logo
Этнокультурные особенности исландцев

3.3 Современная исландская литература

Огромную роль в современной исландской литературе сыграл лауреат Нобелевской премии Х.К. Лакснесс, который продолжил традиции реалистической литературы и написал известные романы «Салка Валка», «Свет мира», «Атомная станция» и другие. Кроме этого Лакснесс перевёл известный роман Хемингуэя «Прощай, оружие!». Нельзя переоценить вклад Халдора Лакснесса в исландско-советские, а в дальнейшем и в исландско-российские отношения, так как он был председателем Общества исландско-советской дружбы и написал о поездках в СССР книги «Путь на Восток» («I Austurvegi», 1933 год) и «Русская сказка» («Gerska oefintyrid», 1938 год). В США Лакснесс не пользовался большой популярностью из-за прокоммунистического настроения в его произведениях, в частности в романе «Атомная станция».

Одним из самых знаменитых писателей современности в Исландии является Халлгримур Хельгасон, который написал роман «101 Рейкьявик», опубликованный в 1996 году, по мотивам которого был снят фильм режиссёром Бальтазаром Кормакуром в 2000 году. Ещё один известный исландский писатель -- Арнальд Индридасон, детективы которого широко известны за пределами Исландии. Немалый вклад в исландскую литературу внёс Тор Вильхельмссон. Его повесть «Быстро-быстро птица говорила» заинтересовала литературную критику, а роман «Раскалённый серый мох» был награждён Литературной премией Северного совета.

3.4 Архитектура

Первые поселенцы острова строили дома из торфяных блоков. Такие дома позволяли защищаться от частых морозов зимой и дождей летом. Такие дома представляли собой так называемые длинные дома (исл. langhъs), которые были характерны для скандинавских народов. Длинные дома имели одну комнату, что позволяло держать весь дом теплым в течение зимы. Поздние виды таких домов имели несколько комнат, одна из которых отапливаемая баня -- бадстова (исл. baрstofa).

В XVIII--XIX веках, когда население острова быстро росло, началось строительство каменных домов. В XIX веке сложился тип 2--3-этажного исландского дома из привозного леса, туфа, базальта, с обшивкой гофрированным железом.

В раннем Средневековье в Исландии была распространена резьба по дереву, которая носила черты как романской, так и норманнской культуры, традиционным плетёным узором украшались и серебряные чаши XII--XIII веков, и готические миниатюры XIV--XV веков, и алтарные шитые покрывала.

Традиции современной исландской архитектуры сложились после Второй мировой войны, когда Исландия стала независимой страной. Современная исландская архитектура включает в себя черты как средневековой исландской архитектуры, так и современной мировой архитектуры. В начале XXI века в Рейкьявике были построены первые небоскрёбы в Исландии -- Смаураторг и Хёвдаторг. Самые известные архитекторы Исландии -- Сигурдур Гудмундссон и Гудйоун Самуэльссон[9].

Главными жемчужинами исландской архитектуры являются Кафедральный собор Рейкьявика, Хатльгримскиркья, Свободная церковь Рейкьявика, Церковь Акюрейри, Перлан, Хёвди, Бессастадир и другие. В Исландии также развита скульптура. Эйнар Йоунссон (1874--1954) был первым и, пожалуй, единственным исландским скульптором, который известен за пределами Исландии. Его произведения можно увидеть на многих улицах и площадях не только Рейкьявика, но и других городов страны. Создан музей Эйнара Йоунссона, располагающий собранием оригиналов и копий его работ. Среди скульпторов XX века известны Сигурйоун Оулафссон (1908--1982) и Аусмундур Свейнссон (1893--1982). Последний работал как в фигуративной, так и абстрактной скульптуре. Главной темой его работ является отображение событий повседневной жизни и современных ему технических достижений, а также таинственный мир исландских саг (например, памятник Сэмунду Мудрому и дьявольскому тюленю возле здания Исландского университета в Рейкьявике). Ещё один исландский скульптор, Рикардур Йоунссон (1888--1972), прославился своими деревянными резными скульптурами и портретами.

