logo search
СМП в годы войны

Северные конвои. Исследования, Воспоминания, Документы. Выпуск n4

© Россия, г.Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2000г. © Авторский коллектив альманаха "Северные конвои N4" Руководитель проекта - Супрун М.Н.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ. 1941 — 1945 гг.

 

Открыта в мае 2010 г.

 

Выставка, представленная в пяти разделах, посвящена 65-летия победы Советского союза в Великой Отечественной войне.

1 раздел — «На страже Заполярья». В разделе рассказывается о защите силами Северного флота внутренних и внешних коммуникаций страны в Заполярье и контроле восточной части Баренцева моря.

В разделе рассказывается о защите силами Северного флота внутренних и внешних коммуникаций страны в Заполярье и контроле восточной части Баренцева моря.

2 раздел — «Арктические союзные конвои». В разделе раскрывается тема поставок морским путем взаимообратной военной помощи союзниками по антигитлеровской коалиции.

За время Великой Отечественной войны в северные порты нашей страны из общего объема поставок было поставлено 22,7 % грузов (около 4 млн. тонн, в основном, вооружение и стратегическое сырье, продовольствие и др. грузы) и 2,5 % перевезено по трассе Северного морского пути (СМП).

В этом разделе выставки можно было познакомиться с картой гибели судов и кораблей, участвовавших в конвоях, подлинными предметами военного обмундирования, корпусом большой глубинной бомбы, гильзами артиллерийских снарядов, плакатами времен войны, продуктами, поставляемыми по «ленд-лизу», моделями самолетов и судов времен Великой Отечественной войны.

3 раздел — «Обеспечение перевозок по СМП в годы Великой Отечественной войны» В разделе рассказывается об обеспечении трассы СМП надежными гидрометеорологическими и гидрографическими оперативными данными для безопасного мореплавания в 1941—1945 гг.

Гидрометеорологическое и гидрографическое обслуживание мореплавания по трассе СМП в годы войны находилось в ведении Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Научное руководство гидрометеорологическим обеспечением трассы СМП осуществлял Арктический научно-исследовательский институт (АНИИ) во главе с В. Х. Буйницким. В АНИИ поступали сведения о гидрологической, ледовой и метеорологической обстановке в Арктике, полученные с полярных станций, во время экспедиций ледово-гидрологического патруля и аэроразведки льдов арктических морей. Собранные данные служили основой для обеспечения трассы СМП точной оперативной информацией и надежными метеорологическими, гидрологическими и ледовыми прогнозами.

За годы войны значительный объем исследований был проведен Гидрографическим управлением ГУСМП во главе с В. И. Сухоцким. Важнейшей задачей полярных гидрографов было обеспечение безопасного мореплавания в восточном районе СМП, были составлены точные карты побережья Таймырского п-ова и прилегающих районов. Во время навигации здесь постоянно работали экспедиции ГУ ГУСМП на судах.

4 раздел — «Северный морской путь. Сквозные плавания. 1941—1945 гг.». В годы Великой Отечественной войны СМП стал важнейшей транспортной коммуникацией СССР на Севере, связывающий порты Европейской Арктики с Сибирью и Дальним Востоком. В разделе рассказывается об организации транспортных операций по СМП, решении проблем снабжения развернутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей.

В 1941—1945 гг. руководство транспортными операциями в Арктике осуществлялось ГУСМП, которым руководил И. Д. Папанин, а их военное обеспечение в Карском море и у Новой Земли непосредственно осуществляли корабли и самолеты БВФ, которым командовал Н. П. Аннин. Непосредственная организация судоходства по СМП возлагалось на штабы морских операций Западного и Восточного района Арктики.

В распоряжении штаба морских операций находился вооруженный ледокольный флот, который осуществлял ледовую проводку караванов. ледокольными судами командовали знаменитые капитаны А. И. Ветров, В. И. Воронин, М. В. Готский, Г. М. Марков, П. А. Пономарев, Ю. К. Хлебников, Н. И. Хромцов и др. Через северные районы Тихого океана и далее по СМП в порты советской Арктики, во время войны было доставлено 452 тысячи тонн различных грузов из США.

В разделе были представлены подлинные Журналы отчетов Штаба морских операций Восточного и Западного районов Арктики за навигацию 1943 и 1944 гг.

5 раздел — «Гидрологическое и метеорологическое обеспечение сил Северного морского флота в годы Великой Отечественной войны». В разделе показано участие Гидрометслужбы Северного морского флота в обеспечении действия морских сил оперативной информацией, прогнозами погоды, состояния моря, ледовой обстановки. Офицерами Гидрографической службы осуществлялись лоцманские проводки военных кораблей и конвоев в Архангельск и Мурманск. Кроме этого гидрографы обеспечивали также артиллерийские стрельбы кораблей, постановку минных заграждений и противолодочных сетей, траление вражеских мин, высадку десанта и создание переправ.

На выставке экспонируются предметы и документы участников ВОВ войны из фондов РГМАА, из фондов ЦВММ и ВММ Министерства обороны.