2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
На конфигурации железнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего, положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива в устье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятся восемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва; Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт - Петербург - Кириши - Сонково (с выходом через Савелово на Москву); Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на Новгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт - Петербург - Ивангород - Нарвский (с выходом на Таллинн); Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск); Санкт-Петербург - Кузнечное - Хиитола. Последние два направления примыкают к железнодорожной сети с Финляндией.
Для обхода Санкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий, построена спрямляющая линия Волховстрой - Чудово-Новгород-Луга, дающая выход с Мурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу с юга.
В состав железнодорожной сети района входят также широтные линии: Сонково - Бологое-Дно-Псков; Ржев - Великие Луки - Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь; Лихославль - Великие Луки - Невель.
Одна из ведущих магистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных в стране экономических, политических и культурных центра - Москву и Санкт-Петербург, является звеном международного Критского транспортного коридора №9 Александруполис - Дмитроград-Бухарест - Кишинёв- Раздельная - Киев - Брянск - Москва - Санкт-Петербург - Бусловская - Хельсинки, к которому примыкает линия Киев (Нежин) - Жлобин - Могилёв - Витебск - Новосокольники - Дно-Санкт-Петербург.
Наиболее грузонапряжёнными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района в 1997 г. были: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовом направлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России (12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви - Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн. т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.
На остальных участках грузонапряжённость была примерно равна среднесетевой (Лодейное поле-Волховстрой) или ниже.
Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения
Таблица 2. Расчет густоты железных дорог
Административно-территриальная единица |
Территория S, тыс. км2 |
Население N, тыс. чел. |
Эксплуатационная длина железных дорог, L, км |
Густота железных дорог, D |
|||
Dt |
DN |
DtN |
|||||
г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. |
86,34 |
6329,3 |
2780 |
32,20 |
0,44 |
3,76 |
|
Псковская обл. |
55,30 |
800,30 |
1100 |
19,89 |
1,37 |
5,23 |
|
Новгородская обл. |
55,30 |
727,10 |
1200 |
21,70 |
1,65 |
5,98 |
|
Итого: |
196,94 |
7856,7 |
5080 |
25,79 |
0,65 |
4,08 |
Dt - показатель, характеризующий густоту железнодорожной сети как отношение ее протяженности L к площади территории района S:
Dt =L/S
Dн - показатель, характеризующий густоту сети Dн как отношение ее протяженности L к численности населения N:
Dн =L/N
Dtн - показатель характеризующий относительную густоту сети Dtн, определяемую исходя из размеров территории района S и численности её населения N:
Dtн= Dt*Dн ;
Dtн=L / S*N
Примеры расчетов:
Dt=L/S Dt=5080 км / 196, 94 км/км2 =25, 79 км2
DN=L/N DN=5080 км / 7856, 7 тыс. чел. =0,65 км /тыс. чел.
DtN= Dt * DN = L/S * L/N /196,94 * 7856, 7=4, 08= L/S * N =5080 км
- Введение
- Раздел 2. Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)
- 2.1 Автомобильный транспорт
- 2.2 Морской транспорт
- 2.3 Речной транспорт
- 2.4 Трубопроводный транспорт
- 2.5 Воздушный транспорт
- 2.6 Железнодорожный транспорт
- 2.7 Отправление и прибытие грузов
- 2.8 Транспортный баланс и транспортно-экономические связи
- 2.9 Внешнеторговые перевозки
- 2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
- Список используемой литературы
- Тема 9. Экономико-географическая характеристика (эгх) региональных комплексов экономических районов России
- 14.1. Краткая характеристика железных дорог России
- Раздел №1 Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги.
- 39. Северо-Западный экономический район
- Физико-географическое и экономико-географическое положение Туймазинского района
- 27) Экономико – географическая характеристика Северного экономического района и его транспортной системы.
- Лабораторное занятие 5 Тема: Северо-Западный экономический район: экономико-географическая характеристика