3.5 Живопись

Усиление национально-освободительного движения в начале XIX века становится импульсом для развитии исландской живописи. Самым известным исландским художником является Тоурарин Торлаухссон (1867--1924), который писал исключительно пейзажи. Он был первым художником в Исландии, получившим государственный грант, а каже был членом так называемого Комитета исландского флага, члены которого были назначены первым премьер-министром страны, Ханнесом Петурссоном. Другие известные исландские художники -- Сигурдур Гудмундссон, Аусгримур Йоунссон, Гудмундур Торстейнссон, Кристин Йоунсдоуттир, Йоун Стефаунссон, Гердур Хельгадоттир, Эрро. Бомльшая часть работ исландских художников выставлена в Национальной галерее Исландии, которая находится в Рейкьявике, а работы таких современных исландских художников, как Эрро, Эйнара Хауконарсона и других, можно увидеть даже в самых известных музеях мира.

3.6 Национальная одежда

Фьйуудбунингюринн (Юjурbъningurinn) является собирательным названием для национальных костюмов исландцев, которые за прошедшие века претерпели много изменений, однако сегодня специальная комиссия следит за тем, чтобы в дальнейшем они не меняли свой вид[11].

Есть пять видов исландских национальных костюмов для женщин: киртиль (kyrtill), скьййтбунингюр (skautbъningur), фблдбунингюр (faldbъningur), пййсуфет (peysufцt) и упплютур (upphlutur). Первые две были созданы известным исландским художником Сигурдом Гудмундссоном для разных церемоний, а последние три известны со Средневековья.

Национальный исландский костюм мужчин существует в трех вариантах, однако только один из них -- Фьйoудбунингюр кадла (юjурbъningur karla) является прямым наследником традиционной исландской одежды. Фьоудбунингюр кадла, который надевали мужчины Исландии в XVII--XIX веках, состоит из шерстяных штанов, жакета с пуговицами, который называется трейя, но может быть заменён пейсой.

В XX веке был создан новый стиль одежды и знаменитый на весь мир исландский свитер -- лопапейса. Лопапейса возник в середине двадцатого века, когда импорт иностранных товаров вытеснил исландские народные товары, и чтобы использовать отечественную шерсть, был придуман исландский свитер. Скорее всего стиль заимствован из национальных костюмов гренландских женщин, но как свитер его носят и мужчины[12].

До относительно недавнего времени вязание было повальным увлечением и мужчин, и женщин. В сельской местности оно, впрочем, сохранилось до сих пор, и об этом шутят, что пастухи, перегоняя стада, не прекращают вязать ни на минуту, а фермерские жены не выпускают спиц из рук, даже исполняя свой супружеский долг.

3.7 Музыка

Народная исландская музыка, истоки которой восходят к глубокой древности, очень самобытная. После введения христианства в Исландии распространяется григорианский, а затем -- протестантский хорал, но сохраняются традиции древней и средневековой народной исландской музыки. Основным жанром в средневековой исландской музыке наряду с церковным хоровым пением являются римы и викиваки -- героические песни о жизни рыцарей. Песни поются без аккомпанемента, а это значит, что народная музыка исключительно вокальная, хотя крайне редко используется скрипка и некоторые другие инструменты. Гимн Исландии -- У Guр vors lands (исл. Бог нашей страны), написан в 1874 году. Автор слов -- Маттиас Йохумссон, композитор -- Свейнбьёрн Свейнбьёрнссон[13].

