logo search
Динамика географической и товарной структуры внешней торговли Германии за период 2008-2013 гг.

Заключение

В целом, исследования показали, что у Германии укрепилась положительная тенденция развития внешней торговли. В период 2008 по 2013 года объем внешнеторгового оборота экспорта и импорта примерно уравновесились. Качественные изменения произошли в товарной структуре экспорта и импорта. Наблюдался опережающий рост экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости; дальнейшая оптимизация структуры импорта. Увеличилось активное сальдо товарообмена.

Крупнейшей товарной группой экспорта Германии традиционно является продукция общего и специального машиностроения. В 2013 г. её доля составила 31,8%, что несколько ниже показателей прежних лет. Экспорт Германии в 2013 г. составил 1,46 трлн долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 42,5 млрд долл. или 3%. Его величина стала третьей в истории, уступая показателям 2011 и 2008 гг. Главными статьями германского импорта традиционно выступают «топливо» (14,8% в 2013 г.), «механическое оборудование и техника, компьютеры» (12%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (10,7%) и «колёсные транспортные средства» (8,1%).

Внешняя торговля - одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. Статья экспорта является существенной в общем объеме ВВП Германии. Сейчас по объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире. Так же страна имеет положительное сальдо внешнеторгового товарооборота, а следовательно можно сделать вывод о том, что Германия больше экспортирует товаров, чем импортирует их.

Можно отметить, что внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

Можно так же сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности. Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье.

Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.

Стимулированию германского экспорта способствует развитая система финансирования и страхования внешнеэкономической деятельности.

Германия является участником самой развитой на настоящий момент интеграционной группировки (ЕС), а следовательно она придерживается общей внешнеторговой политики экономического союза.

Во внешнеторговой политике применяется единый таможенный тариф, тарифные квоты на сельскохозяйственные товары; тарифные квоты на текстильные товары в рамках многостороннего соглашения по текстилю; квоты, устанавливаемые в рамках соглашений о «добровольном ограничении экспорта» из третьих стран; экспортные квоты.

Также важнейшей особенностью функционирования ЕС является введение общей сельскохозяйственной политики, которая позволила стать ЕС вторым экспортером сельскохозяйственной продукции в мире.

Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место.

Если говорить о перспективах роста конкурентоспособности экономики ФРГ, то можно сделать следующие предположения.

Международная конкурентоспособность германской экономики, и, прежде всего, ее базовых и наукоемких отраслей - автомобилестроения, химической и биотехнической промышленности, - в долгосрочной перспективе будет расти.

В настоящее время ряд отраслей германской промышленности, начиная с машиностроения и автомобилестроения и кончая фармацевтической промышленностью и производством спортивных товаров, успешно экспортируют свою продукцию. Это стимулирует и другие отрасли. Однако самые высокие темпы роста в ближайшие десятилетия ожидаются в сфере услуг, прежде всего в таких секторах как логистика, страхование, информационные технологии, предпринимательские услуги и здравоохранение.

Список литературы и интернет источников

1. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Uzbekistan

2. http://www.mfer.uz/

3. http://www.jahonnews.uz

4. http://www.my-article.net

5. http://www.rhd.uz/index.php

6. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮКТАД) / Статистическая база данных - http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx

Приложение

Объем экспорта и импорта Германии за период 2008-2013гг.

Таблица 1

Год

Объем экспорта, млн.$

Объем импорта, млн. $

2008

1,466,137

1,200,626

2009

1,127,839

938,363

2010

1,271,096

1,066,816

2011

1,482,202

1,260,297

2012

1,416,184

1,173,287

2013

1,458,646

1,194,482

Источник: статистический сайт Конференции ООН по торговле и развитию (http://unctadstat.unctad.org/)

Внешнеторговый баланс и внешнеторговый оборот Германии за период 2008-2013гг.

Таблица 2

Год

Внешнеторговый баланс, млн. $

Внешнеторговый оборот, млн.$

2008

265,511

2,666,763

2009

189,476

2,066,202

2010

204,280

2,337,912

2011

221,905

2,742,499

2012

242,897

2,589,471

2013

264,164

2,653,128

Источник: статистический сайт Конференции ООН по торговле и развитию (http://unctadstat.unctad.org/)

Товарная структура экспорта Германии в период 2008,2013 гг.

Таблица 3

Товар

2008

2013

Продовольственные товары и живые животные

56,164

68,054

Напитки и табак

10,387

11,201

Сырье непродовольственное, кроме топлива

25,563

24,328

Минеральное топливо, смазки и подобные им товары

37,548

41,763

Жиры масла и воски растительного и животного происхождения

2,899

3,716

Химические продукты

211,334

212,915

Обработанные изделия

202,138

181,655

Машины, оборудование и транспортные средства

678,731

685,980

Разные готовые изделия

140,932

148,747

Товары и сделки, не включенные в вышеперечисленные разделы

97,346

72,820

Источник: статистический сайт Конференции ООН по торговле и развитию (http://unctadstat.unctad.org/)

Товарная структура импорта Германии в период 2008,2013 гг.

Таблица 4

Товар

2008

2013

Продовольственные товары и живые животные

64,105

72,350

Напитки и табак

8,117

9,489

Сырье непродовольственное, кроме топлива

41,753

44,515

Минеральное топливо, смазки и подобные им товары

163,271

173,667

Жиры масла и воски растительного и животного происхождения

4,793

4,660

Химические продукты

142,608

147,584

Обработанные изделия

164,496

149,013

Машины, оборудование и транспортные средства

382,093

383,898

Разные готовые изделия

123,293

139,170

Товары и сделки, не включенные в вышеперечисленные разделы

106,092

62,604

Источник: статистический сайт Конференции ООН по торговле и развитию (http://unctadstat.unctad.org/)

Географическая структура экспорта Германии в 2008,2013 гг.(в млн.$)

Таблица 5

Партнеры

2008

2013

Франция

142,630

131,955

США

105,211

117,840

Великобритания

98,710

94,647

Нидерланды

96,715

90,594

Италия

94,391

70,198

Австрия

79,230

73,313

Бельгия

76,139

55,230

Испания

64,743

41,585

Польша

59,180

56,022

Швейцария

58,103

63,625

Китай

50,173

89,462

Источник: статистический сайт Конференции ООН по торговле и развитию (http://unctadstat.unctad.org/)

Географическая структура импорта Германии в 2008,2013 гг. (в млн.$)

Таблица 6

Партнеры

2008

2013

Франция

98,292

84,268

США

67,638

66,383

Великобритания

65,135

51,474

Нидерланды

105,972

106,688

Италия

67,808

62,776

Австрия

48,702

48,074

Бельгия

58,725

49,526

Испания

31,921

31,547

Польша

38,624

47,490

Швейцария

46,353

51,945

Китай

86,711

98,725

Источник: статистический сайт Конференции ООН по торговле и развитию

(http://unctadstat.unctad.org/)