные районы России. 55 автотранспортных предприятий региона выполняют пассажирские и грузовые перевозки по области и России.

По территории области проходит автомагистраль Москва - Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и Северные районы России. 55 автотранспортных предприятий области выполняют пассажирские и грузовые перевозки по области и России.

Автомобильный транспорт

Автотранспортные перевозки в области осуществляют более чем 40 акционерных предприятий автомобильного транспорта. Количество транспортных средств более 808725 единиц (в городах 85%, в сельской местности 15%). Общая протяженность сети автомобильных дорог - 7938 км.

Таблица 4

Наименование

Значение

Протяжённость по
области (км)

Расчётная интенсивность
движения (авт./сутки)

Москва-Самара-Челябинск

федеральная магистраль

351

19 000

Ульяновск -Сызрань

федеральная дорога

132,5

4800

Самара-Оренбург

федеральная дорога

135,7

5500

Самара - Большая Черниговка - Казахстан

федеральная дорога

186

7000

Сызрань - Волгоград

межмуниципальная дорога

23

2500

Самара - Волжский

межмуниципальная дорога

96

6000

Самара -Ульяновск

межмуниципальная дорога

74,2

3700

Самара -Бугуруслан

межмуниципальная дорога

144

8000

Восточная обводная г. Самары

80

12 000

Сызрань - Шигоны - Усолье

межмуниципальная дорога

63,4

2000

По территории области также проходят автомобильные трассы федерального значения М5 (Москва - Уфа), М32 (Самара - Чимкент) и Р223 (Самара - Оренбург), а также ряд крупных автодорог регионального значения.

Структура автомобильных перевозок в Самарской области для транспорта отраслей экономики и транспорта общего пользования составляет 79,6 % и 19,6 % соответственно. Отраслевой транспорт характеризуется малым расстоянием перевозок (по России в целом на 40 % меньше, чем автотранспортом общего пользования), однако его вклад в суммарный грузооборот существенно выше. По Самарской области этот показатель составляет 80 %.

По объёмам перевозок транспортом общего пользования Самарская область находится на третьем месте среди регионов Приволжского федерального округа, а по общему объёму -- на четвёртом.

Железнодорожный транспорт

Область находится на пересечении трех железных дорог, соединяющих центр страны с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией. Города Самара, Сызрань, Кинель являются важными железнодорожными узлами.

Железнодорожный транспорт обеспечивает 22,8% грузоперевозок. Основное направление Похвистнево - Сызрань, одно из самых грузонапряженных в России.

Самарская область обслуживается Самарским отделением Куйбышевской железной дороги. Главный ход Новообразцовое - Сызрань - Самара - Кинель - Похвистнево - 237,6 км.

Куйбышевская железная дорога имеет пассажирские и грузовые перерабатывающие, а также ремонтные комплексы в городах Самара, Сызрань, Кинель и Тольятти. Она занимает 4-5 места среди филиалов компании "РЖД" по объему перевозок в России. Общая протяженность путей Куйбышевской магистрали составляет 11,5 тыс. км, в том числе главных 7,2 тыс. км. За 2010 год Куйбышевская магистраль перевезла более 62 млн тонн грузов и порядка 22,8 млн человек. Наиболее загруженным участком дороги является участок Самара -- Октябрьск. Однако в целом, провозные способности дороги используются не более чем на 50 %, только на отдельных участках загрузка доходит до 85 %.

Участок Сызрань - Тольятти - Смышляевка - 103,7 км. Обводной участок Безенчук - Кинель (Южный обход) - 109 км. Участок Кротовка - Серные Воды - 85,6 км.

По экспертным оценкам, наиболее загруженными участками железнодорожной сети Куйбышевской железной дороги по транзитным грузоперевозкам в Самарской области являются станции Сызрань, Октябрьск, Кинель (рис.6), по экспорту - станция Химзаводская, по работе с контейнерами - станции Безымянка и Химзаводская.