Профессиональная музыка зародилась в начале XIX века, во время обострения борьбы исландцев за независимость. В XX веке на исландскую музыку повлияла европейская музыка, хотя и влияние не было сильным, что позволило сохранить её самобытность. После Второй мировой войны, когда Исландия стала независимой страной, исландская культура, и в том числе музыка, стала развиваться очень быстро. В 1950 году был основан Исландский симфонический оркестр и открылся Национальный театр Исландии. В 1993 году в городе Акюрейри был создан второй в стране профессиональный оркестр -- симфонический оркестр Северной Исландии.

В 1980--1990 годах в Исландии развивались новые музыкальные направления -- джаз, рок-музыка, поп-музыка. Многие исландские певцы, музыканты стали известными не только у себя на родине, но и во всём мире. Бьорк, The Sugarcubes, Sigur Rуs, Mъm, Эмилианa Торрини, Seabear, Олоф Арналдс, Amiina, Бrstнрir, Олафур Арналдс и другие имена известны не только в Исландии, но и за её пределами.

3.8 Драматический театр

Хотя элементы театрального искусства содержались уже в произведениях средневековой исландской литературы, однако первые профессиональные спектакли ставились только в начале XVIII века латинской школой в Скаульхольте, которая позже работала в Рейкьявике. В 1897 году в столице было создано Рейкьявикское театральное общество, которое стало первым толчком для развития театрального искусства. В первые годы работы общества ставились в основном пьесы исландских авторов -- С. Пьетурссона, М. Йохумссона, И. Эйнарссона, Й. Сигурйонссона и других. Однако позже, когда Исландия стала суверенной страной, ставились пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и других. Позже общество было переименовано в Городской театр Рейкьявика, а в 1950 был организован Национальный театр, на сцене которого ставятся драматические и музыкальные спектакли. В репертуаре Национального театра время от времени появляются оперы, и ряд исландских оперных певцов и певиц пользуется большим успехом за границей. Среди них одна из самых известных -- Сигрун Хьялмтисдоуттир. В 1980 году был создан Исландский оперный театр (Нslenska уperan), в котором каждый год ставятся 2--3 оперных представления. Исландский оперный театр является одним из немногих культурных объектов страны, которые получают субсидии из государственного бюджета. За пределами Рейкьявика большую роль играет Театральная компания Акюрейри, а также несколько любительских театральных трупп, которые дают представления по всей стране. учреждениями.

В Исландии роль театра так высока, что три из четырёх жителей страны регулярно посещают спектакли, поставленные различными театрами, а одна из директоров Городского театра Рейкьявика, Вигдис Финнбогадоттир, была избрана президентом страны в 1980 году.

3.9 Образ жизни

Стиль жизни и характер исландцев во многом обусловлен природой и климатом острова, а также историческим прошлым народа. Исландцы связанны с природой и считают себя частью её. Вот почему почти у всех исландцев есть большие внедорожники, на которых они часто ездят отдыхать в свои маленькие домики за городом. Исландцы любят путешествовать, но не заграницей, а у себя на родине; каждый год исландские семьи посещают исторические места и природные памятники Исландии.

Исландцы любят все виды искусства. Даже в маленьких городах можно увидеть музеи, галереи, театры и кинотеатры. Из расчёта на душу населения в среднем исландском городе в четыре раза больше кинотеатров, чем в аналогичном европейском. Исландцы обожают вечеринки. Будучи вынужденными в течение веков развлекаться долгими зимними вечерами коллективно, они и в наши дни не выносят одиночества.

Климат очень сильно влияет на стиль жизни исландцев. На острове, где половина года -- день, а другая половина -- ночь, люди в течение веков придумывали занятия, игры, которые помогают коротать длинные зимние ночи и разнообразить летние дни. Кроме семейных игр, есть множество видов состязаний, в которых участвуют все -- и молодые, и старики. До недавнего времени вязание было настоящим национальным хобби и остаётся таким в маленьких хуторах, при чём вяжут как женщины, так и мужчины. Ещё одно распространённое хобби -- коневодство. В Исландии есть даже особая порода лошадей -- исландская лошадь. Её характерные черты -- небольшой рост (до 144 см в холке), коренастость и грубоватость, большая голова, косматая плотная чёлка, длинные грива и хвост.

