Заключение
На карте мира конца XVIII -- начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.
Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли -- Антарктиды. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. - М.: Просвещение, 1967. - С.583.
В северных странах возникает интерес к путешествиям в Арктику и развитию морских промыслов в полярном море, и именно в XIX веке норвежцы начинают постепенно вытеснять поморов с морских промыслов в северных морях. В это же время происходит расцвет норвежского кораблестроения, и норвежские суда начинают использовать в качестве транспортного средства полярные экспедиции многих стран. Несомненно, что собственные полярные экспедиции еще в большей степени способствовали укреплению имиджа Норвегии как северной, полярной нации. Полярные исследования стали важным составным звеном норвежского национального самосознания. Однако для норвежцев более весомым основанием для организации национальных экспедиций была демонстрация всему миру своих особых, северных качеств: географическая принадлежность к Северу, способность к перенесению суровых климатических условий, навыки полярного мореплавания и кораблестроения, умение организовать зимовку, привычка к пребыванию на открытом воздухе, мастерство в ходьбе на лыжах и любовь к северной природе. В то время как в русском общественном сознании при организации экспедиций доминировало осознание ответственности за исследование и освоение северных территорий, входящих в состав Российской Империи, и защита их от посягательств иностранцев.
В настоящее время ситуация с осознанием роли и значимости полярных исследований, на мой взгляд, коренным образом изменилась. Теперь им всё чаще придается геополитический характер. И связано это в последние годы, прежде всего, с ситуацией в Арктике, а именно с борьбой на ресурсы Северного Ледовитого океана. Норвегия же, как приарктическое государство, является полноправным претендентом на часть шельфа данного океана:
- с геополитической точки зрения страна является одним из главных участников международных отношений в Арктическом регионе. (Норвегия - член НАТО);
- разрабатывает соответствующие концептуальные программы защиты национальных интересов в регионе с обязательной привязкой их к интересам коллективной безопасности в рамках НАТО;
- готовится стать арктической супердержавой, присоединив к себе морские пространства от береговой линии до Северного полюса, многократно превышающие ее нынешнюю территорию;
- прилагает большие усилия к научно-исследовательскому обоснованию принадлежности своей стране спорных территорий;
- выступает за раздел по срединной линии, когда граница раздела проходит на равном удалении от береговых линий государств. При таком разделе в районе Баренцева моря образуется «свободная» акватория размером 175 тысяч километров квадратных, потенциально содержащая большие газовые месторождения (близ месторождения Штокман). Эту территорию и пытается присоединить к себе Осло, зарезервировав национальное право на дальнейшее ее расширение на более позднем этапе.
И, подводя вывод своей курсовой работе, считаю важным отметить, что полярные исследования и открытия норвежских путешественников XIX-XX веков сыграли огромную роль для Норвегии XXI века. Они способствовали завоеванию Норвежским государством международного авторитета и уважения. Поэтому в немалой степени благодаря им сейчас Норвегия воспринимается мировым сообществом как сильная, развитая северная страна, с которой необходимо считаться при решении проблем, связанных с распределением ресурсов Арктики.
Список использованной литературы
1. Амундсен Р.Плавание Северо-Западным проходом на судне "Йоа": Пер. с норвежского. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2004. - 349 с.
2. Аненнская А. Фритьоф Нансен и его путешествия в Гренландию и к северному полюсу. - 5-е изд. - М.,1922. - 365 c.
3. Вагнер Б. Б. Идущие к горизонту: В 2 кн.: Кн. 2: Путями великих мореплавателей. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 304 с.
4. Вязов Е. И. Руал Амундсен (1872-1928). - М.: Географгиз, 1955. - 40 c.
5. Даниельсен Р. История Норвегии: От викингов до наших дней: Пер. с англ. / Рольф Даниельсен, Столе Дюрвик, Туре Гренли. - М.: Весь мир, 2003. - 515 c.
6. Добровольский А. Д. Фритьоф Нансен - выдающийся полярный иследователь. - М.: Знание, 1956. - 31 c.
7. Кан А. С. История Скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция): Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1980. - 311 c.
8. Кан А. С.История Норвегии/ А. С. Кан , А. Я. Гуревич, В. В. Рогинский. - М.: Наука, 1980. - 710 c.
9. Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. - М.: Просвещение, 1967. - 714 c.
10. Нансен Ф. Собрание сочинений: В 5 томах. М.: Географгиз, 1939--1940.
11. Энгельмейер А. К. По русскому и скандинавскому северу: путевые воспоминания: в четырех частях. - М.: Типография Л. Лисснера и А. Гешеля, 1902. - 210 c.
Приложение 1
Рис.1 Маршрут экспедиции Фритьофа Нансена в Арктике Нансен Ф. Собрание сочинений: В 5 томах. М.: Географгиз, 1939--1940.
норвежский исследователь амундсен нансен
Приложение 2
Рис.2 Карта Арктических экспедиций Руала Амундсена Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. - М.: Просвещение, 1967. - С.705.
Приложение 3
Рис.3 Карта Антарктических экспедиций Руала Амундсена Вязов Е. И. Руал Амундсен (1872-1928). - М.: Географгиз, 1955. - С.38.