Общая протяженность железнодорожных линий составляет 1398 км, в том числе электрифицированных - 744 км. Отдельные участки дороги (Сызрань - Кинель) по интенсивности движения в числе мировых лидеров.

Воздушный транспорт

В Самарской области воздушным транспортом осуществляются перевозки как внутри области, так и внутри России, а также на международных авиалиниях. В регионе действуют аэропорты «Курумоч», «Смышляевка», «Безымянка», «Кряж», «Рождествено». Имеются недействующие посадочные полосы для малой авиации: Тольятти, Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево.

На территории области находится авиатранспортный комплекс, обслуживающий регион с населением 11 миллионов человек. В год из аэропорта «Курумоч» отправляется примерно 456 тысяч человек -- это девятый показатель среди аэропортов России. В аэропорту имеется две взлётно-посадочные полосы, семь рулёжных дорожек, перрон, стояночные места на 50 судов, аэровокзал с пропускной способностью 450 чел./час.

Аэропорт удобно расположен в транспортном плане: нет ограничений по росту территории, нет воздушных препятствий и крупных населенных пунктов в полосах воздушных подходов, федеральная автодорога проходит всего в 2 км от аэропорта, подходит ветка железнодорожной магистрали.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт является важным элементом транспортной инфраструктуры Самарской области - на его долю приходится 29,4% общих грузоперевозок. Общая протяженность трубопроводов составляет более 6 тыс.км.

Добыча и переработка нефти и газа непосредственно на территории Самарской области привели к созданию разветвленной сети трубопроводов различного диаметра и назначения. Они производят транспортировку нефти, газа и целого ряда продуктов нефтехимии. Трубопроводы расположены компактно и образуют комплексные транспортные коридоры, которые проходят в основном параллельно железнодорожным и автомобильным магистралям. По центральным и западным районам области проходит 300 километровый участок магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса.

Через территорию области проходит нефтепровод “Дружба”(головной пульт управления находится на территории Самарской области в селе Лопатино), соединивший места добычи и центры переработки нефти. Этот вид транспорта осуществляет перевозку сырой нефти и газа и считается более дешевым и эффективным, так как перевозка сырой нефти дешевле, чем переброска готовых нефтепродуктов. Объем перевозок грузов через систему нефтепроводов по Самарской области составляет около 32 млн. тонн в год.

Плодотворным для Самарской области может стать сотрудничество России с Казахстаном с целью привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами.

В рамках развития транспортной системы России основными задачами Самарской области по созданию транспортно-логистической инфраструктуры являются:

повышение привлекательности инвестиционных проектов, реализуемых на территории Самарской области;

обеспечение согласованного развития объектов транспортной, складской и таможенной инфраструктуры области для организации беспрепятственного процесса обработки грузов;

организация взаимодействия между различными видами транспорта и терминальными комплексами, основанного на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения;

оптимизация процесса транспортировки грузов с целью снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;

развитие приграничного сотрудничества, освоение новых внутренних и международных рынков;

привлечение российских и части внешнеторговых грузопотоков для обработки их на территории Самарской области.

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. тонн)

Таблица 5

2006

2007

2008

2009

Железнодорожный

В том числе:

23,9

24,8

22,1

19,34

Нефтяные грузы

Сухие грузы

15,2

15,2

13,6

11,84

8,70

9,60

8,50

7,5

Автомобильный

В том числе:

9,4

9,4

9,6

8,65

Нефтяные грузы

1,55

0,76

0,76

0,69

Сухие грузы

7,85

8,64

8,84

7,96

Внутренний водный

В том числе:

6,9

9

6,4

4,6

Нефтяные грузы

1,8

3,4

1,3

0,9

Сухие грузы

5,10

5,60

5,10

3,7

Итого

40,2

43,2

38,1

32,59

В том числе:

Нефтяные грузы

18,55

19,36

15,661

13,43

Сухие грузы

21,65

23,84

22,44

19,16