Как и во всех холодных странах, в Исландии пьют и пьют много, несмотря на то, что алкоголь в этой стране стоит дорого. До того, как был отменен сухой закон в 1989 году, исландцы сами гнали алкоголь. Национальный исландский алкогольный напиток -- картофельная водка, которая называется бреннивин.

В Исландии развиты все виды спорта, но особенно популярна народная исландская борьба -- глима. Глима, существовавшая уже во времена викингов, сохранилась только в Исландии. Описания глимы имеются в нескольких исландских сагах, например, в «Саге о Греттис» и «Саге об Олаве Трюггвасоне». В Исландии популярны также такие виды спорта, как гандбол, шахматы, футбол, а также зимние виды спорта. Но особых успехов достигли исландцы по гандболу и шахматам. Мужская сборная Исландии по гандболу завоевала серебряную медаль на Летних Олимпийских играх 2008 года, которые проходили в Пекине. А исландские шахматисты, самые известные из которых -- Фридрик Олафссон, Йоун Арнасон, Маргейр Петурссон, Хельги Олафссон, Гудмундур Сигурьонссон, и Йохан Хьяртарсон, неоднократно побеждали в разных турнирах.

Хотя исландцы считают себя потомками викингов, а общество этого древнего народа было патриархальным, чётко прослеживается одна из главных тенденций современной Исландии -- феминизация общества. В начале 2010 года в Исландии запретили проведение стриптиз-шоу. Исландия стала первой европейской страной за исключением Ватикана, Андорры и нескольких других карликовых государств, где стриптиз запрещён законодательно. Гендерное равенство считается одной из главных черт этой страны. Исландки получили право голосовать на выборах одними из первых в Европе в 1915 году. При этом в стране не было массовых демонстраций суфражисток или дискуссий по этому поводу, как в других странах Европы.

3.10 Религия и верования

В Исландии действует евангелистская лютеранская церковь, прихожанами которой являются 92,2 % жителей страны. В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в стиле барокко, классицизма, а с конца XIX века очень активно -- в стиле неоготики. В XX веке построено большое количество церквей в стиле модерн. В Исландии есть также небольшое количество католиков и православных (см. Религия в Исландии), а также мусульман (см. Ислам в Исландии).

С официальной религией мирно уживаются неугасающие языческие традиции. Всё большую популярность завоёвывает древняя скандинавская религия, известная как Асатру, причём не как новое веяние, а в качестве официально признаваемой секты. Возрождение Асатру произошло в 1970-х годах в среде овцеводов; эта религия основана на гармонии с природой и на могуществе природных сил, представленных в образе древних божеств.

Последователи Асатру считают главным долгом возродить религию своих предков. Их вера базируется, как и у прочих язычников, на обожествлении сил природы, восстановлении традиций и фольклора коренного населения своей страны. Скандинавская мифология является мистической основой Асатру. Согласно вероучению Асатру, люди наполнены божественной сущностью, которая находится вне сознания и выражается через богов и богинь. Так как боги являются родственниками людей, их принято почитать и славить. Верховный бог пантеона Асатру -- Один, спутники которого -- вороны Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное -- восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В Вальхалле Одину и его дружине прислуживают валькирии -- девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, выбирающие героев для Вальхаллы. Оружие Одина -- копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Корабль Одина -- Скидбладнир (Skнрblaрnir, «сложенный из тонких дощечек»), самый быстрый корабль мира, вмещающий любое количество воинов, который, однако, можно при надобности сложить и спрятать в карман. Скидбладнир был построен гномами Брок и Синдри. Сначала он принадлежал Локи, но потом был подарен богам в возмещение за кражу волос богини Сиф, жены Тора.

