logo search
Новая папка / Зарубежное туристское страноведение

1.4. Экономико-географическое положение

Страноведческая характеристика должна показывать место страны в международном разделении труда, ее политико-географическое и экономико-географическое положение. Современная интерпретация экономико-географического положения (ЭГП) стала намного шире и сложнее, чем раньше. Определение Н. Н. Баранским ЭГП как «отношения какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение» сохраняет свою актуальность. Однако значительные успехи в развитии транспорта коренным образом изменяют основополагающее для географии представление о соотношении понятий «пространство — время», о доступности и значимости «вне лежащих данностей». Если раньше географию традиционно считали «наукой расстояния» или «пространственного взаимодействия», то в настоящий момент все большее внимание привлекает временная география. Поскольку понятие «пространство» в большей мере определяется разделением во времени, что связано с развитием транспорта, оно становится все относительнее и динамичнее. В результате колоссального прогресса транспорта пространство заметно «сужается».

Сегодня набор критериев ЭГП становится гораздо многограннее, что зависит в первую очередь от положения на «политической карте мира» и от основных глобальных проблем современности. Возрастает значение и «экологического положения» относительно очагов экологического кризиса. Нередко проблемы такого рода определяются «импортом загрязнения», как это, например, имеет место для экологически чистых Скандинавских государств, получавших его из ФРГ, Великобритании и других индустриальных стран.

Значительное увеличение перемещений всякого рода определяет важность учета и транзитного положения на путях массовых потоков грузов. Например, крупнейшая судоремонтная промышленность Испании возникла на базе положения страны на основных путях супертанкеров. Ближний Восток — Западная Европа, Ближний Восток — США, а также базирования рыболовных флотилий многих стран. Миграционные и туристские потоки также имеют важное значение. Например, в Австрии, с ее массовым потоком туристов на курорты и «транзитников», это порождает в период пика летних отпусков полный транспортный хаос на автодорогах и большую экологическую нагрузку.

Гораздо сложнее и многообразнее становится и природно-ресурсная характеристика: сегодня это — точная количественная и качественная оценка ресурсного потенциала и экологической ситуации, включающая и те виды ресурсов, которые раньше обычно не рассматривались, например рекреационные возможности.

Следует также отметить, что ЭГП страны, региона может быть выгодным или невыгодным. Выгодными являются центральное, соседское, приморское положения. Например, во второй половине XX в. производство во многих странах Западной Европы, в Японии, отчасти и в США сдвинулось к морю. Это связано с ориентацией на топливо и сырье, доставляемое морским путем.

Кроме того, центральность ЭГП является важным фактором общественной жизни, что отражается на оперативности функций политического и административного управления и на размещении важнейших предприятий и учреждений. Центральное или эксцентральное положение региона накладывает отпечаток и на образ жизни населения, и на его психологию. И, напротив, глубинное, периферийное положение (Аляска, Амазония, центральные и северные районы Австралии), как правило, менее выгодно.

Однако для развития туризма этот принцип не совсем верен, ибо отдаленные, периферийные регионы могут привлекать туристов своей экзотикой, удаленностью от индустриальных и административных центров, этнографическими особенностями, красотой природы.