Исландцы также верят в существование мифических существ -- троллей, эльфов и гномов. Однако эти существа отличаются от своих собратьев из других скандинавских стран. В отличие от норвежских, исландские тролли громадного роста и обитают в горах, а карлики живут под землёй и в скалах. Их также называют «хульдуфоулк» -- что в переводе с исландского означает подземные жители или скрытые жители, мир которых -- это зеркальное отражение мира людей, хотя они ни чем не отличаются от людей. Вера исландцев в сверхъестественное очень глубока, и доказательство тому многочисленные исландские сказки, в которых отобразилось всё богатство исландской культуры. В отличие от других стран Европы, в Средневековой Исландии не были забыты языческие мифы; наоборот -- древние мифы и христианская религия были синкретизированы.8

3.11 Праздники

Одним из главных праздников Исландии является Новый год. На празднике Нового Года исландцы жгут костры, поют и танцуют возле них. После Нового Года исландцы празднуют самый главный традиционный праздник -- Йоль. У этого праздника много названий. Его называют «Праздник костров», так как в этот день исландцы жгут большие костры в специальных местах; «Мать всех ночей», так как праздник посвящён дисам -- богиням судьбы, «Треттаундинн», который переводится, как «тринадцатый день» (символизирует тринадцатый день после Рождества). Традиции Йоля близки традициям Рождества. В Йоль наряжают ёлку и кладут под ней подарки. Издавна в Исландии существует поверье, что в этот день надо обязательно надеть новую шерстяную одежду, иначе Йольский Кот придёт и отберёт праздничный обед, дорогие вещи или даже детей.

Ещё один зимний праздник -- День святого Валентина. Хотя этот праздник христианский и церковный, но исландцы добавили в него национальный колорит. В Исландии День святого Валентина посвящается сыну Одина -- Вали, тем не менее это праздник, как и повсюду в мире, имеет отношение к романтике любви. В Исландии существует забавный обычай: девушки в этот день вешают парням на шеи головешки, а те в ответ пытаются повесить на шеи девушек камушки. Смысл этого ритуала легче понять, если учесть, что для зажжения костра в День Вали обязательно нужно высечь искру ударом камня о камень.

Один из самых новых праздников -- День пива. Его отмечают 1 марта -- в этот день был принят закон о пиве, действующий в этой стране до 1989 года. Этим актом был отменен «сухой закон», действовавший в стране почти век. День пива празднуется в барах и ресторанах. Гулянки продолжаются до утра. Организуются концерты и специальный пивной фестиваль.

Лютеранская Пасха -- один из самых, если не самый главный праздник для исландцев. В Пасху исландцы пекут пироги, делают шоколадные яйца. Единственной исландской традицией, связанной с Пасхой, можно считать поверье, что в Пасху солнце танцует, двигаясь в разные стороны, однако чтобы стать очевидцем этого зрелища, надо, чтобы дата Пасхи совпала с той датой, когда Иисус воскрес.

Сумардагуринн Фирсти -- праздник первого дня лета празднуется с особым размахом. С этим днем связано очень много поверий, так как это языческий праздник. Например, считалось, что если в ночь на праздник случались заморозки, то это к лучшему. Это явление называлось «лето, примёрзшее к зиме». Также считалось, что слой сливок на молоке в новом году будет соответствовать слою льда, образовавшегося на воде в эту ночь. Так что если ночь была морозной, то и молоко было бы жирным.

21 июня исландцы отмечают мид-саммер -- праздник середины лета. Этот праздник тоже является языческим и сохранился с времён, когда древние викинги делили год на две части -- лето и зиму и праздновали середину лета и середину зимы. В этот день в современной Исландии организуется Фестиваль летнего солнцестояния. Есть множество традиций, связанных с этим днем. Например, исландцы считают, что самая короткая ночь в году обладает магической силой и может излечить от 19 различных болезней, поэтому проводят культовые мероприятия, связанные с этим поверьем.

Ветрнэтр -- Праздник первого дня зимы или День зимы. В этот день исландцы жгут костры, проводят разные состязания. В современной Исландии в Ветрнэтр организуются множество фестивалей, самые знаменитые из которых -- «Iceland Airwaves» и Фестиваль молодёжного искусства.

В декабре исландцы празднуют Католический день Святого Николая и Рождество Христово. В Исландии, как и во многих других странах, праздник Рождества Христова был введён для вытеснения дня зимнего солнцестояния, в который производились жертвоприношения. Хотя этот праздник христианский, однако есть очень много поверий, связанных с ним. Например, исландцы считают, что в этот день эльфы переезжают в другое место и те, кто хотели завладеть их богатством, стояли ночью на перекрёстках и ждали эльфов, чтобы торговаться с ними так долго, как это только возможно -- пока не наступит рассвет и эльфы не растворятся в воздухе, оставив всё добро на земле.

Главнейшие государственные праздники -- День независимости Исландии, который празднуется 1 декабря, День президента Исландии и День провозглашения Исландской Республики, который празднуется 17 июня.

3.12 Кухня

Исландская кухня основывается на рыбе и баранине. Местные деликатесы именуются торраматур. В геотермальных теплицах выращивают много овощей.

Одно из основных государственных блюд - харкарл(протухшее акулье мясо). Выловленную акулу зарывают на полгода в песок, чтоб достигнуть определенной степени разложения. Потом откапывают и подают с местной водкой. Другое национальное блюдо - хрутспунгур. Это особенным методом маринованные яйца молодого барашка, спрессованные фактически в печенье. Либо свид- вареная овечья голова, распиленная пополам. Наименее экзотические блюда - хардфискур (сушеная пикша, треска либо океанский сом), блейкия (обугленное мясо), хангикьот (копченый ягненок), скюр(исландский йогурт) и китовое мясо. Тончайший хлеб именуется лауфабраус. Лишь в Исландии выпекают вулканический хлеб. К примеру, в районе озера Миватн. Тесто помещают в железный контейнер и оставляют в земле на день, после этого вынимают готовую буханку.

Пьют в Исландии в основном кофе. В кофейнях платят лишь за первую чашечку, а все другие получают безвозмездно. Пиво, вино и остальные спиртные напитки стоят недешево (крупная кружка пива - приблизительно $8, малая - около $5). До 1989 г. в Исландии пиво вообщем было запрещено в течение 75 лет. Исландская водка - бреннивинн - напиток из картофеля, ароматизированный тмином. В стране есть большой выбор евро спиртного и вин. Cтоимость обеда в ресторане в среднем - $20-50 на человека. Давать на чай - не принято.

Заключение

Несмотря на то, что культура Исландии развивалась в такой суровой труднодоступной местности, она сохранила в себе всю жизнерадостность и независимость, заложенную в ней еще потомками фермеров и воинов, бежавших сюда от тирании средневековой Скандинавии.

Проанализировав вышеизложенные сведения, можно сделать вывод, основываясь на измерении культуры и типологиях различных исследователях, что культура Исландии:

Феминная.

Моноактивная.

Закрытая.

С низкой дистанцией власти.

С низким уровнем избегания неопределённости.

испания этнокультурный ментальность национальный

Список использованной литературы

1. Андрессон К. Современная исландская литература. -- М., 1957

2. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). -- СПб., 1890--1907.

3. Сейл Р. Эти странные исландцы. -- М: Эгмонт Россия, 2004. -- С. 96.

4. Стеблин-Каменский М.И. Древнеисландский язык -- 2-е изд. -- М: Едиториал УРСС, 2002. -- С. 288.

5. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. -- М., 1979

6. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. -- Л: Наука, 1967. -- С. 183.

7. Хьяульмарссон Йон Р. История Исландии. -- М.: Весь Мир, 2003. с. 240 8. Anderson Robert Thomas The Ghosts of Iceland. -- Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2005. -- P. 155.